на главную страницу

20 Февраля 2007 года

Страна и мир

Вторник

Газовый альянс

Игорь НОВИКОВ,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».



Одной из основных тем переговоров Президента РФ Владимира Путина в Катаре и Саудовской Аравии стало партнерство в нефтегазовой сфере. Шла речь, в частности, о возможности координации действий на газовом рынке. В отличие от нефтяного этот рынок только начинает складываться, чему способствует быстрое развитие технологий сжижения природного газа (СПГ). По своей структуре рынок СПГ идентичен нефтяному. РОСТ в мире потребления «голубого топлива» ставит в повестку дня вопрос о создании газодобывающими странами «площадки» для согласования своих действий, в том числе координации ценовой политики. Известно, что существование ОПЕК позволяет нефтедобывающим странам оказывать существенное влияние на мировой рынок «черного золота».

     Впервые идею о создании газового аналога ОПЕК высказал Президент России в 2002 году. Тогда на встрече с президентом Туркмении, ныне покойным Сапармуратом Ниязовым, он предложил бывшим советским республикам Средней Азии объединиться с Российской Федерацией в евразийский газовый альянс. Но эта идея не нашла поддержки у его потенциальных участников.
     Четыре года спустя потребность в координации экспортной политики стала все чаще подводить лидеров газодобывающих стран к мысли об аналоге ОПЕК. Так, например, и Россия, и Алжир расширяют поставки природного газа во Францию и объективно нуждаются в механизме согласования своих действий на европейском рынке. Доля Алжира в совокупных поставках для «Газ де Франс» составляет немногим менее 20%. Алжир поставляет во Францию 7,5 млрд. кубометров (в виде СПГ), а Россия по трубопроводам – 11,5 миллиарда (при общем потреблении Францией около 45 млрд. кубометров «голубого топлива»).
     Наша справка. Доказанные запасы природного газа в Алжире составляют 4,6 трлн. кубометров. 60 млрд. кубометров ежегодно экспортируется. Основные партнеры – страны Евросоюза (Италия, Испания, Португалия, Франция, Бельгия, Греция).
     Алжирская государственная компания «Сонатрак» недавно подписала с французами соглашение о ежегодных поставках одного млрд. кубометров природного газа по подводному газопроводу «Медгаз» в течение 20 лет. Газопровод, который намечено ввести в строй в 2009 году, свяжет Алжир с Европой через Испанию. В свою очередь «Газпром» подписал в прошлом году новый контракт на ежегодные поставки во Францию 12 млрд. кубометров газа в течение ближайших 24 лет.
     Потребность в механизме информационного взаимодействия и согласования ценовой политики на мировом рынке испытывают также другие арабские страны и Иран, поставляющие индустриально высокоразвитым государствам «голубое топливо» танкерами в сжиженном виде. Не случайно духовный лидер и руководитель Исламской Республики Иран (16 проц. общемировых запасов «голубого топлива») аятолла Али Хаменеи на встрече в Тегеране с секретарем Совета Безопасности РФ Игорем Ивановым в январе этого года заявил о возможности создания совместно с Россией организации по сотрудничеству в газовой сфере. «Наши страны могут создать организацию, связанную с сотрудничеством в газовой сфере, подобную ОПЕК», - сказал Али Хаменеи, отметив при этом, что «половина мировых запасов природного газа находится в России и Иране».
     Несколько ранее, в июне 2006 года, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным в Шанхае также предлагал сотрудничество «с точки зрения определения как цены на газ, так и основных потоков в интересах глобальной стабильности».
     ПОДОБНОГО рода предложения стимулируют, сами того не желая, страны Евросоюза. Энергетическая политика ЕС нацелена, по сути, на объединение европейских стран – потребителей газа по картельному типу и разобщение производителей газа, чтобы иметь возможность диктовать им свои условия цены на «голубое топливо». Это традиционно западноевропейская стратегия «разделяй и властвуй».
     Вполне естественно, что Евросоюз и США крайне настороженно относятся к идее «газового картеля». Их, очевидно, не воодушевляет перспектива оказаться перед единым фронтом газодобывающих стран, согласующих свою экспортную политику по примеру ОПЕК и влияющих на ценообразование через механизм квотирования добычи.
     В ноябре прошлого года влиятельная газета «Файнэншл таймс» опубликовала выдержки из конфиденциального аналитического доклада, подготовленного экономическими экспертами НАТО. Аналитики Североатлантического альянса зачислили в потенциальный газовый аналог ОПЕК, нежелательный для Запада, Алжир, Иран, Катар, Россию, Ливию и страны Центральной Азии.
     Только добыча газа в первых четырех странах составляет свыше 30% мировой (при этом их суммарных доказанных запасах, превышающих 60% мировых). По данным Международного энергетического агентства, около 41% запасов природного газа находится на Ближнем Востоке, еще 32% - в России, Туркмении, Казахстане и Узбекистане.
     Евросоюз, кстати, очень нервно отреагировал в январе с.г. на наметившееся развитие российско-алжирских отношений в нефтегазовой сфере (подписание меморандума, определяющего рамки партнерства между российскими и алжирскими компаниями на всех этапах добычи, транспортировки и реализации газа), подкрепленных расширением военно-технического сотрудничества. Еврокомиссия запросила у России и Алжира объяснения по поводу соглашения о производстве газа. «Поставки газа из этих двух стран покрывают 35% потребностей стран ЕС в газе, - заявил еврокомиссар по энергетике Андрис Пибалгс. - Соглашение вызывает наши опасения, и мы хотим получить от наших партнеров в Москве и Алжире пояснения относительно их намерений и последствий этого соглашения для европейских потребителей энергии».
     МОСКВА очень взвешенно относится к практической реализации идеи «газового ОПЕК», тем более в условиях массированной кампании в западных СМИ, обвиняющих Россию в использовании энергетического оружия во внешнеполитических целях. На РФ сейчас оказывается сильное политическое давление с целью заставить российское руководство ратифицировать Энергетическую хартию и «интернационализировать» доступ к своей экспортной трубопроводной сети.
     Довольно активно на тему газового альянса высказываются представители «Российского газового общества» во главе с их руководителем Валерием Язевым, возглавляющим Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи. Но большинство экспертов занимают выжидательную позицию, считая, что в этом вопросе больше политики, чем экономики.
     Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс так и заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы»: создание Россией и Ираном совместной организации для сотрудничества в газовой сфере – «это вопрос больше политический, чем экономический». По его словам, при любом объединении необходимо учитывать «негатив, который мы получаем в обострении международных политических отношений». С его точки зрения, «на чисто рыночной основе объединение выглядит довольно сложным».
     Глава Минпромэнерго Виктор Христенко во время своей недавней поездки в Алжир также был весьма осторожен в оценках возможности создания газового картеля. Он высказал мнение, что «нам (имелись в виду Россия и Алжир. – Ред.) не следует двигаться по пути картельного соглашения». На своей пресс-конференции Виктор Христенко акцентировал внимание на том, что Россия не обсуждает вопросов создания каких-либо картелей или альянсов со странами-производителями газа, которые бы ущемляли интересы потребителей. Он подчеркнул, что глобальный диалог, в котором участвуют все звенья «энергетической цепочки», - единственно эффективный инструмент повышения глобальной энергетической безопасности.
     РАЗВИТИЕ событий показывает, что в отношении России к идее «газового ОПЕК» возможна некоторая эволюция, обусловленная углубленным анализом ситуации в энергетической сфере и учетом новых внешнеполитических тенденций.
     Глава российского государства на февральской пресс-конференции в Кремле, отвечая на вопрос о позиции РФ в отношении недавнего предложения Ирана, отметил, что Россия не собирается создавать какой-либо газовый картель. Вместе с тем он назвал «интересной» идею о создании «газового ОПЕК». «Мы согласны с иранскими партнерами и некоторыми другими странами, которые в большом количестве добывают и поставляют на мировые рынки газ, координировать свои действия, и уже сейчас стараемся это делать», - подчеркнул Владимир Путин.
     Накануне поездки Президента России на Ближний Восток председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками академик РАН Андрей Кокошин высказал мнение о том, что формирование «и де-факто, и де-юре «газового ОПЕК» вполне возможно». С его точки зрения, сообщило агентство ИТАР-ТАСС, на постсоветском пространстве в этом, помимо России, объективно могут быть заинтересованы Казахстан, Узбекистан и Туркмения: «усиление координации действий между экспортерами природного газа будет, по-видимому, усиливаться по мере роста рынка сжиженного природного газа».
     Андрей Кокошин отметил, что и Россия, и другие крупные производители углеводородов очень внимательно следят и за попытками ряда западных политиков сколотить некую коалицию импортеров природного газа и нефти, направленную на то, чтобы ущемить права стран-экспортеров углеводородов. По его словам, «такие попытки предпринимаются Западом в том числе в отношении таких важных потребителей энергоресурсов, как Китай и Индия. Мы не можем не рассматривать это как стремление «вбить клин» между этими великими азиатскими державами и Россией».
     Сам глава российского государства, находясь в Катаре, заявил 12 февраля, что Россия будет координировать свои действия с другими государствами-производителями газа и пока не отвергала предложение по созданию газового картеля. «Кто сказал, что мы отвергли предложение по картелю? Мы ничего не отвергали. Я сказал, что это - интересное предложение», - сказал Президент РФ на совместной пресс-конференции с эмиром Катара шейхом Хамадом бен Халифом Аль Тани.
     Возможность создания государствами-производителями газа каких-либо альянсов будет обсуждаться в апреле на форуме в Дохе (Катар) с участием России. «Наши специалисты приедут в апреле на конференцию по газу в Доху», - сказал В.Путин в столице Катара.
     СТРЕМИТЕЛЬНОЕ развитие технологий сжижения газа будет, несомненно, благоприятствовать идее создания «газового ОПЕК». Буквально на днях Великобритания первой в мире среди промышленно развитых стран осуществила доставку сжиженного природного газа морским путем по новой американской технологии, позволяющей значительно расширить использование этого вида топлива. Танкер доставил в один из портов на северо-востоке Англии сжиженный газ, который прямо с борта судна поступил в газораспределительные сети.
     Наша справка. Обычно природный газ охлаждают до минус 160 градусов по Цельсию для превращения его в сжиженное состояние и загружают в танкеры. По прибытии в порт назначения СПГ перекачивают в специальные установки для возвращения в газообразное состояние, и только потом газ поступает в распределительные сети. При использовании технологии американской компании «Экселерейт энерджи» работа по восстановлению газа выполняется непосредственно на борту танкера, что значительно дешевле, чем использование специальных терминалов на берегу (стоимость такого терминала достигает около 800 млн. долларов).
     Большим опытом экспорта сжиженного газа обладает Алжир. По мнению российских экспертов, например президента Союза нефтегазопромышленников РФ Геннадия Шмаля, этот опыт был бы полезен России при разработке Штокмановского месторождения: «Алжир - опытный производитель СПГ, и в этом отношении его участие в строительстве завода на Ямале, проект строительства которого сейчас рассматривается «Газпромом», был бы полезен как для Алжира, так и для России». Известно также, что «Газпром» предложил алжирской стороне участвовать в проекте Балтийского завода по производству сжиженного природного газа.
     Крупнейший в мире комплекс по производству сжиженного газа строится сегодня Катаром, запасы природного газа которого оцениваются в 7,1 трлн. кубометров (третье место в мире после России и Ирана). Открытие четвертой очереди этого предприятия позволит довести производство СПГ на нем до 15,5 млн. тонн в год. Уже подписаны многолетние контракты (на 25 лет) на поставки СПГ Индии и Южной Корее – соответственно 7,5 млн. тонн и 4,8 млн. тонн ежегодно. После ввода в эксплуатацию новых объектов по добыче углеводородного сырья на морском шельфе две катарские компании («Катаргаз» и «Расгаз») планируют довести экспорт сжиженного газа до 30 млн. тонн в год.
     Значительные средства вкладывает в создание мощностей по производству СПГ Иран. На юге страны будет построен завод по производству сжиженного природного газа с месторождения Южный Парс (будет сжижаться 3 млрд. кубометров газа в год) и портовый терминал.
     Эти факты свидетельствуют в пользу мнения об объективной потребности газодобывающих стран, прежде всего владеющих технологиями и потенциалом СПГ, обрести некую площадку для регулярных консультаций и координации своих действий на мировом рынке перед лицом естественного столкновения интересов продавцов и покупателей. К этому надо добавить, что темп роста общемирового потребления СПГ превосходит динамику потребления «трубопроводного газа» в 3,5 раза (более 7,5% в год против 2%).
     Так что, судя по всему, в ближайшее время газодобывающие страны придут к какой-то организационной форме координации своей экспортной политики. Очевидно, что это будет деполитизированная организация, преследующая общие коммерческие интересы поддержания стабильности на постепенно складывающемся рынке природного газа. Апрельская встреча в Катаре станет, видимо, шагом в этом направлении.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex