на главную страницу

16 Февраля 2007 года

Армия и общество

Пятница

УЧИТЕСЬ У УРАЛЬЦЕВ

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда». Фото автора.



     Быстрым набором комбинации знаков на компьютерной клавиатуре начальник полкового отделения тренажеров прапорщик Султан Рамазанов сымитировал очередную вводную. «Я вывел двигатели участвующих в заезде боевых машин на критический режим работы, - прокомментировал свои действия Рамазанов. – Но механики-водители об этом не знают. Если в ближайшие секунды они не прочувствуют ответственность момента, не предпримут встречные действия, их БМП выйдут из строя».
     Но все обошлось. Очередная пара мотострелков покинула боевые отделения тренажеров с положительными результатами. По словам прапорщика Рамазанова, регулярные занятия на введенном меньше года назад в эксплуатацию полковом тренажерном комплексе по вождению БМП уже к концу летнего периода обучения позволили серьезно снизить количество реальных неполадок на боевой технике по вине механиков-водителей. «С последнего учения в парк на буксире были доставлены всего четыре боевые машины, в то время как раньше их могло быть с десяток», - поясняет Рамазанов.
     - Более того, по нашим наблюдениям, занятия на тренажерах значительно убыстряют процесс становления механиков-водителей, - развивает тему начальник организационно-планового отделения технической части 34-й мотострелковой дивизии Приволжско-Уральского военного округа подполковник Александр Ткач. - Если на наработку приемлемых навыков в эксплуатации реальной боевой машины требовалось 7 - 9 занятий на полигоне, то теперь достаточно 3 - 4 «прогонов» через тренажер. Все потому, что в учебно-практическом классе военнослужащий не боится допустить ошибку. И это придает ему решительности в отработке учебного вопроса. Он знает: его промах в действиях не нанесет вреда матчасти.
     Подобный аспект построения учебы в полной мере соответствует озвученному в ноябре прошлого года на совещании руководящего состава Вооруженных Сил РФ заместителем председателя Правительства РФ - министром обороны России Сергеем Ивановым требованию, «чтобы к эксплуатации вооружения и военной техники допускались лишь подготовленные и имеющие соответствующий допуск военнослужащие».
     И в этом плане в уральском соединении постоянной готовности все в полном порядке. Подполковник Ткач отмечает, что ни один «непрофильный» волонтер из состава дивизии доступа к управлению боевой машиной не имеет. На должностях водителей и механиков-водителей – лишь те контрактники, кому в период службы по призыву не только довелось окончить «колесно-гусеничное» учебное подразделение, но и в последующей службе получить практический опыт управления войсковой авто- и бронетехникой.
     - Хотя в числе «непрофильных» кандидатов на службу по контракту претендентов на водительские должности хоть отбавляй, - не скрывает Александр Ткач. - Соединение постоянной готовности - не «учебка», и работать с «чистого листа» - не наша задача.
     Поэтому вся прежняя и воссоздаваемая в соединении тренировочная база ориентирована лишь на доучивание личного состава, на совершенствование уже имеющихся навыков. Положительный пример с введением в Екатеринбургском гарнизоне в процесс боевой подготовки полкового тренажерного комплекса по вождению БМП – тому свидетельство. И, надо подчеркнуть, не единичное. По словам подполковника Ткача, в минувшем году только на Свердловском полигоне было отремонтировано и переоснащено сразу несколько учебных помещений. В их числе класс эксплуатации автомобильной техники, который, к слову сказать, долгое время лишь числился таковым. Теперь он, что называется, «напичкан» наглядными пособиями. Это плакаты, разрезные механизмы (коробки передач, мосты транспортных средств, редукторы, системы рулевого управления и т.д.) и даже автомобильные рамы с закрепленными на них агрегатами. Сейчас в классе одновременно могут заниматься военнослужащие целой автороты.
     Аналогичную «реанимацию» претерпел и класс изучения основ правил вождения. Его новинкой стал макет реального участка полигона, на площади которого руководитель занятия может смоделировать контрольную дорожную обстановку сразу для нескольких военнослужащих.
     Не остаются без внимания и другие части 34-й дивизии. В Верхнепышминском гарнизоне оборудуются несколько классов технической эксплуатации с наглядными пособиями, в том числе и механико-электрическими стендами.
     К началу очередного этапа программного обучения по вождению боевых машин в Чебаркульском гарнизоне планируется ввод в эксплуатацию полкового тренажерного комплекса, схожего с екатеринбургским, с той лишь разницей, что практические навыки там будут нарабатывать механики-водители МТ-ЛБ.
     Однако неверно было бы считать, что в этом уральском соединении учебно-боевой процесс военнослужащих контрактной службы проходит лишь на тренажерной базе. Как и везде, здесь понимают, что никакой имитатор не в состоянии дать военнослужащему те практические навыки, которые нарабатываются при контакте с реальной боевой техникой. Что соответствует еще одному тезису, озвученному главой военного ведомства: «Танки не должны стоять без дела в парках». И они не стоят. Правда, с одной, но весьма существенной оговоркой.
     - Сегодня танкисты соединения накатывают километражи не на базовом Т-72, а на снятом с вооружения Т-64, - поясняет подполковник Ткач. – Чему мы, естественно, рады. И вот по какой причине. Полученные с базы резерва танков морально устаревшие «иномарки» (харьковские Т-64 еще советского периода сборки) были распределены по танковым и мотострелковым полкам. Цель «акции» - при сохранении загруженности плана боевой подготовки механиков-водителей сберечь ресурс Т-72 учебно-боевых групп.
     В этом налицо выполнение еще одного требования министра обороны – о бережном отношении к вверенной военной технике.
     Кстати, работа по сохранению ресурса стоящей на вооружении авто- и бронетехники в 34-й мотострелковой дивизии ведется не первый год. Так, в рамках реализации общей концепции по сохранению и развитию парка бронетанкового вооружения мотострелковый полк, которым командует полковник Александр Мельников, в минувшем году был выведен в разряд экспериментальной площадки с последующей адаптацией к его базе методики восстановления боевых качеств войсковой бронетехники. Проще говоря, через ремонтные цеха дислоцированного в Екатеринбурге ФГУП «144-й бронетанковый ремонтный завод Министерства обороны РФ» было пропущено более половины БМП-1 из состава полкового бронепарка. В итоге 20-летние боевые машины пехоты обрели «вторую жизнь» как минимум на ближайшие полтора десятка лет.
     В вопросе поступательного «омолаживания» имеющегося парка машин соединению оказывает помощь ФГП «5-й Центральный автомобильный ремонтный завод» - единственное в Уральском регионе предприятие, проводящее капитальный ремонт автомобилей «Урал» и КамАЗ. Из заводских цехов в пункты дислокации дивизионные «Уралы» возвращаются не только с продленным ресурсом эксплуатации, но и с новыми, более мощными двигателями.
     Естественно, что командование, личный состав частей и подразделений соединения к восстановленному авто- и бронепарку относятся с особым трепетом.
     - Но не настолько, чтобы «руками не трогать», - замечает в беседе подполковник Ткач. – Техника должна оправдывать свое предназначение, а патологическая бережливость и бездумная экономия, как известно, приводят к обратному результату. Понятно, что непродуктивные варианты нас не устраивают. В противном случае, к примеру, мы бы провалили свое участие в таком масштабном учении, как «Южный щит-2006». Но полки «отыграли» достойно. Хотя не обошлось без замечаний за превышенный на тренировках лимит моторесурса. Однако одно другого стоило - результат был отменный.
     В целом сказанное еще раз подтверждает войсковое наблюдение: чем больше танки «взбивают» полигон, тем спокойнее командованию в текучке плановых практических занятий. Как за «набивающий руку» личный состав, так и за состояние самой бронетехники.
     

     На снимках: служебное место начальника полкового отделения тренажеров прапорщика Султана РАМАЗАНОВА; первый заместитель министра обороны РФ генерал армии Александр БЕЛОУСОВ знакомится с восстановленным «Классом основ и правил вождения» (Свердловский полигон).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex