на главную страницу

7 Февраля 2007 года

Армия и общество

Среда

Бюджет и оборона

Сергей КНЯЗЬКОВ. Фото Юрия ШИПИЛОВА, «Красная звезда».



Как уже сообщала «Красная звезда», 30 января 2007 года состоялся брифинг начальника Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации Любови Куделиной для военно-дипломатического корпуса, аккредитованного при Министерстве обороны Российской Федерации. Иностранных дипломатов ознакомили с федеральным бюджетом на 2007 год и его основными разделами, касающимися военного ведомства.

     Брифинг вызвал большой интерес. Достаточно сказать, что вместо первоначально аккредитовавшихся 64 военных дипломатов прибыли 80. Помимо Любови Куделиной в нем принял участие начальник экономического управления - заместитель начальника Главного финансово-экономического управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Виктор Буров.
     
Расходы на национальную оборону

     Как подчеркнула Любовь Куделина, в составе федерального бюджета 2007 года расходы на обеспечение национальной обороны формировались исходя из необходимости решения ключевых вопросов развития военной организации государства: повышение технической оснащенности стратегических ядерных сил и сил общего назначения; развитие и совершенствование системы воздушно-космической обороны; перевод ряда соединений и воинских частей на контрактную основу комплектования; переход к межведомственным сопряженным (унифицированным) системам тылового и технического обеспечения в Вооруженных Силах, других войсках; решение социальных вопросов, включая обеспечение военнослужащих жильем.
     Расходы федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» составят 822,0 млрд. рублей. Это более чем на 20 процентов больше, чем в 2006 году, и соответствует 15 процентам общих расходов федерального бюджета и 2,6 процента относительно валового внутреннего продукта.
     При увеличении расходов в абсолютных суммах по разделу «Национальная оборона» постепенное снижение в последние годы их доли относительно валового внутреннего продукта (в 2006 году – 2,73 процента, в 2005 году – 2,75 процента) обусловлено необходимостью решения государством ряда социальных задач, в том числе посредством реализации национальных проектов.
     Основная часть ассигнований по разделу «Национальная оборона» предназначена для Министерства обороны на содержание и материально-техническое обеспечение войск, закупки и ремонт вооружения, оплату научно-исследовательских работ, строительство и другие расходы.
     Необходимо иметь в виду, что часть расходов по разделу «Национальная оборона» - около 10 процентов - предназначена другим федеральным органам исполнительной власти, занимающимся вопросами национальной обороны.
     В свою очередь непосредственно расходы Министерства обороны на 2007 год по всем разделам федерального бюджета составят более 860 млрд. рублей. По сравнению с 2006 годом они возрастут на 23 процента. По отношению к валовому внутреннему продукту эти расходы составят чуть менее 2,8 процента.
     В сумму 860 млрд. рублей помимо средств, выделенных по разделу «Национальная оборона», входят суммы, выделяемые по разделам федерального бюджета «Образование», «Культура, кинематография и средства массовой информации», «Здравоохранение и спорт», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Общегосударственные вопросы», «Межбюджетные трансферты» и «Социальная политика».
     Наименование названных разделов показывает экономическую направленность выделяемых по ним средств – обеспечение деятельности армейских учреждений образования, культуры, здравоохранения, а также организацию выплаты пенсий военным пенсионерам и предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.
     
Расходы на оснащение Вооруженных Сил

     Расходы на оснащение Вооруженных Сил в сравнении с 2006 годом возрастут на 20 процентов и в общем объеме превысят 300 млрд. рублей.
     За последние пять лет объем средств, направляемых на повышение технического оснащения Вооруженных Сил, возрос почти в 3 раза. Причем в направлении этих ассигнований приоритет отдается прежде всего стратегическим ядерным силам, а также силам общего назначения.
     В части соотношения расходов на содержание и оснащение Вооруженных Сил структура расходов Министерства обороны (без учета расходов на выплату пенсий и реализацию ФЦП) в 2007 году составляет 59:41 (в 2006 году – 60:40, в 2005 году – 61:39, в 2004 году – 63:37). В соответствии с задачами, поставленными руководством страны, в прогнозируемой перспективе она должна быть доведена до уровня 50:50.
     В структуре расходов на оснащение Вооруженных Сил, как и в 2006 году, приоритет отдается закупке новых вооружений, военной и специальной техники.
     Предусмотренные на 2007 год средства позволят: закупить в запланированных объемах межконтинентальные баллистические ракеты, космические аппараты и ракеты-носители к ним; оснастить новыми и модернизированными образцами одну эскадрилью Дальней авиации, по 6 авиационных и вертолетных эскадрилий, 7 танковых и 13 мотострелковых батальонов.
     Будет продолжено строительство новых подводных лодок стратегического назначения, а также строительство на территории Российской Федерации и постановка на опытно-боевое дежурство радиолокационных станций предупреждения о ракетном нападении нового поколения.
     Значительные средства выделяются на научные исследования, что позволит поддержать необходимый удельный вес новых образцов вооружения и военной техники.
     Объем выделенных в 2007 году на оснащение Вооруженных Сил ассигнований соответствует утвержденной Президентом Российской Федерации новой Государственной программе вооружения на 2007–2015 годы, общие расходы на реализацию которой в указанный период составят почти 5 трлн. рублей.
     В целях повышения эффективности расходования этих средств проводится работа по формированию единой системы заказов вооружения, военной техники и материальных средств. В текущем году планируется сформировать соответствующее федеральное агентство, которое будет размещать заказы для всех силовых министерств и ведомств.
     
Социальная защита

     По словам начальника Службы экономики и финансов Минобороны РФ, значительную долю в расходах Министерства обороны занимают ассигнования для обеспечения расчетов с военнослужащими и гражданским персоналом. Их объем составит более 230 млрд. рублей, или 27 процентов от всех ассигнований, предусмотренных Министерству обороны.
     Увеличение указанных расходов по сравнению с 2006 годом составит 23 процента.
     Выделенные ассигнования на выплату денежного довольствия военнослужащим обеспечивают его индексацию с 1 января 2007 года на 10 процентов и с 1 декабря 2007 года на 15 процентов.
     Кроме того, с 1 декабря 2007 года оклады по воинскому званию военнослужащих будут увеличены на размер месячной компенсации (608 рублей) взамен продовольственного пайка с отменой выплаты последней.
     В своей работе Министерство обороны учитывает, отметила Любовь Кондратьевна, что предусмотренные к реализации в 2006 – 2008 годах меры по увеличению денежного довольствия военнослужащих (с учетом прогнозируемого уровня инфляции в стране) не позволят в полной мере выполнить поставленную Президентом Российской Федерации задачу по повышению уровня реальных доходов военнослужащих за 3 года в 1,5 раза. В связи с этим вопрос о дополнительной индексации денежного довольствия военнослужащих до конца 2008 года поставлен перед Правительством Российской Федерации и Минфином России. По данному вопросу имеются соответствующие поручения Совета Безопасности Российской Федерации и Президента Российской Федерации.
     В части заработной платы гражданского персонала в 2007 году аналогичное ее повышение и в те же сроки, как и для военнослужащих, предусмотрено для федеральных государственных служащих.
     Индексация заработной платы работников, чей труд оплачивается по Единой тарифной сетке, предусмотрена с 1 сентября 2007 г. на 15 процентов.
     
Подготовка войск и сил

     Любовь Куделина обратила внимание приглашенных на брифинг на то, что для финансирования мероприятий боевой и оперативной подготовки войск и сил в 2007 году выделено порядка 24 миллиардов рублей, что позволит провести свыше 200 мероприятий оперативной подготовки, в том числе более 20 крупных.
     Исходя из объема выделенных в 2007 году ассигнований, рост удельных расходов на боевую подготовку на одного военнослужащего против 2005 года составит около 25 процентов. Будет продолжена практика проведения совместных учений с вооруженными силами зарубежных государств, в том числе направленных на совместную подготовку к противостоянию международному терроризму. В частях постоянной готовности Сухопутных войск количество командно-штабных учений и тренировок возрастет примерно на четверть. В Ракетных войсках стратегического назначения увеличивается количество учебно-боевых и испытательных пусков межконтинентальных баллистических ракет.
     В целом выделенные на боевую и оперативную подготовку ассигнования позволяют закрепить положительную тенденцию ежегодного увеличения количества мероприятий, связанных с профессиональной подготовкой личного состава, повышением слаженности подразделений, а также повысить налет в авиации и наплаванность на флоте.
     
Федеральные целевые программы

     В 2007 году будет продолжен рост объемов финансирования федеральных целевых программ, в которых участвует Министерство обороны. Общий объем расходов по реализуемым в интересах национальной обороны федеральным целевым программам возрастет на треть и превысит 45 млрд. рублей.
     Наиболее важны и ресурсоемки следующие программы: «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» - 30,4 млрд. рублей; «Глобальная навигационная система» - 4,5 млрд. рублей; «Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых веществ…» - 6,1 млрд. рублей; «Развитие российских космодромов» - 1,8 млрд. рублей; «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации» - 1,2 млрд. рублей.
     В 2007 году завершается программа по изменению системы комплектования Вооруженных Сил. Ее реализация позволит обеспечить с 2008 года сокращение военной службы по призыву до 1 года. С начала 2007 года этот срок уже сокращен до 1,5 лет. В результате выполнения программных мероприятий к 2008 году в Вооруженных Силах России 45 процентов должностей солдат и сержантов будет укомплектовано военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
     В то же время в ходе реализации данной программы возникли проблемы, связанные с необходимостью обеспечения досуга военнослужащих-контрактников, не учтенные на стадии разработки программы. Опыт реализации программы показал, что наличие развитой сети объектов социального и культурно-бытового назначения - клубов, спортивных залов и других объектов – в значительной мере влияет на качественные и количественные параметры комплектования соединений и воинских частей, переводимых на новый способ комплектования.
     Над разрешением этих вопросов сейчас идет работа, - подчеркнула начальник Службы экономики и финансов Минобороны РФ.
     В продолжение начатой работы по комплектованию Вооруженных Сил военнослужащими по контракту с 2009 года планируется начать реализацию программы перевода на комплектование на контрактной основе всех должностей сержантов и старшин, а также экипажей надводных кораблей.
     Кроме федеральных целевых программ, в целях расширения применения в Министерстве обороны программно-целевого метода планирования бюджетных расходов в настоящее время реализуется и разрабатывается ряд ведомственных целевых программ. В рамках этих программ предполагается решение наиболее актуальных вопросов строительства видов и родов войск Вооруженных Сил, а также развития всестороннего обеспечения их деятельности.
     К таким программам относятся: «Развитие соединений и воинских частей постоянной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации» на 2008–2010 годы. Ее цель – приведение состава и состояния соединений и воинских частей постоянной готовности сил общего назначения к возможности формирования самодостаточной группировки для решения всего спектра задач мирного времени; «Совершенствование системы подготовки младших специалистов по техническим военно-учетным специальностям» на 2009–2011 годы; «Совершенствование системы подготовки граждан к военной службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в образовательных учреждениях Российской оборонной спортивно-технической организации на 2007–2009 годы» и другие.
     
Инвестиции

     По мнению Любови Куделиной, одним из приоритетных направлений выделения средств в бюджете 2007 года является жилищное строительство, создание и ремонт объектов военной и социальной инфраструктуры. На указанные цели Министерству обороны предусмотрены ассигнования в объеме свыше 62 млрд. рублей. Это на четверть больше, чем было выделено в 2006 году.
     В связи с поставленной Президентом Российской Федерации задачей по обеспечению жильем военнослужащих, имеющих право на постоянное жилье - к 2010 году, а имеющих право на служебное жилье - к 2012 году, особое место в структуре инвестиций отводится жилищному строительству. Выделенные на 2007 год средства позволят построить и приобрести более 2,7 млн. квадратных метров жилья или 44 тыс. квартир. Объем служебного фонда будет доведен до 245 тыс. квартир (при потребности к 2012 году в 320 тыс. квартир).
     На реализацию накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в бюджете 2007 года предусмотрено 5,5 млрд. рублей. На эти же цели будут направлены остатки неиспользованных средств, выделенных на реализацию этой программы в 2006 году.
     Установленный размер накопительного взноса в 2007 году в размере 82,8 тыс. рублей на одного участника программы создал условия для проведения эксперимента по приобретению военнослужащими жилья с применением механизма ипотечного кредитования.
     В заключение Любовь Куделина выразила мнение, что в целом предусмотренные на 2007 год Министерству обороны ассигнования и проводимая работа по повышению эффективности их использования позволяют обеспечить выполнение стоящих перед Вооруженными Силами задач и реализовать меры по укреплению обороноспособности страны.
     Затем Любовь Кондратьевна ответила на ряд вопросов. В частности, отвечая на вопрос корреспондента «Красной звезды», повлияет ли на размер военных пенсий включение с 1 декабря 2007 года в оклад по воинскому званию денежной компенсации взамен продовольственного пайка в сумме 608 рублей, Любовь Кондратьевна разъяснила:
     - Конечно! Мы добились включения пайковых денег в оклад по воинскому званию, потому что пенсия для военнослужащего рассчитывается исходя из должностного оклада, оклада по воинскому званию и выслуги лет. Изменение одной составляющей обеспечит прирост пенсий у всех военных пенсионеров.
     В то же время, по словам Любови Кондратьевны, в государстве пока не найдено решения о возможности компенсации военным пенсионерам «пайковой» задолженности, образовавшейся ранее.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex