на главную страницу

2 Марта 2007 года

Планета людей

Пятница

ДОВСЕ: ВМЕСТО КАМНЯ – ПЕСОК

Роман СТРЕШНЕВ,Владимир КУЗАРЬ.



Размещение в Европе американских баз противоракетной обороны и безудержное расширение НАТО на Восток ведут к подрыву сложившегося баланса сил и взаимного доверия на континенте, могут коренным образом изменить геополитическую ситуацию. В этих условиях самым жестким образом встает вопрос о целесообразности дальнейшего соблюдения ряда соглашений и договоренностей, которые некогда легли в основу создания системы обеспечения безопасности и стабильности в Европе. К ним относится и Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который сегодня находится, как еще раз подчеркнул на недавней конференции в Мюнхене Президент России Владимир Путин, в кризисном состоянии.

     
Неиспользованные возможности

     Напомним, что ограничения обычных вооружений в годы «холодной войны» активно добивались государства Западной Европы, видевшие в СССР угрозу своей безопасности. После длительных переговоров, определенных уступок, преимущественно со стороны Советского Союза, странами НАТО и Варшавского договора 19 ноября 1990 года в Париже был подписан юридически обязательный договор, который получил название ДОВСЕ и вступил в силу в ноябре 1992 года. Он определял количественные ограничения на развертывание в Европе (от Атлантического океана до Уральских гор) тяжелой военной техники (танков, бронированных машин и артиллерийских систем сухопутных войск), то есть по тем видам вооружения, по которым СССР превосходил НАТО. Количественные ограничения накладывались также на боевые самолеты и ударные вертолеты.
     Документ позволил на основе беспрецедентной открытости в военной сфере провести быстрое и сбалансированное сокращение большого количества избыточных тяжелых вооружений и выйти на их равные предельные уровни для НАТО и Организации Варшавского договора. Это привело к укреплению взаимного доверия и стабильности на континенте, в связи с чем договор стали называть «краеугольным камнем европейской безопасности».
     Однако кардинально изменившаяся военно-политическая ситуация в Европе – прекратили свое существование Варшавский договор и СССР, началось расширение НАТО на Восток, в том числе и за счет бывших советских республик, близ российских границ образовались новые государства Североатлантического альянса, которые не являлись участниками ДОВСЕ, – потребовала адаптации договора к новым условиям. Кроме того, российская сторона неоднократно высказывала возражения в связи с установленными ДОВСЕ так называемыми фланговыми ограничениями, подразумевающими необходимость поддержания Россией довольно низкого уровня вооружений и военной техники в ЛВО и СКВО, своих приграничных регионах. Ввиду угроз своей безопасности, исходящих от международного терроризма и нестабильной обстановки на южных границах, эти ограничения были явно неприемлемы для России.
     Соглашение об адаптации ДОВСЕ было подписано в ноябре 1999 года на Стамбульском саммите ОБСЕ. Главное его достоинство – трансформация в безблоковую систему национальных и территориальных (для каждого государства) уровней вооружений.
     

     Наша справка. Адаптированный ДОВСЕ предусматривает сокращение национальных уровней вооружений в 19 государствах - членах НАТО по сравнению с действующими: по танкам - более чем на 4.800 ед., по боевым бронированным машинам (ББМ) - на 4.000 ед., по артиллерии - более чем на 4.000 ед. Вводимая в договоре система национально-территориальных ограничений устанавливает потолок для размещения ограничиваемых договором наземных вооружений и техники. Для России эти параметры сохранились неизменными: 6.350 ед. танков, 11.280 ед. боевой бронированной техники, 6.315 ед. артиллерийских систем, 3.416 боевых самолетов, 855 ед. ударных вертолетов. Вместе с тем Россия получила возможность иметь в регулярных частях новой фланговой зоны (ЛВО без Псковской области и СКВО - без Волгоградской, Астраханской областей и восточной части Ростовской) в четыре раза больше ББМ: 2.140 вместо 580 ед., а также временно развертывать здесь дополнительно 153 танка и 140 артсистем.
     

     Соглашение решало многие важные для укрепления европейской безопасности военно-политические задачи. Однако вскоре большинство стран, подписавших Соглашение об адаптации и Заключительный акт переговоров об адаптации ДОВСЕ, отказалось от их ратификации. Адаптированный ДОВСЕ ратифицировали только Украина, Белоруссия, Казахстан и Россия. А чтобы он вступил в силу, это должны сделать все страны – участницы договора, которыми на сегодня являются 28 государств Европы, а также США и Канада.
     
НАТО: «ограничения» без границ

     С момента подписания адаптированного ДОВСЕ прошло уже семь лет. Запад по-прежнему руководствуется устаревшим, но устраивающим его вариантом ДОВСЕ, который предназначался для понижения уровня противостояния между теперь уже не существующим Варшавским договором и НАТО. По сути он уже не ограничивает военный потенциал НАТО, но ставит в крайне невыгодное положение Россию, которая выполняет взятые на себя обязательства. В ответ на претензии Москвы США и возглавляемый ими Североатлантический альянс только и твердят, что договор от 1990 года играет позитивную роль и остается «краеугольным камнем европейской безопасности». При этом они с завидной настойчивостью заявляют, что ратифицируют адаптированный ДОВСЕ только в случае выполнения Россией «стамбульских обязательств», под которыми понимают широкий спектр ничем не обоснованных требований к нашей стране. Так, сначала Москву попросили вписаться во «фланговые уровни» адаптированного ДОВСЕ (имеются в виду ограничения на количество танков, боевых бронированных машин и артиллерии в Ленинградском и Северо-Кавказском округах), затем проявить дополнительную транспарентность в отношении вывода российских войск с Северного Кавказа, кстати, не предусмотренную договором. После того как и это было сделано, от России потребовали вывода ее воинских контингентов из Грузии и Молдавии. Москва вновь выполнила взятые на себя обязательства. Согласно двусторонним российско-грузинским договоренностям наши военные базы выведут к концу 2008 года, а в Приднестровье полторы тысячи военнослужащих РФ выполняют миротворческие функции и охраняют склады с оружием.
     Из Молдавии с 1999 года в Россию вывезено 59 эшелонов военного имущества, в том числе в 2003 году – 42 эшелона. Однако в результате срыва плана Козака (Меморандума об основных принципах государственного устройства объединенного государства) Москве из-за противоречий Кишинева и Тирасполя удалось вывезти в 2004 году только один эшелон, после чего процесс застопорился. Последующие требования доходят до абсурда, когда, например, Молдавия заявляет, что частью «стамбульских обязательств» России она считает вывод вооружений, принадлежащих Приднестровью, а Грузия – эвакуацию военных пенсионеров и их семей, проживающих в жилом городке бывшей российской военной базы Гудаута.
     При этом США и их союзники по НАТО, ничуть не смущаясь, начали масштабную переброску поближе к российским границам своих войск и военной техники. В частности, эта активность особенно наглядно проявляется на примере Эстонии, Латвии и Литвы, которые стали членами НАТО, но не подпадают под ограничения ДОВСЕ. Фактически это дает право прибалтийским государствам размещать на своей территории какие угодно вооружения, технику, военные базы, чем, естественно, Североатлантический альянс не преминул воспользоваться. Прежде всего его внимание привлекли бывшие советские аэродромы под Тарту, в Эмали, неподалеку от Шяуляя, в местечке Зокняй, где базировалась военно-транспортная и стратегическая авиация ВВС СССР. Натовские специалисты, проведя исследования этих объектов, сочли, что здесь есть все для быстрого развертывания и приема «сил подкрепления». Уже вложены большие средства в реконструкцию аэродрома Зокняй, где с недавних пор дислоцируется авиация НАТО. В Латвии приняты поправки к «Порядку прибытия, пребывания иностранных судов в территориальных водах...». И теперь уже не президент, не руководство портов, а министр обороны дает разрешение войти в территориальные воды Латвийской Республики иностранным военным судам, в том числе с атомными двигателями и атомным оружием.
     В странах Балтики развернута сеть радиолокационных станций, ведущих наблюдения за российской территорией. Так, в латышской деревне Аудрини введена в строй мощная РЛС, которая позволяет просматривать все, что происходит в России на глубину около 500 километров, идентифицировать летающие объекты на высоте до 30 километров. С помощью «карандашного луча», на который практически не влияют рельеф местности и погодные условия, можно отслеживать не только самолеты и ракеты, но и объекты на море, военную и другую технику на суше. В Эстонии 12,5-метровый купол радара возвышается над местечком Каллавере (Ляэсне – Вирумаа). Он держит в поле своего зрения всю Псковскую область и Санкт-Петербург. Центральным же звеном разработанного американскими специалистами проекта «Балтнет» является так называемый региональный центр воздушного наблюдения и координации, расположенный в литовском поселке Кармела, который «накрывает» весь наш Балтийский флот и Калининградскую область.
     Не отстает от соседей Польша, которая активно предоставляет свою территорию под размещение натовских войск. Сюда, кроме противоракет, Пентагон перебрасывает часть своих военных баз из Германии. А на территории Болгарии и Румынии, формально входящих по устаревшему ДОВСЕ в «восточную» группу государств-участников, планируется размещение вооружения и техники армии США, относящихся по старому договору к «западной» группе. Недавно Вашингтон подписал с Софией и Бухарестом соглашения о создании на территории этих стран так называемых легких передовых военных баз. Однако «легкость» этих баз весьма условна, так как разместить на них планируется как минимум по пять тысяч подопечных Пентагона. Это возможно именно потому, что численность американских военнослужащих без тяжелого вооружения в этих странах положениями ДОВСЕ (по которому Болгария и Румыния де-юре еще считаются станами Варшавского договора) не ограничивается. В цифрах это означает, что с принятием Болгарии и Румынии в НАТО альянс уже превысил фланговые лимиты на 1.250 танков, около 2.700 бронемашин и 1.600 артсистем.
     Несмотря на протесты Москвы, НАТО продолжает свое расширение на Восток. Так, совсем недавно сенат США одобрил план действий и программу финансирования приема новых членов Североатлантического альянса, среди которых числятся Грузия и Украина. Причем Грузию рекомендовано принять в НАТО безо всяких условий. То есть в нарушение устава альянса, где ясно сказано, что страны, имеющие территориальные споры или зоны военных конфликтов на своей территории, не могут быть приняты в блок.
     Благодаря договору США и их союзники по НАТО имеют возможность практически в режиме реального времени осуществлять постоянный мониторинг общего состояния Вооруженных Сил России. В то же время неадаптированный ДОВСЕ позволяет США откреститься от механизмов обмена информацией и контроля, которые существенно осложнили бы подготовку и проведение крупных передислокаций американских войск в Европе. Тем самым применяется так любимая Западом тактика «двойных стандартов».
     
Когда наносится ущерб безопасности

     Совершенно очевидно, что из «краеугольного камня» ДОВСЕ превратился в «песок», который не может служить опорой для европейской безопасности. По словам директора департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ Анатолия Антонова, структура договора, основанная на наличии двух групп государств-участников, в современных условиях не поддается реальному объяснению. Базовые ограничения, включающие групповые и зональные лимиты, оказались размытыми. Баланс прав и обязательств сторон подорван. Сегодня блоковая основа ДОВСЕ обеспечивает значительные преимущества участникам НАТО, ущемляя интересы тех стран, которые не входят в альянс, включая Россию.
     Спрашивается, а зачем России такой договор, выполнение которого в одностороннем порядке ведет к серьезному подрыву ее безопасности? Поэтому в Москве на официальном уровне уже не раз подчеркивалось, что нынешнее состояние дел с ДОВСЕ нашу страну не устраивает. Как заявил недавно глава МИД России Сергей Лавров, с распадом Варшавского договора и с присоединением большинства его членов к НАТО вся концепция этого договора утратила всякий смысл. Он напомнил, что попытка устранить эту бессмысленность была сделана, когда было выработано соглашение об адаптации ДОВСЕ к новым условиям. Однако оно не было ратифицировано ни одной из стран НАТО. В этой связи не исключено, что Россия может выйти из ДОВСЕ. Комментируя такую возможность, тот же Анатолий Антонов заявил, что в ДОВСЕ имеется целый набор инструментов, позволяющих его участнику защищать свои интересы — от постановки вызывающих обеспокоенность проблем совместной консультативной группе до созыва чрезвычайной конференции и выхода из договора в случае возникновения исключительных обстоятельств, поставивших под угрозу его высшие интересы. Наконец, существуют и другие нормы международного права, применимые к данному случаю. «Какие из этих инструментов и когда использовать, Россия будет определять с учетом своих интересов, конкретной ситуации и действий», – отметил российский дипломат.
     Скорее всего, Россия может отказаться соблюдать ограничения по действующему ДОВСЕ, предоставлять предусмотренные им информацию и уведомления, а также принимать инспекции, но при этом продолжит придерживаться адаптированного договора и связанных с ним политических обязательств о сдержанности в военной сфере. Возвращение же в ДОВСЕ России станет возможным лишь в случае ратификации всеми участниками договора его адаптированного варианта.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex