на главную страницу

7 Февраля 2007 года

Дуга напряженности

Среда

«АЛЬФА» КИРГИЗСКОЙ ПРОБЫ

Александр ТИХОНОВ.



Одной из опаснейших угроз для многих государств, в том числе Кыргызстана, стал терроризм. Чтобы успешно ему противостоять, в боевую подготовку обычных и специальных подразделений всех силовых структур Киргизии включили антитеррористическую тематику. Жизнь же складывается так, что им помимо антитеррористических учений, нередко приходится применять знания и навыки при боестолкновениях с реальным противником. В минувшем году экстремисты на территории Киргизии проявляли себя несколько раз. И вылазки боевиков, к сожалению, неоднократно становились причиной кровопролития. Однако бойцы спецподразделения Службы национальной безопасности Киргизской Республики «Альфа», сотрудники других подразделений СНБ КР не выпустили ситуацию из-под контроля. События лета 2006-го лишний раз доказывают, что у членов запрещенной «Исламской партии Туркестана» и прочих экстремистских организаций на территории Киргизии есть выбор только из двух вариантов: сложить оружие и жить в мире либо быть уничтоженными.

     
Бой на границе

     Глухой ночью (приблизительно в 2 часа) 12 мая к таджикскому погранпосту «Ляккан» подошли две легковые машины: «Мерседес» и «Опель». Видимо, подозрений у находившихся на посту таджикских пограничников сидящие в автомобилях не вызвали, а может быть, постовые просто не успели среагировать. Так или иначе, но подъехавшие на машинах троих пограничников убили, одного ранили, а затем пополнили боезапас, добавив к своему арсеналу 4 тысячи патронов, 19 автоматов и пулемет.
     Позже бандиты продолжили вояж в сторону границы Таджикистана с Киргизией, уходя от преследования таджикских пограничников. Ранним утром подъехав к киргизскому передвижному таможенному посту «Ак-Турпак» Баткенской областной таможенной инспекции, боевики устроили налет на него, расстреляв старшего лейтенанта таможенной службы Зафара Раимова и одного из местных жителей.
     После полученной информации о вооруженном вторжении весь личный состав Управления СНБ КР по Баткенской области был поднят по тревоге для проведения комплекса оперативно-разыскных мероприятий по обнаружению и задержанию вооруженных лиц. Правоохранительными органами области были выставлены совместные посты на всех вероятных направлениях движения вооруженной группы лиц.
     В 5 часов утра на объездной автодороге, ведущей в с. Пульгон Кадамжайского района Киргизии, автомашина «Мерседес», не подчинившись требованиям сотрудников ГАИ, помчалась в направлении Пульгона и, не доезжая до стационарного поста ГАИ, свернула в направлении Марказской сельской управы.
     В погоню отправился отряд пограничной заставы «Кадамжай» СНБ Киргизии. Настигнув машину преступников, пограничники увидели, что пятеро неизвестных в спортивной и гражданской одежде с мешками за спинами поднимались в сторону гор.
     Сотрудниками Кадамжайского райотдела Службы национальной безопасности Киргизии и оперативной группой Управления СНБ республики по Баткенской области, сотрудниками Кадамжайского РОВД, военнослужащими внутренних войск и пограничниками Айдаркенского погранотряда СНБ вооруженная группа была блокирована в ущелье местности Сары-Талаа. В ходе преследования завязалась перестрелка.
     В это время в район боестолкновения уже вылетел из Бишкека вертолет со спецназовцами погранвойск и заместителем командующего погранвойсками СНБ Киргизии Искендером Мамбеталиевым. В операции приняли участие и сотрудники УВД Баткенской области.
     В полдень поступила информация о первых результатах операции – один из боевиков был убит. Затем в течение нескольких часов пограничники одного за другим выловили еще трех бандитов. Все они, по словам заместителя командующего пограничными войсками Киргизии Садырбека Дубанаева, находились в сильном наркотическом опьянении. Позже пришло сообщение о еще одном убитом боевике. Им оказался некто Рахимов Дильшод Рустамович 1980 года рождения. В дальнейшем было установлено, что его, раненого, добили свои же подельники.
     Бандгруппа принадлежала к числу формирований, подконтрольных «Исламской партии Туркестана», и вылазка, по мнению аналитиков СНБ Киргизии, затевалась с целью проверки боеспособности силовых структур Киргизии – возможно, для последующих попыток проникновения в страну отрядов ИПТ.
     К сожалению, при ликвидации бандгруппы погибли четверо сотрудников спецслужб и правоохранительных органов республики.
     
Штурм дома № 2 по улице Панфилова

     Всех устроивших бойню на таджикско-киргизской границе боевиков задержать не удалось, поэтому работа по их розыску, обнаружению их пособников сотрудниками СНБ КР продолжилась с использованием других методов. В том числе и путем бесед с лицами, поведение и круг общения которых позволяли предположить, что они могут пролить свет на местонахождение активистов ИПТ.
     


     Справка АТЦ СНГ
     «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана») – международная террористическая организация, действующая под прикрытием лозунгов радикального ислама. В 1995 – 1998 гг. именовалась «Движение исламского возрождения Узбекистана» («Исламское движение возрождения Узбекистана»). Руководством ИПТ был спланирован и осуществлен ряд крупномасштабных терактов, направленных на дестабилизацию обстановки в Ферганской долине и в Центрально-Азиатском регионе в целом.
     На основании материалов расследований преступлений террористического характера, совершенных членами организации, ее деятельность была запрещена решениями Верховного суда Российской Федерации 4 февраля
     2003 г., Киргизской Республики – 21 ноября 2003 г., Республики Казахстан – 15 октября 2004 г. и Республики Таджикистан – 30 марта 2006 г.
     


     В частности, давать объяснения сотрудникам СНБ КР по Ошской области 24 мая пришлось имаму Карасуйской мечети Аль-Сарахсий Мухаммадрафику Камалову. Вопросы у представителей органов безопасности к Камалову возникли в связи с тем, что у боевиков была обнаружена написанная имамом книга «Брошюра веры», на обложке которой был номер его телефона. Кроме того, ни для кого не было секретом, что в мечети Аль-Сарахсий, помимо умеренных мусульман, молятся еще и последователи движения «Хизб ут-Тахрир аль-ислами», проживающие в Кара-Суу. Популярность мечети во многом объяснялось лояльным отношением имама к разным категориям молящихся.
     В ответ Камалов заявил, что эта брошюра не может служить доказательством его вины, поскольку тысячи мусульман читают его книги и обращаются к нему с вопросами. Отверг он и остальные предъявленные ему обвинения, при этом, по словам сотрудников СНБ КР, именем Аллаха, Кораном и своей супругой поклялся, что никакого отношения к террористам не имеет. В итоге Камалова отпустили.
     В мае, июне и июле планомерная работа СНБ по розыску террористов даже без разработки Камалова фактически стала подготовкой специальной операции, реализация которой началась 14 июля 2006 г.
     Местонахождение пятерых боевиков было установлено точно: один из домов густонаселенной махалля (в переводе с арабского «махалля» — часть города) Жалалабада. Наглости боевиков (а может, и хитрости) не было предела, ведь в этом доме прежде проживал бывший начальник УСНБ по Жалалабадской области; с тех пор, как он переехал, дом долгое время пустовал.
     На завершающей стадии оперативного замысла для пресечения деятельности террористов были привлечены спецподразделение СНБ КР «Альфа», сотрудники Управления СНБ КР по Жалалабадской области и один экипаж БРДМ внутренних войск МВД Киргизии. Произведя скрупулезный расчет применения сил и средств, выработав алгоритм действий, спецназовцы выдвинулись на исходные позиции. В 14.50 местного времени прозвучала команда «Штурм!» и спецоперация под общим руководством председателя СНБ КР генерал-майора Бусурманкула Табалдиева началась.
     Боевики оказали ожесточенное сопротивление, однако ситуация оставалась под контролем бойцов «Альфы» даже тогда, когда на БРДМ внутренних войск заклинило пулемет, а сама машина застряла в точке прорыва. Экстремисты успели открыть огонь из автоматов и пистолетов по спецназу, бросить пять или шесть гранат, две из которых взорвались под БРДМ. Еще две гранаты с выдернутыми чеками остались зажатыми в руках двух убитых террористов. Одним из них оказался участник баткенских событий Назымжан Садыков, другим – Хусан Сулайманов. Эти гранаты впоследствии обезвредили саперы.
     Общий итог операции – полное уничтожение террористической группы численностью пять человек. Безвозвратных потерь среди спецназовцев не было, лишь один из них получил касательное осколочное ранение плеча.
     По оценке одного из сотрудников киргизской «Альфы», подобные операции спецподразделению по силам, в том числе и потому, что в течение последнего года группу обеспечили всеми необходимыми новейшими российскими спецразработками, нехватки вооружения и спецсредств на данном этапе не наблюдается.
     


     Справка АТЦ СНГ
     Религиозно-политическая партия «Хизб ут-Тахрир аль-ислами» («Партия исламского освобождения») – международная радикальная организация, действующая с позиций воинствующего ислама, ставящая своей целью устранение светских правительств и создание «Всемирного исламского халифата».
     


     Сотрудники следственного отдела УСНБ Киргизии по Жалалабадской области после возбуждения уголовного дела по статьям «терроризм», «организация и участие в преступном сообществе» и другим провели предусмотренные в таких случаях следственные действия (освидетельствование, опознание и др.). В результате выяснилось, что уничтоженные боевики разыскивались правоохранительными органами не только Киргизии, но также Узбекистана и Таджикистана как члены незаконного вооруженного бандформирования ИПТ и являлись организаторами и исполнителями громких террористических акций на территории Центрально-Азиатского региона.
     По данным СНБ Киргизии, уничтоженные боевики намеревались не только провести серию терактов в южных областях Киргизии, но и спровоцировать межнациональный конфликт между киргизами и узбеками.
     
Ошские операции

     Еще одну результативную спецоперацию СНБ Киргизии – на сей раз во взаимодействии со службой национальной безопасности Узбекистана – провела 6 августа 2006 года в г. Ош. Вот как это было.
     В ходе оперативной работы сотрудники службы национальной безопасности получили достоверную информацию о появлении в городе Ош группы боевиков ИПТ, причастных к вышеописанному нападению на киргизский таможенный пункт в Баткенской области 12 мая и убийству восьми сотрудников УВД Согдийской области Таджикистана. В составе террористической группы были члены ИПТ из его боевого крыла «Баят»: 41-летний Аюбходжи Шахайбетдинов по кличке Шейх и 29-летний Рахимов Фатхулло Рустамович, по кличке Абдулло, уроженец г. Исфара Республики Таджикистан, член религиозно-террористической организации «Байат», брат убитого в перестрелке Рахимова Дильшода. Оба активиста находились в розыске, объявленном правоохранительными органами Узбекистана и Таджикистана.
     В киргизский Ош боевики проникли не для отдыха – по оперативным данным, они замышляли ряд терактов на территории Киргизии. После получения этой информации была спланирована и проведена спецоперация.
     Поздним вечером (примерно в 22.30) боевики были вытеснены за черту густонаселенного микрорайона города Ош, чтобы избежать жертв среди мирных граждан. После этого сотрудники СНБ Киргизии предприняли попытку задержать автомобиль «Дэу Нексия», на котором ехали террористы. В ответ на это бандиты открыли стрельбу из автоматического оружия. Оказавших сопротивление террористов пришлось уничтожить – ничего другого не оставалось.
     При осмотре машины выяснилось, что у ехавших в ней были серьезные причины не попадаться на глаза сотрудникам правоохранительных органов Киргизии. Кроме автоматов Калашникова, патронов и снаряженных магазинов к ним, ручных осколочных гранат РГД-5 и Ф-1, в автомобиле были также обнаружены карта автодорог Узбекистана с отметками местностей, обозначенных словом «джижад», армейский бинокль и всевозможная литература экстремистского содержания на киргизском и узбекском языках, извращенно представляющая те или иные каноны ислама. Кроме того, сотрудники СНБ КР нашли в машине поддельные паспорта.
     Пожалуй, самую главную «находку» обнаружили за рулем. Оказалось, что водителем машины был… имам Карасуйской мечети Аль-Сарахсий Мухаммадрафик Камалов. Именно в этой роли с террористами-попутчиками он встретил свою смерть. Многим из его прихожан, пришедших на его похороны 8 августа в Кара-Суу (собралось около пяти тысяч человек), просто не хотелось верить, что он выбрал себе таких вот попутчиков. Однако факты – упрямая вещь.
     Впрочем, выступавшие на похоронах назвали Камалова «жертвой государственного террора» и объявили его «шахидом». Присутствовавший на панихиде председатель Духовного управления мусульман Киргизии муфтий Мураталы ажи Жуманов под давлением многочисленных сторонников имама вынужден был в своем обращении к Аллаху также приставить к имени Камалова звание «шахид». После этого тысячи молодых людей подняли тело имама и с криками «Аллах акбар!» и «Шахид мубарак» («поздравляем с шахидом») два часа носили его по улицам города. Милиция не препятствовала. Похороны имама обошлись без инцидентов.
     Работа СНБ в Оше продолжилась, и 2 сентября в результате очередной специальной операции был уничтожен еще один из активистов террористической организации «Исламская партия Туркестана» Расул Ахунов.
     


     Комментарий АТЦ СНГ
     Разрастание угроз безопасности мировому сообществу со стороны международных террористических и радикальных экстремистских организаций, совершенствование форм и методов их преступной деятельности и организационных структур требует от спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов неустанного поиска новых форм организации своей деятельности, позволяющих адекватно реагировать на угрозы мирового терроризма.
     Практический опыт организации борьбы с терроризмом в государствах - участниках СНГ свидетельствует о том, что одним из важнейших условий ее эффективного проведения является единство и согласованность действий всех участников антитеррористической деятельности.
     Приведенные выше примеры успешной реализации совместных и согласованных операций силовых подразделений государств Центрально-Азиатского региона свидетельствуют о том, что террористам может быть поставлен надежный заслон, а эффективным способом противодействия «интернационализации» и «кооперации» террористических и радикальных экстремистских организаций является дальнейшее развитие сотрудничества антитеррористических подразделений.
     Спецподразделения органов безопасности государств центрально-азиатского региона постоянно совершенствуют боевую выучку в различных условиях.
     




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex