на главную страницу

14 Февраля 2007 года

Армия и общество

Среда

Колыбель в общежитии

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



     Уже на стадии разработки закона о материнском капитале, который, по словам первого вице-премьера Дмитрия Медведева, будет способствовать решению одной из задач, поставленных президентом в Послании Федеральному Собранию в части улучшения демографической ситуации в стране, идея главы государства обрела заметный социальный резонанс. «Впервые в российской практике, – подчеркнул Дмитрий Медведев, – вводится принципиально новая мера стимулирования рождаемости».
     Действительно, в истории Отечества еще не было прецедента, когда бы потенциальным матерям на законодательном уровне гарантировалась реальная господдержка в четверть миллиона рублей за второго и последующих новорожденных. Однако ликовать по поводу ожидаемого всплеска рождаемости, мягко говоря, рановато. По словам заслуженной артистки России Анастасии Волочковой, высказавшейся по этому поводу, государственные посулы на текущей рождаемости не отразятся. «Рождение ребенка – это не цель наживы, – считает известная балерина. – Да и сумма для содержания выделяется мизерная. Ситуация абсолютно не изменится. Но в законе есть проявление внимания президента к проблемам матерей».
     С Волочковой солидарна известная спортсменка Мария Бутырская: «Закон-то вроде хороший, но сумма, мне кажется, маловата, – считает чемпионка мира по фигурному катанию. – Сейчас в Москве цены на жилье растут так, что на эти неполные $10 тысяч и двух-трех метров в обычной квартире не купишь! Нормальные люди понимают: чтобы вырастить ребенка, нужны БОЛЬШИЕ деньги. Компенсация – не повод рожать для тех людей, у которых есть голова на плечах. Но найдутся и те, кто подумает: а почему бы эти деньги не получить? И наверняка начнут рожать!.. Но я бы только из-за этого не родила».
     Конечно, мнение известных лиц, живущих в достатке, авторитетно не для всех. Но и беседы с рядом офицеров и членов их семей из состава дислоцирующегося в Екатеринбургском гарнизоне мотострелкового соединения постоянной готовности показали: для подавляющего большинства из них «материнский капитал» не станет доминантой в планировании семьи. В силу различных причин. Например, 26-летний холостяк капитан Дмитрий Щугорев ни при каких условиях не стал бы впопыхах обзаводиться супругой и детьми ради «маячащей где-то на горизонте суммы денег», которая к тому же принесет пользу бог весть когда.
     – Вот если бы у меня были своя квартира, достойное денежное содержание и размеренный служебный день, – разъясняет позицию Дмитрий, – тогда можно было бы ускорить участие в президентской программе по улучшению демографической ситуации в стране. А так, куда мне вести молодую жену?
     Неудивительно, что сегодня российский офицер без постоянной прописки, без нормированного служебного дня и при скромном денежном содержании не представляет особого интереса для потенциальных кандидаток в супруги и матери.
     Не ставят во главу угла «материнский капитал» и в семье подполковника Игоря Горбуля. У офицера, в отличие от капитана Щугорева, есть хотя и не все, но многое: супруга, работающая в городе по основной специальности, четырехлетний сын, устроенный в детский сад, комната в новостройке малосемейного офицерского общежития.
     Интересуюсь:
     – Игорь, тебе нужны 250.000?
     – Деньги лишними не бывают, – слышу в ответ. – Но рожать еще одного малыша лишь ради этой суммы мы бы не стали. С женой решили в перспективе обзавестись еще одним ребенком. И менять планы не собираемся. А то, что вместе с новорожденным, как теперь известно, семье будет положен «материнский капитал», – не станет выгодой для нас. Это всего лишь проявление заботы государства о будущем своего гражданина.
     В том же ключе рассуждает о государственном нововведении и подполковник Саидбек Холмурадов. У Саидбека трое детей, все девочки. Сейчас они «проходят службу» вместе с мамой в составе расквартированной в Таджикистане 201-й российской базы.
     – Обустроюсь в Екатеринбурге, привезу их сюда, – делится соображениями офицер. – И парнем мы обзаведемся обязательно. Пошли бы на это и без предлагаемого государством пособия…
     Сдержанно оценивает «материнский капитал» старший лейтенант Игорь Жиханов, ставший отцом в январе этого года.
     – Через два-три года, – рассуждает офицер, – супруга родит мне еще одного малыша. Дети вырастут, пойдут учиться. И старший однажды задаст вопрос: «Пап, а почему брату (или сестре) государство помогает получить образование, а мне – нет: он (она) что, лучше меня?
     – В принципе тут все понятно, – подключается к беседе теща Игоря Жиханова Людмила Васильевна. – Одним ребенком серьезные пары и так обзаводятся. А на последующих детей решаются далеко не все. Государство стремится вдохновить их на это.
     – Мы и так на одном ребенке останавливаться не собираемся, – признается супруга Игоря Жданова, Елена. – Причем независимо от наличия закона о «материнском капитале». И я, и муж имели в семьях сестер и братьев. Вот что стало примером. Была бы благоустроенная квартира, мы бы не стали откладывать рост семьи «на потом». Жилье сегодня важнее любых пособий…
     …Офицеры нашей армии редко обзаводились многодетными семьями. В большинстве ограничивались двумя детьми. В последние годы увеличилось число тех, кто на второго ребенка не решается, медлит с семейным пополнением, а то и вовсе от него отказывается. Судя по всему, материнское пособие само по себе перелома не внесет. Нужен комплекс мер: приемлемое жилье, общая обустроенность военных городков, оплата ратного труда, соответствующая его сложности и напряженности, разумный регламент служебного времени… Ну и, разумеется, проведение в жизнь идеологии, при которой многодетность воспринималась бы как проявление патриотизма.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex