на главную страницу

14 Февраля 2007 года

Планета людей

Среда

Атлантический циклон над Полесьем

Андрей ДИЕВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



В начале этого года, когда после напряженных российско-белорусских переговоров в Москве были достигнуты договоренности по комплексу нефтегазовых проблем, казалось, что возникшие разногласия удалось успешно преодолеть. Причину обострения отношений между двумя братскими странами, декларировавшими в 1990-е годы свое обоюдное желание создать Союзное государство, эксперты сводили даже к досадным недоразумениям и недоработкам госчиновников среднего звена и менеджеров некоторых компаний.

     НАПОМНИМ, что в январе, сразу же после новогодних праздников, состоялись российско-белорусские переговоры об урегулировании торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов. Дело в том, что значительная часть российской нефти, поставляемой в Белоруссию, не используется в республике для внутреннего потребления. Большие объемы «черного золота» из России напрямую или в виде нефтепродуктов перепродаются европейцам – уже по мировым ценам. При этом в последние годы вся прибыль от реализации на европейском рынке продукции, произведенной из российского сырья, оставалась в Белоруссии, хотя Москва считала справедливым передавать России порядка 85 процентов пошлин от такой перепродажи.
     После переговоров председателя Правительства РФ Михаила Фрадкова с его белорусским коллегой Сергеем Сидорским, продолжавшихся более десяти часов, удалось договориться о том, что сырая нефть, вывозимая из России в Белоруссию, облагается вывозной пошлиной. Такой механизм позволит российскому бюджету в 2007 году получить около 1 млрд. долларов. Как сообщил глава российского Правительства, в переговоры включились президенты РФ и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко. В результате, по его словам, удалось найти сбалансированное решение, отвечающее интересам обеих стран. Премьер-министр Белоруссии Сидорский в свою очередь отметил, что подписанное межправительственное соглашение должно устраивать как поставщиков, так и потребителей нефти.
     Вывозная пошлина на нефть для Белоруссии отныне «плавающая» и меняется каждые 2 месяца. Ставка пошлины в этом году будет рассчитываться с применением коэффициента 0,293 от ставки пошлины на сырую нефть, вывозимую за пределы таможенного союза (устанавливается один раз в два месяца на основании мониторинга цен на нефть на мировом рынке).
     Так, с 1 февраля по 31 марта 2007 года общая ставка экспортной пошлины составляет 179,7 доллара за тонну, а пошлина на нефть, поставляемую в Белоруссию – с учетом коэффициента, – 52,6 доллара с каждой тонны (в 2007 г. в Белоруссию поступит 20 – 21,5 млн. тонн нефти из России). В 2008 году ставка таможенной пошлины будет устанавливаться с применением коэффициента 0,335 к ставке пошлины на нефть, вывозимую за пределы таможенного союза, в 2009 году – с коэффициентом 0,356.
     Кроме того, Белоруссия будет делиться прибылью от перепродажи нефти и нефтепродуктов из российского «черного золота» в третьи страны. Стороны договорились в Москве о том, что прибыль будет распределяться в пропорции: в 2007 году 70 процентов – России, 30 процентов – Белоруссии; в 2008 году – 80 процентов и 20 процентов соответственно; в 2009 году – 85 процентов и 15 процентов.
     К этому надо добавить, что белорусское правительство согласилось поднять пошлину на экспорт нефти в страны дальнего зарубежья с 128 долларов за тонну до российского уровня, т.е. она составляет, как и в России, около 180 долларов.
     Высокую оценку достигнутых компромиссных договоренностей дал президент России Владимир Путин, который отметил, что, идя на компромисс с Минском, Россия платит за мягкий, союзнический переход к рыночным отношениям и поддержку братского белорусского народа. «Прямая либо скрытая поддержка белорусской экономики Россией будет продолжаться на протяжении длительного времени, хотя начиная с этого года она значительно сократится», – заявил глава российского государства на совещании с членами правительства. По его данным, по газу поддержка равна примерно 3,3 млрд. долларов, по нефти и нефтепродуктам – 2,5 млрд. долларов. Вторая цифра, подчеркнул он, подсчитана точно и согласована с белорусской стороной. Итого помощь составляет в 2007 году только в энергетической сфере 5,8 млрд. долларов. Поскольку весь бюджет Белоруссии в этом году – около 14 миллиардов в долларовом эквиваленте, российская поддержка достигает его 41 процента.
     Владимир Путин также указал, что Россия будет настойчиво продолжать работу по интеграции на постсоветском пространстве, в том числе укреплять ЕврАзЭС и Таможенный союз. По его словам, «первостепенное значение для нас имеет экономическая интеграция на рыночных принципах, создание и укрепление ЕврАзЭС, Таможенного союза в новых условиях».
     ПОСЛЕДУЮЩИЕ события показали, что разногласия между Москвой и Минском в вопросах транзита и переработки российского углеводородного сырья, к сожалению, довольно глубоки и проистекают, видимо, из различия в понимании сути экономических отношений между странами, стремящимися создать совместное государственное образование. Сказалась, возможно, и недооценка серьезности намерений РФ перестроить свои отношения со всеми без исключения государствами, включая бывшие советские республики, в энергетической сфере исключительно на рыночной основе и либерализовать к 2011 году свой внутренний рынок природного газа.
     Поэтому возобновление прерванного транзита российской нефти в Европу не привело к прекращению «войны нервов». В СМИ появились сообщения о том, что в Минске будто бы готовится проект указа, в соответствии с которым будет установлена плата за аренду неиспользуемых в народном хозяйстве республики лесных земель, находящихся под нефте-, газо- и продуктопроводами.
     Наша справка. Нынешние тарифы на транзит нефти по территории Белоруссии были согласованы с РФ в декабре 1995 года в долларах и с тех пор не менялись. В 2006 году через Белоруссию на экспорт были поставлены транзитом 78,7 млн. тонн российской нефти. Это примерно чуть больше 30 процентов всей экспортируемой Россией нефти.
     В начале этого месяца стало известно, что Белоруссия решила резко повысить с 15 февраля с.г. тариф на транзит российской нефти через территорию республики по системе магистральных трубопроводов. Комментируя это решение, директор предприятия «Гомельтранснефть Дружба» Алексей Костюченко сказал, что Белоруссия не меняла тарифы на транспортировку нефти с 1996 года, они были «самыми низкими на всем постсоветском пространстве». Он сообщил журналистам в Минске, что тарифы на транзит нефти увеличиваются примерно на 31 – 35 процентов и теперь их уровень соответствует внутрироссийскому. Белоруссия, по его оценке, получит за год за счет этого решения дополнительно около 50 млн. долларов.
     В структурах российской исполнительной власти в связи с этим было заявлено, что Россия не планирует ответных мер на повышение белорусской стороной тарифов на прокачку российской нефти. В то же время министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф отметил, что подобные меры (повышение тарифов) можно принимать только на основе двустороннего соглашения. «Мы должны вовремя получить уведомление и провести переговоры», – подчеркнул Греф.
     НЕОЖИДАННО для многих аналитиков в январе – феврале со стороны Белоруссии последовало несколько резких публичных заявлений. В середине прошлого месяца, уже после достижения компромисса с Москвой относительно поставок российской нефти, руководитель белорусского государства возложил ответственность за временное отключение поставок нефти в Европу на Россию и при этом заявил, что «Европа и США в этой ситуации повели себя порядочно». СМИ приводят и такие его слова: «Они предложили нам поддержку. Это мы никогда не забудем». Было выражено и отрицательное отношение к проекту строительства Североевропейского газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря. Доводы при этом приводились такие же, как и в выступлениях представителей Польши и прибалтийских стран (газопровод будет лежать «на куче боеприпасов»).
     Наша справка. Североевропейский газопровод соединит Россию с общеевропейской газовой сетью в 2010 году. Его трасса пройдет через акваторию Балтийского моря от Выборга до побережья Германии. Протяженность морского участка СЕГ составит 1.189 километров. Пропускная способность первой очереди – 27,5 млрд. кубометров в год.
     Вскоре последовало интервью немецкой газете «Вельт», в котором президент Белоруссии высказался против введения российского рубля в качестве единой валюты Союза России и Белоруссии и предположил, что в перспективе Белоруссия, будучи европейской страной, могла бы ввести у себя евро. В этом интервью, данном известному политологу Александру Руру, считающемуся крупным специалистом по России, речь шла и том, что если бы западные энергетические концерны имели долю в белорусских энерготранспортных системах, Россия не была бы по отношению к Белоруссии «настолько жестокой». Белоруссия в связи с этим при диверсификации своей энергетической политики нуждается в ЕС как в партнере. «Европа должна научиться лучше понимать нас. Момент для этого сейчас благоприятный», – сказал Александр Лукашенко.
     На прошлой неделе президент Белоруссии дал еще одно важное интервью – на это раз английскому агентству Рейтер, в котором изложил перспективное видение отношений Минска с Западом. Он выступил за улучшение отношений с западным миром: «Я признаю ошибку и недостаток нашей внешней политики, что она получилась одновекторная, с вектором в сторону России. И мы фактически потеряли Запад». По словам Александра Лукашенко, «мы стояли на одной ноге, а должны стоять на двух».
     В интервью была затронута проблема транзита российских нефти и природного газа через белорусскую территорию. Из ответов президента Белоруссии следует, что ответом на повышение цен на российские энергоносители станут повышение цен на их транзит: «За транзит газа Польше Россия платит 4,5 миллиарда долларов, а нам только 300 миллионов. Только по газу, если взять польский вариант, мы можем компенсировать все наши потери».
     Судя по всему, с точки зрения Минска принцип перехода к рыночным отношениям может означать для России, что ей придется платить Белоруссии за услуги, которые раньше предоставлялись бесплатно (по словам президента Белоруссии, «имеются в виду транзит, военное сотрудничество и российский эксклав Калининград»).
     ОДНОВРЕМЕННО Минск начал вносить коррективы в экономическую политику. Решено существенно снизить ставки акцизов на нефтепродукты – на 60 процентов и отменить оборотные налоги с выручки от их продажи. Эта мера нацелена на сохранение рентабельности поставок нефтепродуктов на внутренний рынок в условиях применения Россией экспортной пошлины при поставках нефти в Белоруссию. Появились сообщения и о небольшом – на 5 процентов – повышении розничных цен на нефтепродукты. Конечная цель изменений в механизме ценообразования – обеспечить прибыль для белорусских НПЗ при переработке одной тонны российской нефти в размере 3 – 4 долларов.
     Наша справка. На территории Белоруссии находятся два крупных НПЗ, построенных еще в советское время. Новополоцкое нефтеперерабатывающее предприятие «Нафтан» ежедневно перерабатывает более 28 тыс. тонн российской нефти. Приблизительно таким же потенциалом обладает Мозырский НПЗ.
     В Белоруссии в первом полугодии 2007 года появится государственная структура с монопольным правом закупки нефти и реализации нефтепродуктов. Видимо, это компания займется, в частности, поиском альтернативных источников поставок нефти в Белоруссию. Вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко сообщил журналистам о том, что рассматривается возможность поставок нефти в Белоруссию из балтийских портов по трубопроводу Вентспилс – Новополоцк. Для этого трубу надо эксплуатировать в реверсном режиме (в обратном направлении). На это потребуется 2,5 года, а модернизация нефтепровода потребует до 30 млн. долларов. И самое главное, непонятно, какая из заморских стран будет поставлять в Белоруссию нефть через Балтику.
     В СЛОЖИВШЕЙСЯ ситуации официальная Москва проявляет максимальную сдержанность и не допускает ответных резких комментариев. Глава комитета Совета Федерации по делам СНГ Вадим Густов, например, не так дано высказался по поводу разногласий очень осторожно: «Конечно, споры бывают в любой семье… Моя точка зрения состоит в том, что политикам с обеих сторон надо успокоиться, ибо эмоции увеличивают вероятность больших ошибок».
     В то же время Россия намерена расширить свои возможности по экспорту нефти в Европу в обход Белоруссии, чтобы уменьшить транзитные риски при поставках нефти в Германию и Польшу. Компания «Транснефть» будет развивать Балтийскую трубопроводную систему по маршруту Унеча (на границе с Белоруссией) – Великие Луки – порт Приморск. Пропускные возможности портового терминала будут увеличены за два – три года на 50 млн. тонн нефти. Общая протяженность нефтепровода должна составить 1 тыс. км, а ориентировочная общая стоимость проекта – 2,5 млрд. долларов.
     ОЧЕВИДНО, что за развитием российско-белорусских отношений внимательно наблюдают в странах Евросоюза и США, которые и не скрывают, что по геополитическим соображениям они не заинтересованы в реинтеграции на постсоветском пространстве. Не так давно состоялась знаковая поездка в Белоруссию эмиссара Евросоюза. В Минске побывал глава Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Рене Ван дер Линден, который вел доверительные беседы с министром иностранных дел Сергеем Мартыновым и председателем палаты представителей белорусского парламента Владимиром Коноплевым. По мнению Ван дер Линдена, «в интересах Минска – стать частью Европы, а не оставаться изолированным государством. Я надеюсь, что этот диалог начнется». Цена вопроса для белорусской стороны, как считают эксперты, – либерализация внутриполитической жизни в республике по «евростандартам».
     Возможно, уже в ближайшее время со стороны ЕС последуют предложения совместных крупных экономических проектов, прежде всего в контексте обеспечения общей энергетической безопасности. Цель понятна: постепенно переориентировать белорусскую экономику в западном направлении, убедив Минск в бесперспективности ставки на Москву.
     Кроме того, западные политические круги умело используют ситуацию для дискредитации России в мировом общественном мнении, для ее «демонизации». Достаточно привести высказывания влиятельного американского сенатора – республиканца Ричарда Лугара, обвинившего Россию в использовании «энергетического шантажа» в отношениях с Белоруссией и другими соседними государствами. Он утверждал, что «Россия не первый раз использует свой контроль над поставками энергии для принуждения других стран» и что «если сейчас не будут предприняты необходимые шаги, подобный энергетический шантаж может стать в будущем регулярным». Лугар заговорил даже о возможности вооруженного конфликта из-за нехватки энергии в Европе в ближайшие десятилетия и призвал учитывать эту энергетическую угрозу в деятельности НАТО, начав «планирование в сфере безопасности для НАТО».
     Наша справка. Накануне прошлогоднего саммита НАТО в Риге Ричард Лугар выступил с предложением рассматривать «использование энергетики в качестве оружия» в рамках пятой статьи Вашингтонского договора, которая определяет, что нападение на одного из членов Североатлантического альянса считается нападением на весь блок.
     ЭКСПЕРТАМ, занимающимся проблемами мировой политики, хорошо известно, что начиная с 1990-х годов представители истеблишмента США регулярно озвучивают мысль о том, что богатые углеводородным сырьем российские Сибирь и Дальний Восток – это «достояние и ресурсная кладовая всего человечества, а не одних лишь россиян». Фактически ставится вопрос об интернационализации добычи сырья и его доставки в индустриально высокоразвитые страны под предлогом обеспечения «эффективного использования энергоресурсов» и «международной энергетической безопасности».
     Тот же сенатор Лугар внес в прошлом месяце в конгресс США «Акт об энергетической дипломатии и безопасности», который в случае его принятия предоставит администрации США возможность для вмешательства во внутренние дела стран – поставщиков энергоресурсов. В Вашингтоне, кто бы ни стал хозяином Белого дома после выборов в конце 2008 года, сделают центральной идеей своей внешнеполитической деятельности именно борьбу за беспрепятственный доступ индустриально высокоразвитых стран к мировым энергоресурсам, что будет замаскировано политкорректными выражениями вроде «ответственное поведение ведущих поставщиков».
     В этой ситуации «недомолвки» в отношениях между двумя братскими странами только на руку ведущим мировым центрам силы. К тому же свертывание наших экономических отношений в первую очередь больно ударит по белорусской экономике, ведь ее экспорт в Россию достиг в 2006 году 6,5 млрд. долларов. В нашу страну идет почти 100 процентов белорусского экспорта мяса и мясных продуктов, свыше 90 процентов молока, около 90 процентов телевизоров и более 80 процентов мебели. Надо иметь в виду и то обстоятельство, что белорусские автомобили, трактора и прочая сельхозтехника на 70 процентов собираются при использовании российских комплектующих. Об этом следовало бы задуматься.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex