на главную страницу

6 Февраля 2007 года

Слово фронтовикам

Вторник

На войне бывало всякое…

Подполковник в отставке Георгий ДЕМИН. Москва.



Мне, ветерану Великой Отечественной, многое довелось повидать на военных дорогах. К сожалению, многие десятилетия вся правда о той Великой войне не говорилась. Даже мемуары Маршала Советского Союза Константина Константиновича Рокоссовского «Солдатский долг» до 1997 года выпускались в «урезанном» виде. А зря, именно в тех фрагментах прославленный военачальник честно описал ситуацию, в которой оказались наши войска в первые дни войны.

     ...С весны 1940 года генерал-лейтенант Рокоссовский командовал 5-м механизированным корпусом в Киевском особом военном округе. Корпус к началу войны был укомплектован личным составом почти полностью. Но плохо обеспечен танками и мототранспортом (на 30%), техника была изношена. Проще говоря, как вспоминал маршал, корпус был небоеспособный.
     Утром 22 июня 1941 года корпус получил директиву о немедленном приведении в боевую готовность и задачу наступать в направлении Ровно - Луцк. Совершив в первый день 50-километровый переход, основная часть корпуса, представлявшая собой пехоту, выбилась совершенно из сил и потеряла всякую боеспособность. Люди, лишенные какого бы то ни было транспорта, несли на себе (помимо личного снаряжения) ручные и станковые пулеметы, 50-мм и 32-мм минометы и боеприпасы.
     Это обстоятельство вынудило сократить переход до 30—35 км в сутки, что повлекло за собой замедление и выдвижение вперед 35-й и 20-й танковых дивизий. Учитывая это, Рокоссовский решил со штабом корпуса выдвинуться вперед по направлению движения 35-й танковой дивизии с тем, чтобы проследить переправу последней через реку Горынь южнее Ровно. Для подготовки командного пункта был выслан взвод саперов на машинах.
     Взвод, следуя к указанному месту, наскочил на группу немецких танков, мотоциклистов и пехоты на машинах. Нескольким бойцам удалось бежать, а остальных взяли в плен.
     «Вспоминая героическое поведение и подвиги войск, частей и отдельных лиц в боях с врагом, носившие массовый характер, - вспоминал маршал, - нельзя обойти молчанием и имевшиеся случаи паники, позорного бегства с поля боя и в пути следования к фронту, членовредительства».
     На участке обороны, занимаемом его корпусом, имел место такой случай. На КП корпуса днем был доставлен генерал без оружия, в разорванном кителе, измученный и выбившийся из сил. Он рассказал, что, следуя по заданию в штаб 5-й армии для выяснения обстановки, увидел западнее Ровно мчавшиеся на восток одну за другой автомашины с нашими бойцами. Решил задержать одну из машин. В конце концов это ему удалось. В машине оказалось до 20 человек. Вместо ответа на вопрос, куда они бегут и какой они части, генерала втащили в кузов и стали допрашивать. Затем недолго думая объявили его переодетым диверсантом, отобрали документы и оружие и тут же вынесли смертный приговор. Изловчившись, генерал выпрыгнул на ходу, скатился с дороги в густую рожь. Лесом добрался до КП корпуса…
     Да, в наших рядах были паникеры, трусы и предатели. Но значительно больше было тех, кто грудью и сердцем заслонял нашу Отчизну. В этом строю – Маршал Советского Союза Константин Константинович Рокоссовский.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex