на главную страницу

6 Февраля 2007 года

Армия и общество

Вторник

«ПИКАССО» НА СЕВЕРНОМ ФЛОТЕ

Формируется межведомственная система органов экологической безопасности Вооруженных Сил РФ

Олег ФАЛИЧЕВ,«Красная звезда».



Экология сегодня волнует человечество не меньше, чем вопросы войны и мира. И это понятно. Ведь речь идет о выживании человечества, результатах его хозяйственной деятельности на Земле. Что предпринимается в армии и на флоте для того, чтобы экологический ущерб от войсковой деятельности был минимальным? На этот и другие вопросы отвечает начальник экологической безопасности Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Алевтин ЮНАК.

     

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Юнак Алевтин Иванович. Родился в 1953 году. Окончил инженерный факультет Военной академии им. Ф.Э. Дзержинского (1975 г.), Российскую академию государственной службы (1996 г.), Высшие академические курсы Военной академии Генерального штаба (1998 г.). В Вооруженных Силах с 1970 года. С апреля 2002 года – начальник экологической безопасности Вооруженных Сил РФ. Член Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по экологической безопасности. Награжден орденами «За военные заслуги» и Почета.
     

     - Что означает обеспечение экологической безопасности Вооруженных Сил? Какие задачи решаются в этом направлении?
     - Экологическая безопасность Вооруженных Сил подразумевает такой вид их деятельности, которая не могла бы нанести вред природе, человеку и окружающей среде. Именно на это были направлены организационно-методические указания по подготовке Тыла ВС РФ в 2006 году, а также ряд других основополагающих документов. В частности, директива начальника Тыла ВС – заместителя министра обороны РФ от 22.03.2006 г. «О мерах по обеспечению экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации в 2006 году», а также организационно-методические указания по подготовке Экологической службы ВС РФ в 2006 году.
     В частности, предусматривалось, что мы должны были обеспечить до 1 апреля 2006 года проведение организационных мероприятий по переходу на территориальный принцип обеспечения экологической безопасности войск (сил). Это подразумевало также, кроме всего прочего, передачу документов экологическими службами (ЭС) видов ВС РФ, родов войск, главных и центральных управлений Минобороны РФ в ЭС военных округов (флотов) с учетом дислокации подчиненных воинских частей, организаций и учреждений.
     Сложная задача стояла в связи с этим по формированию и совершенствованию экологической службы военных округов и флотов. Ведь надо было и решать вопросы с новой штатной численностью, и принимать необходимые меры по их укомплектованию специалистами, обеспечению материальными средствами. Практически нам надо организовать работу по обеспечению экологической безопасности всех войск (сил), дислоцированных на территории военного округа (флота). В тесной связи с этим находится и другой пласт задач.
     Имею в виду формирование межведомственной системы органов экологической безопасности ВС РФ, других войск и воинских формирований. А это в свою очередь требует организации взаимодействия на региональном уровне с воинскими частями, формированиями и учреждениями других войск (органов) по вопросам планирования и выполнения совместных мероприятий. Например, надо обеспечить проведение работ по нормированию допустимого воздействия на окружающую среду воинских объектов и ликвидации загрязнений земель нефтепродуктами. К сожалению, тут нам есть над чем работать, особенно в районах некоторых воинских аэродромов, где в разные времена была допущена утечка нефтепродуктов и их накопление в земле.
     - Из-за небольших штатов вашей службы добиться выполнения этих масштабных задач, видимо, очень непросто. Выход – в поиске путей более тесного взаимодействия с другими службами и организациями ВС?
     - Пожалуй. Многое в формировании межведомственной системы обеспечения экологической безопасности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов уже делается. На этот счет есть распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 года и соответствующее положение о взаимодействии. В частности, с войсками гражданской обороны, внутренними войсками МВД РФ, подразделениями связи специального назначения ФСО РФ и т.п. Вплоть до войсковых компонентов пограничных органов ФСБ, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства.
     Но, как вы сами понимаете, мало издать инструкцию, надо, чтобы она заработала. Необходимо формирование и реализация единой политики государства в целом в области обеспечения экологической безопасности.
     - Как известно, соблюдать полностью экологические нормы и требования, несмотря на принимаемые меры, удается далеко не всегда. Не зря существует такое понятие, как платежи за загрязнение окружающей среды. Насколько своевременно производятся эти платежы в Вооруженных Силах?
     - Потребность ВС РФ по плате за загрязнение окружающей среды составляет около 500 млн. рублей в год. Выделяемых для этого средств хватает далеко не всегда. Но начиная с 2007 года плата за загрязнение окружающей среды уже будет предусмотрена в бюджете Минобороны России. Кроме того, 31 августа 2006 года принято совместное решение Минобороны России и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «О порядке организации сверки расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с воинскими частями Вооруженных Сил Российской Федерации».
     Несвоевременное внесение платы в соответствии с требованиями КоАП влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере до 6 тыс. рублей. На воинскую часть – в размере до 100 тыс. рублей. В то же время при соблюдении нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, полагаю, надо бы предусмотреть освобождение бюджетных воинских частей, учреждений, организаций Минобороны РФ от указанной платы. Такое решение можно было бы заложить в готовящемся сейчас проекте федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».
     - Есть ли в войсках возможность самостоятельно очищать продукты выбросов и отходы? Насколько воинские части обеспечены соответствующим оборудованием?
     - Обеспеченность ВС РФ комплексами очистных сооружений сегодня составляет 77 процентов. Казалось бы, это не так уж и мало. Но при этом требуют ремонта и реконструкции 68 процентов комплексов очистных сооружений. 80 процентов наших котельных не оснащены системами газоочистки. Все это, конечно, не только наносит вред окружающей среде, но и больно бьет по оборонному бюджету.
     Мы посчитали и пришли к выводу, что если не принимать никаких мер, то сумма штрафов за загрязнение окружающей среды в будущем может составить около 13 млрд. рублей (ежегодно). В Министерстве обороны, конечно, понимают всю остроту этой проблемы и принимают необходимые меры. Так, в соответствии с решением министра обороны РФ в настоящее время ГлавКЭУ Минобороны и Тылом ВС разрабатывается комплекс предложений для представления в Минэкономразвития РФ. Речь идет о концепции Федеральной целевой программы «Совершенствование и развитие природоохранной инфраструктуры ВС РФ на 2008 – 2012 годы».
     На реализацию природоохранных мероприятий потребуется около 54,2 млрд. рублей (на 5 лет). Сумма немалая, но эти деньги, видимо, придется изыскать. Ежегодно в Вооруженных Силах выполняется немалый объем работ по ликвидации загрязнений. В 2006 году, например, они были выполнены на 26 объектах ВС РФ с объемом финансирования в 104 млн. рублей.
     В 2006 году специалисты нашей службы участвовали в работе инспекций Тыла ВС РФ и проводили проверку частей и подразделений ПУрВО, ДВО, ТОФ, СКВО, ЛВО, МВО, Космических войск. Всего проверено более 450 военных объектов различного назначения. Среди выявленных недостатков такие, как слабое знание должностными лицами требований руководящих документов, приказов и директив Минобороны РФ в области охраны окружающей среды; низкая требовательность командиров и начальников к личному составу по выполнению положений природоохранительного законодательства; эксплуатация техники, оборудования и сооружений в ряде случаев с нарушениями установленных правил. Но немало выявлено и природоохранных сооружений, требующих ремонта, реконструкции. В первую очередь это касается изношенного резервуарного парка и коммуникаций баз и складов ГСМ, оснащения боновыми заграждениями кораблей, судов и береговых баз флотов.
     - Что-то предпринимается в практическом плане? Например, в поставке технических средств экологической безопасности?
     - В практической жизни, безусловно, немало внимания отводится разработке новых военных технологий, направленных на совершенствование обеспечения экологической безопасности ВС РФ. В этом отношении можно сказать о поступлении соответствующей техники и оборудования.
     Так, в последнее время в войска были поставлены носимый комплекс технических средств для проведения экологического контроля на военных объектах в объеме 114 шт. (потребность – 158 шт.), прибор экспресс-оценки экологической обстановки на территории (акватории) военного объекта (прибор «Биотокс-К») – 23 шт. (потребность – 158 шт.), а также индивидуальный аналитический комплект эколога (ИАК-Э), установка для термической утилизации отходов, малогабаритная установка для экологически безопасного термического уничтожения отходов. Разработаны и новые средства экологической безопасности.
     В частности, это подвижная лаборатория экологического контроля (ПЛЭК), которая только что принята на снабжение. Ею планируется оснащать экологические службы военных округов (флотов). С ее помощью можно будет осуществлять контроль и количественное определение приоритетных загрязняющих веществ более чем по 180 измеряемым компонентам. Можно назвать и судовую лабораторию для контроля состояния окружающей природной среды. Она размещена на катере проекта 1927 с комплексом «Гвоздь-К». С ее помощью, например, уже был осуществлен эффективный контроль состояния водной среды в прибрежной зоне Финского залива в районе портов Кронштадт, Ломоносов и Выборг, а также в районах перехода между этими портами, осуществлен отбор воды, проведены измерения погружным датчиком радиоактивности.
     На Черное море поступил комплекс морского оборудования по контролю и ликвидации последствий загрязнений, размещенный на судне «Петр Градов». С его помощью, например, в 2004 году была обнаружена и измерена толщина нефтяной пленки в бухтах Севастопольская и Карантинная.
     А сегодня получены данные о значительном снижении загрязненности акватории в районах базирования Черноморского флота РФ. Проводятся и экологические авиационные обследования загрязненных территорий. Здесь хорошо себя показал комплект экологического мониторинга (АКЭМ-обзор) для самолета АН-30РР. Им обследовано 35 военных объектов в ЛВО, МВО, СКВО, ЧФ, БФ, СФ. В результате аэросъемочных работ выявлены, например, нефтезагрязнения акваторий Калининградского и Кольского заливов и прибрежных территорий Балтийского и Северного флотов.
     - Особая тема – утилизация ядерных отходов. Но, может, коротко вы скажете о том, что конкретно делается и на этом участке?
     - В рамках Программы сотрудничества министерств обороны России, Великобритании, Норвегии и США в области охраны окружающей среды в Арктике и принятой нами совместной Декларации работает накопленный нами 10-летний опыт реализации проектов. Поэтому назову лишь несколько конкретных примеров, которые говорят о хорошем темпе работ и принимаемых мерах на Северном флоте в рамках международного сотрудничества по программе «АМЕК». В 2000 году создан прототип и начато серийное производство контейнеров типа ТУК-МБК-ВМФ для временного хранения отработанного ядерного топлива (ОЯТ). А в 2004 году в рамках проекта создания пункта первичной переработки радиоактивных отходов (ППП-РАО) на 10-м судоремонтном заводе Минобороны РФ завершено строительство мобильной модульной установки для переработки твердых радиоактивных отходов (ТРО), хранилища для ТРО и изготовлены 400 металлических контейнеров для хранения и транспортировки.
     Оборудована накопительная площадка для временного хранения контейнеров с ОЯТ на ФГУП «Атомфлот». В марте 2006-го пункт первичной переработки радиоактивных отходов на 10-й СРЗ оборудован системой радиационного мониторинга «Пикассо». В 2006-м начато изготовление специализированных понтонов для безопасной транспортировки двух выведенных из боевого состава АПЛ класса «Эхо» в Кольский залив. В период с 4 по 6 сентября прошлого года успешно проведена операция по переводу АПЛ из ЗАТО Островная на 10-й СРЗ Минобороны России.
     - Вы упомянули о низкой экологической грамотности некоторых командиров и начальников. Что делается для экологического ликбеза?
     - В ВС РФ сейчас повсеместно проводится экологическое обучение. В 2006 году переиздан учебник «Военная экология» для высших учебных заведений Министерства обороны. Изданы и направлены в войска учебные пособия по экологической подготовке для солдат и сержантов. Для офицеров выпущен учебник по основам военной экологии, учебное пособие «Организация экологической безопасности военной деятельности», ряд других изданий.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex