на главную страницу

17 Февраля 2007 года

Армия и общество

Суббота

ПОКОРЕНИЕ ДАРЬЯЛА

Владимир КАВЕРИН.Владикавказ.



242-й общевойсковой полигон 58-й армии СКВО расположен в горах Северной Осетии – Алании, в живописнейшем по своей природной красоте Дарьяльском ущелье. Отсюда и происходит известное название полигона – Дарьяльский. Исходя из его поистине уникальных возможностей, полигон справедливо считается единственным в Вооруженных Силах Российской Федерации учебным центром, в полной мере приспособленным для разносторонней и эффективной горной подготовки Сухопутных войск. Аналогов ему просто не существует. Поэтому горную «академию» на базе Дарьяльского полигона проходят не только его хозяева – военнослужащие войск Северо-Кавказского военного округа, но и гости из других военных округов, а также спецподразделения других силовых ведомств. Причем здесь всегда искренне рады помочь освоить азы поведения в горах, практику альпинистской подготовки, многие премудрости грамотного ведения боя в далеко не простых условиях высокогорья.

     Впервые военные появились в этом месте в 1979 году. На тот момент уже было принято решение Правительства СССР о вводе Ограниченного контингента советских войск в Афганистан. В более чем сжатые сроки требовалось подготовить механиков-водителей танков, БМП и водителей БТР к управлению бронетехникой в условиях гор. Выбор был недолгим. Неподалеку от Владикавказа (в те годы еще Орджоникидзе) определили участок Дарьяльского ущелья, как нельзя лучше подходящего для этой цели. На дорогах в режиме полной секретности проходили обкатку водители, которых ждала суровая война в Афганистане.
     В ходе дальнейшей эксплуатации Дарьяльский учебный центр постепенно расширял сферу своего применения и просуществовал до 1992 года. Этот год стал началом нелегких испытаний, выпавших на долю Вооруженных Сил обновляемой России. Острейший дефицит финансирования армии в целом свел деятельность знаменитого полигона практически к нулю, в итоге он был заброшен на долгие шесть лет и стал жертвой разграбления со стороны охотников за металлом.
     К счастью, начиная с 1998 года полигон стал поэтапно возвращаться к жизни. Не последнюю роль в этом плане сыграл нынешний начальник полигона подполковник Рамис Абакаров. Благодаря именно его стараниям, хозяйственной сметливости и конечно же превосходным знаниям всех элементов горной подготовки Дарьяльский учебный центр за последние трудные семь лет заметно изменился, приобретя свое новое лицо.
     - Даже в нынешнее время, - рассказывает подполковник Абакаров, - когда финансирование боевой учебы стало регулярным, когда согласно Федеральной целевой программе на обновление, реконструкцию и совершенствование учебной базы выделяются немалые средства, дело это непростое. Судите сами. В эпоху процветания рыночных отношений среди изобилия предложений не так-то легко выбрать, скажем, строительные материалы, отвечающие как минимум двум требованиям: недорогая цена и высокое качество. Не сразу довелось наладить и долгосрочные отношения со строительными подрядчиками, которые на совесть выполняли бы обязательства. Возведение и обустройство некоторых объектов и учебных мест, не требующие применения высококвалифицированной рабочей силы, мы в силу своих возможностей создаем «хозяйственным способом». Слава богу, умельцев из числа личного состава полигонной команды у нас хватает. Например, многое у нас на общевойсковом стрельбище и танковой директрисе придумано и изготовлено руками старшины полигона прапорщика Эрика Зотова. Мы не останавливаемся на достигнутом рубеже, так как предела для совершенствования, как известно, не бывает. Обустроили одно учебное место - тут же, не откладывая дела в долгий ящик, принимаемся сооружать другое.
     И в самом деле, Дарьяльский полигон, в целом отвечающий требованиям для качественного обучения войск боевым действиям в горах, живет довольно бурной и беспокойной жизнью. Начиная с 1998 года в этих местах лишь изредка не слышны разрывы снарядов и треск пулеметных очередей. Учения на полигоне проходят с такой интенсивностью и периодичностью, что даже архары (горные дикие бараны) перестали бояться грохота стрельбы и нередко с высоты нависающих над полигоном скал с любопытством наблюдают за непонятными им действиями людей внизу.
     За учебный период полигон становится театром военных действий как минимум для четырех батальонных тактических учений с боевой стрельбой, причем с применением реактивной и ствольной артиллерии и авиации. Постоянно три-четыре мотострелковые роты из состава частей и соединений 58-й армии оттачивают на учебных местах свое ратное мастерство.
     На полигоне обустроен горно-спортивный комплекс, включающий в себя подвесной мост через пропасть и так называемые тропы разведчиков и спецназовцев, устроенные по принципу: чем сложнее, тем лучше. Причем при разработке этих учебных маршрутов авторы - создатели троп - в своем роде высочайшие профессионалы - не поскупились и максимально оснастили их всякого рода уловками и хитроумными ловушками. Все эти используемые на учебных тропах «премудрости» есть не что иное, как обобщенный опыт реальных боевых действий, полученный в ходе обеих чеченских кампаний.
     Помимо этого на базе Дарьяльского полигона нередко проходят учебно-методические сборы с командирами полков и батальонов. В ходе этих мероприятий до командного состава доводятся последние требования командующего войсками СКВО в плане специальной горной подготовки войск. На показных занятиях отрабатываются способы передвижения войсковых колонн на скальных участках и по сыпучим грунтам, наглядно демонстрируются правила безопасности передвижения и боевого охранения «ниточек».
     - В течение 2007 года, – делится своими планами начальник полигона, - мы построим новый командно-наблюдательный пункт, более осовременим, т.е. максимально технически переоснастим танковую директрису, автодром, горно-спортивный комплекс и войсковое стрельбище.
     Нелишним будет упомянуть и следующее. Далеко не каждый войсковой полигон может похвастать капитально отстроенными своими силами казармой для личного состава полигонной команды и столовой со своей кухней. Есть в Дарьяле и вожделенный после занятий «до седьмого пота» объект - вполне комфортабельная для этих «диких» условий баня.
     Разумеется, в беспокойном хозяйстве, которым ведает подполковник Рамис Абакаров, не все так гладко, как хотелось бы. Проблем и объективных трудностей хватает. Но о них он предпочитает вслух не высказываться, а, полагаясь на свой богатый командирский опыт, решает их самостоятельно, не обращаясь за помощью к командованию, как он выразился, «со всякими мелочами». Видимо, причина этого явления состоит не в его излишней скромности. Просто, когда человек находится, как говорится, на своем месте и искренне переживает за порученный ему участок работы, он старается попусту не суетиться, а изо дня в день честно и добросовестно выполняет свой долг.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex