на главную страницу

8 Февраля 2007 года

Офицеры России

Четверг

Тринадцатый судоремонтный…

Владимир ПАСЯКИН.



Вот уже более века флагманом судоремонта на Черноморском флоте РФ по праву считается федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) «13-й СРЗ ЧФ». Этот завод с момента его возникновения работал только на флот. В конце января ему исполнилось 120 лет. Сегодня мы рассказываем о руководителе этого предприятия…

     То, что Виталий Киселев стал человеком флотским, не было случайным. Родился в портовом Тикси, на побережье моря Лаптевых, в семье моряка. Отец был гидрологом на гидрографическом судне «Азимут».
     Окончил Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище. Курсантскую практику проходил на сторожевых кораблях Черноморского флота «Разительный» и «Сметливый». Именно во время одной из стажировок пятикурсник Виталий Киселев познакомился с девушкой Аней, ставшей его женой. Вместе они уже 26 лет.
     Назначение получил в Севастополь. Первая офицерская должность - командир группы на СКР «Деятельный».
     – Из морей мы тогда не вылезали, – вспоминает капитан 1 ранга Киселев. – Офицеры корабля – молодые люди, полные энергии, задора, наполеоновских планов. Командиры боевых частей – старшие лейтенанты. Замкомандира – каплей. А самому «старому» офицеру капитан-лейтенанту Баранову – командиру корабля, было всего 28 лет.
     Экипаж «Деятельного» сформировали на базе затонувшего после известной аварии БПК «Отважный». Надо ли говорить, какое огромное внимание на «Деятельном» уделялось борьбе за живучесть. Особая нагрузка приходилась именно на БЧ-5, в которой служил лейтенант Киселев.
     В июле Виталий прибыл на СКР, а уже в августе сдал зачеты на самостоятельное управление подразделением. К служебным обязанностям относился исключительно добросовестно, потому был в числе лучших офицеров боевой единицы.
     – Многое в моей жизни связано с числом «13», – продолжает свой рассказ Виталий Леонидович. – Так, построечный номер СКР «Деятельный» – «С-13». Ну, прямо точное название самой прославленной подводной лодки, которая под командованием Александра Маринеско потопила известный «Вильгельм Густлов». Было много и других значимых событий, связанных с этим числом. Например, свадьбу справили 13 июня 1980 года. Но поистине судьбоносным стало знакомство с 13-м судоремонтным заводом Черноморского флота, когда СКР «Деятельный» проходил там ремонт.
     Через два года после выпуска из училища старшего лейтенанта Киселева назначили командиром БЧ-5 СКР «Беззаветный». Повышение было заслуженным и, как всякого офицера, обрадовало Виталия. Огорчило то, что «Деятельный» в составе отряда кораблей собирался на Кубу, а побывать в этой стране офицер мечтал с детства.
     Правда, через некоторое время он оказался в другой южной стране – Ливии, но этому событию предшествовали долгие и напряженные шесть боевых служб в Средиземном море и Индийском океане. Три из которых – по полгода. Он и о рождении дочери – Катюши – узнал из радиограммы, будучи на боевой службе. А впервые увидел дочурку, когда ей исполнилось три месяца.
     – Тогда это было довольно типичным явлением для флотских офицеров, – вспоминает Виталий Леонидович. – Мы как-то с женой посчитали, что за первые три с половиной года моей корабельной службы вместе провели лишь… несколько месяцев!
     Корабельная служба не бывает без экстремальных ситуаций. Случались они и на «Деятельном», «Беззаветном», «Разительном», где служил Виталий Леонидович. На «Беззаветном» ему довелось побывать в портах Болгарии, Сирии, Югославии, но больше всего запомнился именно визит в Ливию, когда нужно было зайти в Триполи, где глубина из-за сильных отливов доходила всего до 8 метров. А у корабля осадка… 7,5 метра.
     Впрочем, это были «цветочки» в сравнении с тем, что неожиданно вышли из строя сразу два компрессора. Не стало сжатого воздуха на корабле, без которого не запустить двигатель. А утром следующего дня начиналось ответственное совместное учение с иностранными кораблями. За ночь подчиненные во главе с Киселевым сделали, казалось, невозможное: в корабельных условиях, без помощи заводчан, перебрали компрессор, запустили его, использовав воздух со всех имеющихся баллонов, даже с аквалангов. Утром корабль вышел в море и участвовал в учениях…
     После службы на трех боевых кораблях капитану 3 ранга Киселеву предложили службу на берегу в качестве заместителя главного строителя 13-го СРЗ. Так, с августа 1987 года и по сей день он служит на судоремонтном флагмане ЧФ. Правда, с небольшим «техуправским» перерывом.
     – Моим первым ремонтным кораблем стал МПК «Молдавский комсомолец», – вспоминает Виталий Леонидович. – Вел его от приема до сдачи заказа. Набегался, напахался, ведь все было в новинку. Раньше-то ремонтные работы выполнял в качестве корабельного офицера, а теперь отвечал за весь технологический процесс ремонта боевой единицы. А это, поверьте, не одно и то же…
     Впрочем, о том, насколько быстро освоился с новой должностью и добросовестно выполнял ответственное дело каптри Киселев, говорит тот факт, что уже через год его назначили главным строителем завода. Это должность капитана 2 ранга.
     Хотел поступать в Военно-морскую академию. Но 13 февраля пришла телеграмма, заставившая забыть об этом учебном заведении. Киселева назначили главным инженером – старшим группы советских военных специалистов, которые занимались судоремонтом в дружественной нам Ливии. В подчинении молодого капитана 2 ранга была группа в 200 человек.
     Одно дело, когда в подчинении две сотни военнослужащих в Союзе, и совсем другое – люди с семьями за границей. Ведь ты в ответе и за них, и за судоремонт, и за взаимоотношения в большом и сложном коллективе, за качество выполненных работ, за отношения с ливийской стороной.
     Сложность обстановки была еще и в том, что уезжали из Советского Союза, который вскоре развалился. А в составе группы находились специалисты не только из России, но и из Прибалтики, Украины – государств, в одночасье ставших суверенными.
     Обо всех сложностях и перипетиях, конечно, не расскажешь. Главное - поставленную задачу группа Киселева выполнила с честью. Он руководил и отправкой на Родину всей группы. Сначала отправили жен, детей, потом выехали сами. Стоит сказать, что ливийские власти наградили капитана 2 ранга Киселева орденом Великой революции, а его жене, выполнявшей обязанности коменданта военного городка, вручили огромный торт.
     Через четыре месяца после возвращения на 13-й СРЗ Виталия Киселева назначили заместителем начальника завода по производству, а спустя два года он стал главным инженером крупнейшего предприятия ЧФ. В 1998 году новое назначение - старшим офицером ремонтного отдела технического управления ЧФ. Эту должность занимал пять лет.
     Думается, вовсе не случайно, в ту пору еще командующий ЧФ, адмирал Владимир Масорин предложил Киселеву возглавить 13-й СРЗ, когда начальник завода Степан Арутюнян увольнялся в запас.
     Владимир Масорин верно оценил ситуацию. И руководствовался не только сегодняшним днем. Он видел перспективы флотского судоремонта, и ему нужен был грамотный, опытный офицер, умелый руководитель, который бы смог в непростых условиях поднять судоремонт на новый уровень. Так что кандидатура Киселева была вовсе не случайна.
     В мае 2003 года Виталий Леонидович возглавил завод и постепенно вывел его из экономического кризиса. Если в 2003-м государственный оборонный заказ составлял лишь 50 млн. рублей, то в 2004-м – уже 160 миллионов, в 2005-м – 180 миллионов, в 2006-м – под 200 миллионов рублей. Произошел, можно сказать, судоремонтный скачок.
     Были большие, срочные и ответственные заказы.
     Свое 120-летие 13-й СРЗ встретил на подъеме. И в этом, бесспорно, велика заслуга его руководителя.
     На снимке: капитан 1 ранга Виталий КИСЕЛЕВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex