на главную страницу

7 Февраля 2007 года

Без камуфляжа

Среда

Виктор Проскурин:
Внучка выходит замуж за капитана?

почему бы и нет!

Мария ПЕРЕПАДА.



Виктор Проскурин — один из самых известных актеров отечественного кинематографа. Именно в его исполнении зрителю столь полюбились образы Васи Вожеватого («Жестокий романс») и капитана погранвойск («Выйти замуж за капитана»), Германна (телеверсия «Пиковой дамы») и офицера-отставника («Военно-полевой роман»). Заслуженный артист России, этот талантливый актер — еще и прекрасный организатор. Вот уже два года существует Фонд творческих и благотворительных инициатив Виктора Проскурина «ВСМ»…

     – Виктор Алексеевич, расскажите подробнее о работе вашего фонда.
     – Хотя идея создания фонда появилась лет восемь назад, возможности претворить ее в жизнь до недавнего времени не было. Мы не занимаемся благотворительностью в обычном понимании этого слова. Основная задача фонда — установление взаимодействия между профессиональными актерами и студентами театральных вузов. В наше время студентов часто использовали как дешевую рабочую силу. Между тем очень важно дать молодому поколению возможность проявить себя в творческом плане. Благодаря существованию нашей организации студенты постановочного факультета, например, могут приглашать в свои дипломные спектакли опытных актеров, и наоборот, начинающие актеры могут попробовать свои силы в работе над «взрослыми» профессиональными спектаклями. Моя мечта, чтобы фонд объединял не только артистов театра и кино, но и художников, скульпторов, поэтов — людей искусства — по всей стране. Студенты должны «поймать ритм» профессии, которую избрали, знать, что их ожидает, а не только «что сколько стоит». Очень хочется, чтобы люди не ВКАЛЫВАЛИ, а именно РАБОТАЛИ и получали от того, что делают, удовольствие и моральное удовлетворение.
     – Вы снимались в целом ряде картин, сюжеты которых так или иначе связаны со службой в армии, военным или послевоенным временем. Это и «Весенний призыв», и «Военно-полевой роман», и «Выйти замуж за капитана». Какие из них вам особенно дороги?
     – Съемки каждого фильма нераздельно связаны с жизнью, поэтому этот вопрос можно перефразировать так: какие дни вашей жизни вам особенно дороги? Согласитесь, это трудно определить. Мне дороги все фильмы, в которых я снимался.
     – Недавно по телевидению был еще раз показан фильм «Выйти замуж за капитана» (1985 г.). Сейчас условия службы в погранвойсках, да и в армии вообще совсем другие. И все же хотели бы лично вы, чтобы ваша внучка вышла замуж за капитана?
     – Если вы имеете в виду такого капитана, как в фильме, то, пожалуй, да. Хотел бы. Персонаж того фильма обладает целым рядом достоинств. Это собирательный образ. В реальности таких людей много не бывает. В моем понимании офицер — настоящий мужчина, служащий своей Родине, своему Отечеству. Конечно, мне хотелось бы, чтобы моя внучка вышла замуж за такого человека.
     – Среди фильмов с вашим участием есть снятые по произведениям классической литературы: «Жестокий романс», «Пиковая дама»… А как вы относитесь к наметившейся в отечественном кинематографе тенденции по-новому, в жанре телесериала, экранизировать произведения классиков?
     – Я лично считаю, что есть произведения, сюжет и героев которых каждый представляет по-своему и не всем нравится, когда их представление разнится с тем, что они видят на экране. Это касается и тех фильмов, где я сам играл, — кто-то мог представлять того же Васю Вожеватова или Германна совершенно по-другому.
     – Смотрели ли вы сериалы «Дело о мертвых душах», «Мастер и Маргарита», «Золотой теленок»?
     – Я посмотрел только часть первой серии «Мастера и Маргариты», затем переключил канал и больше к просмотру не возвращался. Для меня «Мастер и Маргарита» — то произведение, где читателю предоставляется возможность многое домыслить и «дорисовать» самому. Фильм же этой возможности в какой-то степени лишает. Хотя иногда это и к лучшему. Бывает и так, что действие произведения относится к XVII, XVIII или XIX векам — тогда самому представить картину происходящего довольно трудно, и фильм помогает «достроить» образ.
     – То есть классиков вы все-таки предпочитаете читать…
     – Я вообще очень люблю читать. Люблю встать рано утром, часов в пять, когда никаких «бытовых» звуков еще не слышно и только воробьи за окном спорят, кто куда полетит, — в это время можно читать совершенно спокойно, ни на что не отвлекаясь. В такие моменты чтение доставляет особое удовольствие. А вот поздно ночью читать не люблю. И в общественном транспорте тоже не могу — раздражает, когда часто прерываешься, не можешь вникнуть в смысл написанного и по нескольку раз перечитываешь одну и ту же строчку.
     – А каково ваше мнение относительно отечественных «блокбастеров»? Что необходимо и чего все-таки не хватает нашему кино для признания во всем мире?
     – В любом из наших фильмов обязательно присутствует социальный аспект. Это заметно даже в «блокбастерах», например в том же «Дозоре». Мы стараемся «зацепить» какие-то характерные черты именно русского общества. Естественно, то, к чему привыкли мы, может вызвать непонимание в других странах. Американские фильмы тоже не все хороши, но главное отличие фильмов, популярных во всем мире и понятных всем, заключается в том, что акцент в них ставится все-таки больше на чувственные отношения. Эти проблемы и эмоции близки всем людям без исключения.
     Что же касается «технической стороны вопроса», то вспоминается один старый… анекдот, что ли. Насколько мы отстаем от других стран в плане технического прогресса? — От французов — на пять лет, от американцев — на десять, от японцев — навсегда… Если же говорить о спецэффектах в кино, то здесь мы все еще далеки от Голливуда, хотя скачок, сделанный в этом направлении за последние годы, очевиден.
     – А стоит ли вообще стремиться к голливудским стандартам?
     – В этом-то и есть наша главная беда: они просто снимают фильм, а мы снимаем для того, чтобы чем-то им понравиться, «выщелкнуться», что ли. К сожалению, так и есть — стремимся к стандартам.
     – Один из самых банальных вопросов, которые задают актерам, — о роли, которую те мечтают сыграть… А кого вы не стали бы играть?
     – Актер может хотеть, мечтать сыграть определенную роль… Но ведь есть еще автор, режиссер, зритель, в конце концов. Возможно, сейчас мне хотелось бы сыграть пусть не семнадцатилетнего парня, а человека хотя бы лет тридцати, и тем самым дать себе снова «окунуться» в тот возраст и «поплавать» в нем. Но это как раз то, чего я делать не стану.
     Не хотел бы, наверное, играть подлецов, но такая уж специфика у работы: кто-то ведь должен это делать! Кроме того, и такую роль можно сыграть «со вкусом». Ну и уж точно не стал бы играть Красную Шапочку. Если только на пенсии…
     – 21 марта на вечере, состоявшемся в Доме кино и посвященном Всемирному дню поэзии, вы читали свои стихи. Расскажите о вашем поэтическом творчестве.
     – Практически каждый человек пишет (по крайней мере пытается писать) стихи в том или ином возрасте, и это прекрасно. Обрамить мысль в слово может не каждый, но каждый старается. Для тех, кто считает поэзию призванием, существуют литературные институты. Я такого института не оканчивал. Просто иногда на ум приходят удачные строки, которые складываются в стих. Но когда я перечитываю стихи Набокова, то свои мне хочется сжечь. И желательно, чтобы, где пепел, тоже никто не знал.
     – Что для вас лучший «допинг» по жизни? Чем увлекаетесь?
     – Раньше я занимался энтомологией (наука, изучающая бабочек. — авт.). Я собирал бабочек, ставил их «на распялку». У меня даже есть экземпляры столь редких видов, как Голубой Адонис.
     – А лучший стимул в творчестве?
     – Однозначного ответа на этот вопрос и не дашь… Сегодня одно, завтра — что-то другое. Всегда нужно к чему-то стремиться. Как говорила моя учительница, «быть отличником хорошо, но неинтересно». «Пять с минусом» — лучшая оценка. Еще есть над чем работать, есть чего добиваться. Пятерка же — это «потолок», финал. Это касается не только учебы, но и работы, творчества, жизни.
     А еще нужно любить. Так уж устроен человек, что ему это просто необходимо не только для творчества, но и для жизни вообще.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex