на главную страницу

1 Февраля 2007 года

Армия и общество

Четверг

Внимание учебному кино!

Генерал-майор Александр ДАНИЛОВ, вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка,
генерал-майор Вячеслав САМСОНОВ, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.



     На сегодняшний день нет необходимости доказывать, что воспитание и обучение воинов - дело исключительной важности. За очень короткий срок солдату предстоит не только освоить сложную боевую технику, но и выработать в себе умение подчиняться, без чего невозможно быстрое и точное выполнение боевой задачи.
     К сожалению, руководители занятий, молодые офицеры и прапорщики, зачастую строят свои занятия по давно устаревшей схеме - конспект, плакат, диапозитив. Но ведь некоторые темы практически невозможно полно и доходчиво раскрыть, не используя киновидеофильмы. Например, скрытые от глаза процессы в двигателях, агрегатах, стрелковом оружии и других аппаратах по-настоящему можно понять, лишь посмотрев соответствующие учебные киновидеофильмы.
     Условность ситуации позволяет обучаемому быть активным участником сложнейших процессов, быстро и качественно освоить тему. Кроме того, нельзя не учитывать и эмоциональное воздействие учебного киновидеофильма на обучаемого. Хорошо известно, что зрительный раздражитель наиболее сильно воздействует на человека.
     Так, при обучении механика-водителя боевых машин учебные киновидеопособия помогают значительно ускорить процесс обучения молодых водителей.
     При проведении теоретических занятий по огневой, строевой подготовке, караульной службе также необходимо использовать киновидеофильмы. Особенно на занятиях по караульной службе. Ведь именно на этой службе солдат впервые в своей жизни выполняет боевую задачу с оружием. В этой службе мелочей не бывает. В фильме реально показаны сложные ситуации, которые могут возникнуть во время несения службы часовым: проникновение нарушителей на охраняемую территорию, нападение на пост, возникновение пожара и т.д. Никакой даже самый эмоциональный рассказ не заменит здесь учебных кинопособий.
     Вооруженные Силы на сегодняшний день располагают достаточным количеством киновидеофильмов. Необходимо только применять эти учебные пособия в сочетании с другими дидактическими материалами. Полностью возможности учебного кино раскрываются только при тщательной подготовке руководителя к занятиям и в умелом подборе дидактического материала.
     К сожалению, в некоторых воинских частях учебные киновидеофильмы используются редко и малоэффективно. Демонстрация киновидеопособий осуществляется непродуманно. Иногда учебные киновидеофильмы демонстрируются перед началом художественных фильмов, что сводит на нет эффективность учебных киновидеофильмов.
     Вооруженные Силы сейчас располагают не только собственной киностудией, но и телевизионным каналом «Звезда», который уже завоевал огромный авторитет не только у военных, но и у миллионов российских телезрителей. Кинобазы Вооруженных Сил располагают большим количеством документальных технико-пропагандистских и научно-популярных киновидеофильмов. Причем следует учитывать то, что видеопособия по причине компактности их носителей очень удобно хранить, учитывать и демонстрировать.
     Многочисленные методические пособия помогут молодому руководителю занятий не только грамотно ввести киновидеофильм в ткань занятия, но и с легкостью прогнозировать эффективность этого введения. Однако не следует забывать, что это творческий процесс, требующий не только высокой профессиональной подготовки руководителя занятий, но и определенного педагогического опыта.
     Здесь важно учитывать прежде всего специфику темы, уровень подготовки слушателей и, главное, общий психологический климат аудитории.
     Среди киновидеофильмов необходимо выбрать тот единственный фильм, который быстро дойдет до сознания каждого участника занятия и позволит наиболее полно раскрыть тему занятия. Руководитель должен точно определить для себя цель, которую он ставит, используя кинофильм в учебном процессе.
     Учебный киновидеофильм следует демонстрировать до начала занятия, чтобы предварить разговор по теме и дать обучаемым начальные сведения по тому или иному вопросу. Иногда возникает необходимость продемонстрировать киновидеофильм после занятия, чтобы закрепить пройденную тему, обращая внимание на те моменты, которые оказались наиболее трудными для усвоения. В каждом конкретном случае ведущая роль должна принадлежать руководителю занятий.
     Развивать у воинов познавательную активность практически невозможно без использования видеокинофильмов.
     К сожалению, руководители занятий, особенно молодые, не всегда охотно обращаются к этому виду учебных технических средств обучения.
     В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что повседневное внимание руководителей занятий с личным составом к использованию киновидеофильмов даст возможность широко распространить передовой опыт, внедрить достижения науки и техники в учебный процесс и тем самым повысить эффективность обучения и воспитания воинов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex