на главную страницу

7 Февраля 2007 года

Армия и общество

Среда

Русские имена в Антарктиде

Подготовил Андрей ГАВРИЛЕНКО.



Если сегодня в какой-нибудь обычной московской средней школе задать вопрос старшеклассникам: «Кто открыл Америку?», наверное, большинство ответят без запинки. Конечно же, известный мореплаватель Христофор Колумб. А вот знают ли наши школьники, да и большинство граждан России о том, кто открыл самый труднодоступный материк планеты – Антарктиду?

     А ведь сделали это моряки нашего Отечества. Первыми в истории человечества к берегам загадочной земли Южного полушария подошли корабли русской высокоширотной экспедиции. А именно шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием капитана Ф.Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М.П. Лазарева. Произошло это в далеком 1820 году. Российские моряки обошли вокруг Антарктического материка, несколько раз приблизившись к его берегам, и таким образом в общих чертах определили его очертания.
     Экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева продолжалась 751 сутки. Из них в Южном полушарии корабли находились 535 дней, причем 122 дня — южнее шестидесятой параллели и 100 дней — во льдах. За все время плавания экспедиционные корабли прошли в общей сложности почти 50 тысяч миль, что более чем в два раза превышает длину экватора. Русская антарктическая экспедиция была замечательна еще и тем, что она собрала ценнейшие сведения о природе Южного полушария и совершила ряд географических открытий в других районах Мирового океана. За время плавания было открыто 29 островов, из них два — у берегов Антарктиды. Астрономические определения географических координат, в которых находились экспедиционные суда во время плавания, а следовательно, и карты, составленные экспедицией, отличались исключительной точностью.
     Вблизи ледяного континента были предприняты уникальные научные наблюдения, обогатившие науку важными сведениями о природе полярной области. Так, наблюдения за волнением, распределением морских льдов и айсбергов, а также за течениями позволили составить представление о тех районах Южного океана, о которых раньше ничего не было известно. По данным магнитных наблюдений, весьма тщательно выполнявшихся в экспедиции, Беллинсгаузен вычислил координаты магнитного полюса в Южном полушарии на 1819—1821 гг. Это были первые сведения о положении Южного магнитного полюса, основанные на наблюдениях, выполненных непосредственно в Антарктике.
     Первая русская антарктическая экспедиция, открыв ледяные берега Антарктиды со стороны Африки и скалистые горы Земли Александра I в юго-восточной части Тихоокеанского сектора Южного океана, положила начало открытию остальных частей Антарктического континента. Кроме того, кругосветное плавание русских кораблей вблизи берегов Южнополярного материка среди дрейфующих льдов и айсбергов развеяло легенду о недоступности антарктических вод в высоких широтах.
     24 июня 1821 года «Восток» и «Мирный» вернулись в Кронштадт. Цель первой в истории кругосветной антарктической экспедиции была полностью достигнута. Наблюдений и исследований проведено столько, что Фаддею Фаддеевичу потребовалось целых три года для обработки записей в вахтенных журналах и других собранных материалов. Началась подготовка к изданию книги, которое было осуществлено в 1831 году.
     РОССИЯНЕ были и одними из первых, кто ступил на землю Антарктики. Это сделали в январе 1911 года Дмитрий Горев и Антон Омельченко, участвовавшие в экспедиции Р. Скотта. В то же время прибыл в Антарктиду и Александр Степанович Кучин — штурман и руководитель океанографических работ на экспедиционном норвежском судне «Фрам», на котором Р. Амундсен подошел к краю шельфового ледника Росса, чтобы затем на собаках совершить поход к Южному полюсу.
     О первых русских людях, побывавших на Ледяном континенте, напоминают сегодня названия на географической карте: ледник Кучина на Земле Уилкса, бухта Омельченко на Берегу Отса, остров Горева вблизи Берега Правды в море Дейвиса и пик Дмитрия на полуострове Росса.
     Советские ученые стали одними из первых на нашей планете, кто стоял у истоков широких океанографических исследований в южнополярных районах. Еще в начале тридцатых годов прошлого столетия они планировали экспедицию в Антарктиду. Тогда предполагалось использовать китобойную флотилию акционерного Камчатского общества «Алеут». На судах этой флотилии, а также с помощью самолета, базировавшегося на китобойной базе, намечалось обследовать обширный район начиная от Земли Эндерби на западе и моря Росса на востоке. Программой научных исследований предусматривались океанографические, гидрографические и гидрологические работы в водах Южного океана, а также гляциологические и аэрометеорологические наблюдения. Кроме того, намечались геологические и геоморфологические исследования на материке. Проект этой экспедиции был обсужден в ряде научных учреждений Ленинграда. Однако экспедиция не состоялась, поскольку власти Южно-Африканского Союза – такое название тогда носила Южно-Африканская Республика, отказались снабдить советскую китобойную флотилию топливом.
     Советские исследования в Антарктике начались более 20 лет спустя. Флагманское судно первой советской антарктической экспедиции – дизель-электроход «Обь» – отправилось в рейс из Калининграда 30 ноября 1955 года. Через полмесяца, 14 декабря, из этого же порта к берегам Антарктиды отправилось второе экспедиционное судно — дизель-электроход «Лена», а через день вслед за «Обью» и «Леной» направилось еще одно экспедиционное судно. Это был небольшой теплоход «Рефрижератор № 7», задачей которого была доставка в Антарктиду продовольствия для участников экспедиции.
     Экспедиция для того времени была хорошо оснащена. Авиационный отряд имел четыре самолета и два вертолета, наземный транспортный отряд — 13 гусеничных тракторов и бульдозеров, четыре гусеничных вездехода ГАЗ-47, десять грузовых автомобилей со специально оборудованными кузовами (походные радиостанции, авторемонтные мастерские, электростанции и т. д.), автомобиль ГАЗ-69. Кроме того, полярники взяли с собой 50 ездовых колымских собак с нартами. Экспедиция располагала также вспомогательными плавсредствами, предназначенными в основном для выгрузки кораблей: буксирным катером ледокольного типа, двумя баржами, понтонами и мотоботами.
     Для создания первого научного поселка на берегу Ледяного континента экспедиции был придан строительный отряд из 90 человек. Возглавлял первую советскую антарктическую экспедицию сотрудник Арктического и антарктического научно-исследовательского института, доктор географических наук Герой Советского Союза М.М. Сомов.
     5 января 1956 года «Обь» достигла цели. Был тихий солнечный полдень, когда экспедиционный корабль остановился у кромки припая. С борта хорошо был виден берег Антарктиды (впоследствии он был назван Берегом Правды). На юге над ровной поверхностью припая возвышался ледяной обрыв высотой 12—15 метров, за которым, постепенно поднимаясь, уходила за горизонт заснеженная поверхность ледникового щита.
     Сразу же после швартовки судна для рекогносцировки была выслана небольшая лыжная партия, в которую вошли начальник морской экспедиции профессор В.Г. Корт, гляциологи профессора Г.А. Авсюк и П.А. Шуйский, кинооператор А.С. Кочетков и корреспондент газеты «Комсомольская правда» А.Р. Барашев. Возглавил эту партию метеоролог профессор А.М. Гусев, заслуженный мастер спорта по альпинизму. Вслед за ними пешком на берег отправились еще двое — географ профессор К.К. Марков и геолог профессор О.С. Вялов. Эти восемь человек были первыми советскими людьми, ступившими на берег Ледяного континента.
     Вот как описывал это событие А.М. Гусев: «Подъем на барьер оказался очень простым, и мы считали уже, что находимся на материке. Но когда прошли несколько дальше от барьера по направлению к камням, то обнаружили огромную трещину, преградившую дальнейшее продвижение. Вскоре стало ясно, что это не трещина — она была слишком широка. Мы выяснили, что находимся не на материке, а на огромном айсберге, вероятно, недавно отделившемся от основного оледенения, но еще сидящем на грунте и не начавшем плавание: внизу между нами и противоположным краем виден был частично взломанный припай с лежащими на нем обломками льда. Это было сравнительно недалеко от цели нашей разведки — гряды камней и не сулило ничего хорошего. Действительно, раз здесь лед движется, то участки склонов вблизи камней может постигнуть такая же участь, которая постигла тот, на котором мы находились.
     Пришлось вновь спуститься на припай и по нему пройти немногим больше километра к западу. На барьер решили выходить в самом близком к камням месте. Здесь обрыв был раза в два выше того, где мы поднимались в первый раз. На барьер вел острый снежный гребень, надутый зимой. Он был не очень удобен для подъема, тем более что в средней части был разорван. Но более подходящее место из-за недостатка времени найти было трудно, и мы направились по нему на ледник. Когда мы проходили через разрыв гребня, выяснилось, что он возник в результате приливо-отливных явлений в океане: припай вместе с уровнем воды то приподнимался, то опускался, и у места его соединения с неподвижным ледяным барьером материка образовалась приливо-отливная трещина. Естественно, что это привело к разрыву снежного гребня, перекинутого с барьера на припай. Трещина «дышала». Значит, сюда проникала подо льдом длинная пологая зыбь из океана и заставляла перемещаться относительно друг друга края трещины. От этого медленно перемещались и края разорванного гребня. Из трещины были слышны скрежет и булькание от падающих в воду кусков снега и льда.
     Теперь уже не было никакого сомнения в том, что мы вышли на материк».
     Поиски места для строительства базы были продолжены уже с помощью авиации. После нескольких рекогносцировочных полетов западнее стоянки корабля напротив острова Хасуэлл, где обрывистый ледяной берег материка, возвышающийся над морем на 12—16 метров, делает изгиб почти под прямым углом, были обнаружены четыре небольших скалистых холма, черневших среди заснеженного ледникового покрова у самого берега. Наиболее крупный холм, расположенный на конце полуострова, в самом широком месте имел метров 300—400. Остальные выходы коренных пород были значительно меньше. К северу от этого холмистого полуострова, названного впоследствии полуостровом Мирный, над поверхностью моря возвышались 17 скалистых островков, самый большой из которых, остров Хасуэлл, имел около полутора километров в поперечнике и высоту почти 100 метров.
     15 января началась выгрузка строительных материалов и экспедиционного оборудования, доставленного на «Оби». Грузы непрерывным потоком подавались из раскрытых трюмов корабля на большие тракторные сани, стоящие у борта на припае. Затем трактора тащили сани на берег, к месту строительства обсерватории. Разгрузка велась круглые сутки. Строители, распланировав поселок, начали собирать металлические фундаменты, на которых вскоре стали появляться стены первых домов поселка. Всего в Мирном первой экспедицией было сооружено 21 здание. Жилые дома образовали улицу, названную именем Ленина.
     На юго-западной окраине поселка были разбиты две взлетно-посадочные полосы и оборудована площадка для стоянки самолетов. Царившее здесь веками белое безмолвие нарушилось гулом авиационных двигателей.
     В разгрузке и строительстве обсерватории участвовали все: члены экипажей судов, строители, ученые, руководители и рядовые члены экспедиции. Погода далеко не всегда благоприятствовала полярникам. Уже 18 января разыгрался первый ураган. Сильный ветер начал ломать припай, на котором находились трактора и снятые с корабля грузы. Часть из них удалось поднять обратно на палубу судна, остальные с большим трудом были доставлены на берег. В дальнейшем разгрузка судов и строительные работы еще не раз прерывались из-за налетавших ураганов и метелей.
     Менее месяца потребовалось для создания научной станции в Антарктиде. 13 февраля над первым советским научным поселком, расположенным точно на Южном полярном круге, был поднят Государственный флаг Советского Союза, и обсерватория Мирный, названная именем одного из парусных кораблей экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, вступила в строй действующих научных станций.
     Еще до завершения строительства обсерватории, 11 февраля, в Мирном были начаты систематические метеорологические наблюдения. Затем по мере окончания строительства отдельных сооружений и установки в них научного оборудования объем наблюдений постепенно расширялся. К концу мая в Мирном уже выполнялся полный комплекс научных наблюдений, предусмотренных программой экспедиции.
     С первых же дней прибытия экспедиции в Антарктиду начались рекогносцировочные исследования прилегающих районов с помощью авиации. Поскольку эта область континента была еще очень мало изучена, почти в каждом полете советские исследователи получали новые сведения. Так, в результате полета 16 января вдоль побережья на восток до Берега Нокса было обнаружено много неизвестных ранее островов и выходов коренных горных пород, замечены изменения в очертаниях шельфового ледника Шеклтона. Во время многочисленных полетов с посадками в различных пунктах побережья участники экспедиции провели геологические, гляциологические, гравиметрические, магнитные, метеорологические, биологические и другие наблюдения. В этих районах была выполнена также аэрофотосъемка. В море Дейвиса и прилегающих районах Южного океана в течение всего года проводилась регулярная авиационная ледовая разведка, которая дала первые сведения о ледовом режиме этих вод.
     Было совершено несколько полетов и в глубину континента. Так, 25 февраля самолет Ил-12 побывал в районе геомагнитного полюса, где планировалось создать станцию Восток. В начале марта был предпринят длительный разведывательный полет в район, где намечалось построить станцию Советскую. Во время этих полетов было впервые установлено, что во внутренних районах Восточной Антарктиды высота поверхности ледникового покрова достигает 3,5—4 километров.
     2 апреля 1956 года из Мирного в глубину Ледяного континента вышел первый санно-тракторный поезд. Он состоял из двух тракторов С-80 и шести саней. В походе участвовали 11 человек, возглавил его начальник экспедиции М.М. Сомов. Поход проходил в трудных условиях. Наступала южнополярная зима. С каждым днем сокращался период светлого времени. Уже через два дня, удалившись от Мирного на 55 километров, поезд оказался на высоте 1.000 метров, и по мере движения вперед высота все возрастала. Низкие температуры, постоянные сильные ветры и метели затрудняли движение и исследовательские работы, однако участники похода на протяжении всего пути проводили метеорологические, аэрологические, гляциологические, магнитные, астрономические и актинометрические наблюдения, а также сейсмозондирование ледникового покрова. Пройдя 375 километров, 4 мая поезд достиг своей цели. Здесь, на высоте 2.700 метров, была открыта первая внутриконтинентальная научная станция Пионерская…
     В ПОСЛЕДУЮЩИЕ десятилетия было сделано немало в исследовании Южного материка, площадь которого около 14 миллионов квадратных километров, что почти в полтора раза больше территории Европы. В советских антарктических экспедициях в общей сложности участвовали не менее десяти тысяч человек. И негоже сегодня нам забывать, что у истоков исследований Антарктиды, которые продолжаются и в настоящее время, были славные сыны нашего Отечества.
     На снимке: памятник Беллинсгаузену в Кронштадте.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex