на главную страницу

22 Февраля 2007 года

Армия и общество

Четверг

Уважение — философия нашей работы

Беседовал Олег ВЕТРОВ.



11 февраля этого года одна из крупнейших российских страховых компаний – Военно-страховая компания (ВСК) – отпраздновала 15-летний юбилей. За прошедшие годы она произвела по обязательному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и сотрудников федеральных министерств и ведомств более 788.000 страховых выплат на общую сумму свыше 14 млрд. рублей. За этими сухими цифрами – судьбы конкретных людей. Об истории компании, ее специфике работы в Министерстве обороны РФ нашему корреспонденту рассказал генеральный директор ВСК Сергей ЦИКАЛЮК.


     - Сергей Алексеевич, расскажите, с чего начиналась ВСК?
     - С исторической точки зрения 15 лет – очень небольшой отрезок времени. Но и для нашей страны, и для коллектива Военно-страховой компании это целая эпоха. Многие помнят начало 1990-х. Время серьезных испытаний для страны и нас, ее граждан. Раздел единых Вооруженных Сил СССР на многочисленные национальные армии, чехарда с принятием новых присяг, болезненная ломка в сознании военнослужащих, неопределенность в судьбах тысяч людей в погонах – все это осложнялось полыхавшими на пространстве бывшего Советского Союза региональными конфликтами. Грузы «200» приходили из Северной Осетии, Ингушетии, Приднестровья, Абхазии, Таджикистана, других «горячих точек»... Нам – я имею в виду группу единомышленников, до этого служивших в Министерстве обороны, Генштабе, – после увольнения из армии не хотелось просто заниматься бизнесом. Мы мечтали быть полезными России. Возникла мысль – создать страховую компанию для военных.
     - А что, разве военные раньше не были застрахованы?
     - Если подходить формально, обязательное государственное страхование военнослужащих в нашей стране было введено постановлением Совмина СССР еще в 1990 г. Однако механизм практического применения документа не был разработан. Существовавший на тот момент Госстрах пытался делать страховые выплаты через свои структуры, но с распадом СССР фактически свернул свою деятельность. А после 1991 года инфляция вообще свела на нет страховые выплаты, которые могли бы стать хоть какой-то компенсацией семьям погибших, а также военнослужащим, получившим инвалидность. Если до этого на 25.000 рублей, которые получали в качестве страховых выплат родные погибшего военнослужащего, можно было купить практически 4 автомобиля «Жигули», то на 25 рублей купить что-либо стало невозможно.
     - Что, родственникам платили такие деньги?
     - Увы, даже их зачастую получать было некому – люди не знали, куда обращаться за материальной помощью. А для тех, кто служил в «горячих точках» за пределами России, вообще ничего не полагалось! Нашей основной идеей, которую мы предложили Министерству обороны, было следующее: раненый военнослужащий или родственники погибшего солдата, офицера не должны «искать справедливости» и обивать пороги в поисках тех, кто бы выплатил страховое возмещение. Мы сами должны первыми прийти к людям и предложить помощь.
     - И как это можно было сделать?
     - В начале 1992 года ВСК заключила договор с командованием в Приднестровье о страховании российских военнослужащих, входящих в состав смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в этом регионе. В декабре того же года подобное соглашение было заключено с командованием Северо-Кавказского военного округа.
     Мы предложили централизованную систему сбора и обработки страховых дел в специальном подразделении Военно-страховой компании и проведение выплат через единый банк по месту службы (жительства) застрахованных или их родственников. Эта идея нашла поддержку во всех министерствах, которым мы предложили сотрудничество, у нас появились единомышленники в Минфине, в Верховном Совете РФ. Было тяжело – не вылезали из командировок, постоянно перед глазами случаи гибели наших солдат, слезы их родных, обиды тех, кто был недоволен выплатами. Сотрудников ВСК можно было встретить и в Приднестровье, и в Северной Осетии, и в Таджикистане – мы на местах решали назревшие проблемы страховок для военных.
     Параллельно с этим вместе с представителями Минобороны занимались разработкой нормативной базы обязательного страхования военнослужащих, пробивали регулярное государственное финансирование этой программы в условиях политической нестабильности, массы экономических проблем. Это позже у компании появились свои резервы, и в случае необходимости мы могли оперативно производить выплаты из собственных средств. Как это, в частности, было после трагедии с атомоходом «Курск» в августе 2000 года. А тогда, в 1993-м – какие деньги у молодой коммерческой компании, созданной бывшими военными? Те, кто вовремя получал в те годы страховые выплаты, пусть вспомнят добрым словом тогдашнего начальника Главного управления бюджета и финансирования Минобороны РФ генерал-полковника Василия Васильевича Воробьева.
     В то время мы учились, приобретали опыт вместе с государством. Первая попытка создать серьезный механизм страховой защиты и здоровья людей в погонах была предпринята в апреле 1993 года, когда было подписано соответствующее постановление Правительства РФ.
     - Стало легче?
     - В определенной мере. В мае 1993-го ВСК стала на федеральном уровне заниматься реализацией государственных программ страхования. Компания заключила прямые договоры с Министерством обороны, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной погранслужбой, Министерством по атомной энергии, Министерством по делам гражданской обороны и другими.
     - И сколько их было, других?
     - За 1993-й год ВСК заключил соглашения об осуществлении обязательного государственного страхования сотрудников 17 федеральных министерств и ведомств.
     - Ваша компания была первопроходцем в работе по обязательному государственному страхованию. Что было самым сложным?
     - Трудностей было немало. А вот самым ответственным для нас испытанием стала Чечня. Вспомните, что творилось в 1994-1996 годах! Гибли сотни солдат и офицеров. Тысячи раненых. При этом мы понимали, что даже одна задержка с выплатой в это время может поставить под угрозу саму систему обязательного страхования.
     Учитывая первый опыт страхования военнослужащих в «горячих точках», сотрудники компании были командированы в районы Северного Кавказа. Мы ездили по частям, участвующим в боевых действиях, лечебным учреждениям в Ханкале, Махачкале, Буйнакске, Краснодаре, Новороссийске.
     Именно в то время мы внедрили систему электронного проведения платежей по обязательному государственному страхованию военнослужащих через сеть Сбербанка, что позволило сократить сроки страховых выплат до 3—5 дней. Бывали случаи, когда страховые выплаты производились еще до того, как в компанию поступят документы. Так, на основе списков погибших и раненых, опубликованных в центральных газетах, мы сами разыскивали родственников и вручали им положенные деньги. Один пример. 23 января в Грозном погиб рядовой Алексей Зернов. Сотрудники управления обязательного государственного страхования прочли об этом в одной из газет. Позвонили в редакцию, узнали телефон матери погибшего солдата, связались с ней. Она съездила в часть, с нашей помощью оформила документы и уже 20 февраля получила страховку.
     - Оперативно.
     - Чтобы это не было единичным примером, еще в начале операции на Северном Кавказе сотрудники нашего управления обязательного государственного страхования вышли в Минобороны с предложением изменить положение о подаче документов на страховые выплаты. Рассмотрев ходатайство ВСК, Министерство обороны приняло временную инструкцию, позволяющую установить облегченный порядок представления документов, в частности на военнослужащих, получивших в Чечне ранения. Оформлять документы было разрешено госпиталям, в которых солдаты и офицеры находились на лечении. Документы пошли потоком. Для того чтобы справиться с растущим объемом работы, сотрудники управления по собственной инициативе на два часа продлили свой рабочий день. Они ездили по госпиталям, выдавали деньги раненым прямо в палатах.
     За эти сложные годы мы накопили поистине неоценимый опыт, который нашел свое отражение в известном законе ФЗ-52 «Об обязательном государственном страховании…», увидевшем свет в марте 1998 года. В нем были не только закреплены, но и расширены права военнослужащих. В частности, страховое возмещение теперь выплачивается, исходя из окладов денежного содержания не на день смерти или гибели военнослужащего, а на день выплаты. Значительно усилилась социальная защита военнослужащих, проходящих службу по призыву.
     - Закон работает?
     - Депутаты Государственной Думы (добрые слова признательности Николаю Максимовичу Безбородову и его коллегам из думского комитета по обороне), члены Совета Федерации (в частности, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Алексеевич Озеров), сотрудники Администрации Президента РФ, представители заинтересованных министерств сделали все возможное, чтобы этот закон в короткие сроки был разработан, принят и незамедлительно вступил в действие.
     Скажу, что с 1998 года в закон было внесено 8 пакетов поправок. Кто-то может сказать – «сырой», недоработанный документ. Не соглашусь – напротив, значит, закон жизнеспособен, востребован обществом, и именно практика жизни вносит в него свои поправки.
     - ВСК работает в Минобороны уже 14 лет. Расскажите, как развивается это сотрудничество сегодня?
     - Вы знаете, в Министерстве обороны все прошедшие годы мы находили понимание по вопросам обязательного страхования – у руководства, в войсках.
     Только в прошлом году по военнослужащим Минобороны РФ было произведено около 47 тысяч выплат на общую сумму свыше 1,7 миллиарда рублей. Компания оперативно произвела выплаты по таким трагическим событиям, как обрушение казармы батальона «Восток» в Чечне, авиакатастрофа А-310 в июле в Иркутске, падение Ми-8, гибель курсантов Рязанского воздушно-десантного училища. К сожалению, и в мирное время профессия военнослужащего связана с определенным риском для жизни и здоровья.
     Минобороны является одним из крупнейших наших страхователей. В то же время решением только задач ОГЛС мы не ограничиваемся, и сегодня мы выплачиваем единовременные пособия по закону «О статусе военнослужащего», а также страхуем ОСАГО автотранспорта военного ведомства.
     Всего же сегодня, после проведенной административной реформы и структурной реорганизации в федеральных органах, Военно-страховая компания сохранила всех своих страхователей – это 11 федеральных министерств и ведомств.
     - А не проще было бы работать с одной структурой?
     - Мы с самого начала не искали легких путей. Зато накопленный нами опыт уникален, созданная нами система эффективна и востребована. Этому виду страхования надо соответствовать по всем параметрам, прекрасно понимая, что приходится не только подвергаться регулярным проверкам Счетной палаты РФ, Главной военной прокуратуры и других контролирующих органов, но и ежедневно держать самый строгий экзамен перед каждым застрахованным. Доверие государства заслужить непросто. Мы этого добились. В то же время работа с государством – это и огромная ответственность. Если мы расслабимся и начнем почивать на лаврах, многое может измениться – для нас не в лучшую сторону.
     - Можно ли сказать, что вы – монополисты на рынке обязательного страхования?
     - Абсолютно нет. С 2003 года законодательно утверждена конкурсная основа выбора страховщика для этой работы, и конкуренция на этом рынке крайне острая. В тендерах порой участвует до 20 и более компаний, так что выбор у клиента есть и он вполне рыночный.
     Да, чаще всего в этих тендерах побеждает ВСК. Я бы сказал, что тут на первый план выходят отработанные годами технологии работы, безупречная история и высокая нынешняя репутация. В прошлом году, по итогам исследования, проводимого рейтинговым агентством «Эксперт РА», компании был подтвержден высший рейтинг надежности А++– «Высокий уровень надежности с позитивными перспективами».
     - А как вы относитесь к тому, что вас постоянно контролируют?
     - Еще в 1994 году мы сами предложили нашим страхователям создать общественный орган, который назвали Комитетом страхователей Военно-страховой компании. Это было принципиально новое явление в отношениях между страховщиками и страхователями. При подготовке 52-го закона было решено включить туда требование о создании подобного комитета как обязательное. Теперь подобные комитеты у ВСК есть в 42 регионах России.
     Наше управление обязательного госстрахования рассматривает в сутки до 600 комплектов поступающих страховых материалов. Сами понимаете, при таких объемах очень сложно избежать ошибок. Сложно, но можно. И собственно мы сами выступаем за повышенный контроль к нашей работе – это не дает нашим сотрудникам расслабиться.
     И самое интересное, что, привыкнув работать с повышенной ответственностью, мы такое же отношение к клиентам перенесли и на другие виды страхования. Вы, конечно же, знаете, сколько жалоб поступает на страховщиков ОСАГО. Так вот, ВСК в этом «рейтинге нарушителей» занимает почетную нижнюю строчку. Это не может не радовать.
     - Наверное, много вкладываетесь в сервис?
     - Очень много. И касается это как коммерческих клиентов, так и застрахованных по ОГЛС. Ежедневно сотни застрахованных и должностных лиц из любой точки страны имеют возможность на WEB-сайте ВСК (www.vsk.ru) или по телефону (495) 785-24-21 в справочной службе компании получить информацию по вопросам оформления, прохождения документов или о выплатах страховых сумм. В Москве работает приемная, где можно получить бесплатную консультацию по вопросам обязательного государственного страхования и лично сдать документы на выплату. Через Управление обязательного страхования компании вот уже на протяжении многих лет от 60 до 70 тысяч застрахованных и членов их семей ежегодно получают интересующую их информацию. Для тех, кто служит далеко от столицы, в компании создана круглосуточная справочная служба. Любой застрахованный у нас военнослужащий или госслужащий, сделав телефонный звонок в региональный филиал ВСК по местному тарифу, может получить в режиме on-line исчерпывающую информацию о ходе рассмотрения его страхового дела в центральном офисе ВСК в Москве. Даже включая дату зачисления на счет в Сбербанке России положенных к выплате страховых сумм.
     - Не бывает так, чтобы проблем вообще не было…
     - Государство на федеральном уровне все зависящие от него вопросы решило. Дело за малым. Нужно заставить каждого из нас четко выполнять свои обязанности и с участием относиться к человеческой беде. Самый главный бич – неправильное оформление документов в воинских частях, военных комиссариатах. Ежегодно до 12 процентов неправильно оформленных материалов мы вынуждены отправлять назад. Мы не имеем права производить выплаты по неправильно оформленным документам. Это понятно. Но вот как повысить качество этой работы? Мы долго бились, инициировали директивы… И вот с сентября 2005 года в войсках стали открываться наши консультационные пункты, где военнослужащие, их родные могут из первых рук получить консультации профессионалов по всем вопросам обязательного государственного страхования.
     - Вы являетесь членом Общественного совета при Министерстве обороны. Какие надежды вы связываете с работой совета, в чем видите смысл своей работы в этой структуре?
     - Я прекрасно понимаю руководство Министерства обороны. Модернизация армии, активная боевая учеба, новый подход к комплектованию войск – это лишь часть успеха. Надо, чтобы общество не оставалось сторонним наблюдателем. Подобный подход, на мой взгляд, положительно скажется на уровне доверия россиян к Вооруженным силам и в комплексе с другими мерами окажет самое благоприятное влияние на повышение престижа военной службы. Так что я уже активно включился в работу Общественного совета Министерства обороны. Да, для меня это некий факультатив, общественная нагрузка. Но очень полезная нагрузка.
     - Известно, что помимо обязательного государственного страхования военнослужащих и госслужащих ВСК работает и на рынке добровольного страхования...
     - Уже в 1992 году нами был открыт первый филиал и заключен первый договор в сфере добровольного корпоративного страхования. После этого мы только наращивали темпы. Сравните, в 1993 году ОГЛС занимало в портфеле компании 96 процентов. Постепенно эта цифра уменьшалась и сегодня она составляет 19 процентов.
     При этом мы не потеряли, а нарастили коммерческое страхование – с долей до 81 процента в портфеле ВСК. В настоящее время компания предлагает своим клиентам более 100 страховых продуктов. Среди наших страхователей, помимо 11 федеральных министерств и ведомств, более 100 тысяч предприятий и организаций, около 10 миллионов россиян.
     Это нормально, что у ВСК есть социальное направление работы и есть в чистом виде коммерческий бизнес.
     - За 15 лет ВСК из страховщика средней руки стала одним из основных игроков на российском страховом рынке. Удовлетворены ли вы результатами?
     - По моему глубокому убеждению, знакомство человека со страховой компанией начинается не в момент заключения договора страхования, а в момент наступления страхового случая. Именно тогда отделяются зерна от плевел – кто-то честно и добросовестно выполняет все свои обязательства, а кто-то считает своим долгом собрать деньги и постараться никому их не отдать. В ВСК изначально было посеяно зерно порядочности и уважения к клиенту. Мы этим гордимся.
     ВСК активно развивает страхование имущества предприятий, страхование различных видов ответственности, личное страхование граждан. И здесь самой лучшей оценкой деятельности ВСК является постоянно растущее число клиентов из числа крупных промышленных предприятий, банков (их 174), лизинговых компаний. Среди наших постоянных клиентов – Центробанк, Сбербанк, другие банки, крупнейшие промышленные холдинги.
     За последние два года компания привлекла достаточно много новых корпоративных клиентов. Не случайно, по оценке журнала «Секрет фирмы», ВСК является одной из самых быстро растущих компаний России за последние 5 лет, занимая в этом рейтинге 5-е место среди компаний финансового сектора.

     От редакции. когда материал уже был подготовлен к печати, стало известно, что Президент России объявил коллективу открытого акционерного общества «Военно-страховая компания» благодарность за большой вклад в развитие страхового дела и социальную защиту военнослужащих. Это вторая президентская благодарность ВСК. Мы поздравляем коллектив Военно-страховой компании с высокой наградой.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex