на главную страницу

3 Марта 2007 года

Русские женщины

Суббота

МАРИЙКА ИЗ РАЗВЕДКИ

Валерий УСОЛЬЦЕВ.



Глядя на маленькую, хрупкую женщину, вряд ли можно даже подумать, что в годы войны она десятки раз ходила за линию фронта в разведку и за «языком». Ведь свои многочисленные боевые награды фронтовичка надевает лишь раз в году, в святой для всех россиян праздник - День Победы.
Более того, Мария Клипель была единственной в истории армейской разведки женщиной, которая командовала взводом отчаянных парней - дивизионных разведчиков, готовых выкрасть самого Люцифера из преисподней, а не то, что фрица из траншеи. Что само по себе достойно занесения в Книгу рекордов Гиннесса.
На фронте рядом со смертельной опасностью, оказывается, всегда было много курьезного. В том числе и у разведчиков. Что сейчас, спустя десятилетия, вспоминается фронтовиками с юмором.

     
«Русиш баба!»

     В канун наступления командованию был крайне необходим «язык». Но, как назло, несколько вылазок разведчиков были безрезультатными. Начеку были фашисты, словно ждали лазутчиков, встречая их огнем.
     Комдив рвал и метал, а начальник разведки, серый от недосыпания, как мог, успокаивал его, обещая, что в нынешнюю ночь его хлопцы обязательно приволокут ценного фрица. С командиром взвода разведки майор был более категоричен:
     - Без «языка», Марийка, лучше и не возвращайся!
     - И не вернемся, - дерзко ответила красивый лейтенант.
     - Ты мне это брось, не вернется она, - пригрозил пальцем девчонке видавший виды фронтовик.
     - Да я в том плане, что будет сегодня «язык»…
     Своим подчиненным лейтенант Марийка, как называли разведчики за глаза своего командира, так и сказала:
     - Кровь из носу, а фриц должен быть к утру в блиндаже комдива.
     Для того чтобы осуществить задуманное, разведчики забрались в самую глубь передовой. И, продвигаясь по вражеской траншее, буквально столкнулись с огромного роста немцем. Мария, шедшая первой, ему и до подбородка не доставала. Автомат у фашиста – на изготовку, палец - на спусковом крючке. Вот только выстрелить унтер-офицер не успел.
     В лунном свете он увидел красивое лицо стоящего перед ним русского лазутчика и удивленно вскрикнул:
     - Русиш баба!
     Этого мгновенного замешательства хватило, чтобы лейтенант Марийка с размаху огрела верзилу прикладом своего автомата, а ее дюжие подчиненные завершили пленение, сунув в рот немца кляп и связав руки-ноги. Утром «язык» уже давал ценные показания.
     
«Не надо медосмотра»

     Это только в фильмах разведчики – бесшабашные. Не боящиеся смерти вояки. На самом деле они обыкновенные люди, разве что силы и воли у них побольше, чем у других солдат. И эта «обыкновенность» особо ощущалась, когда война приблизилась к своему логическому завершению – победе союзных войск. Но она еще продолжала перемалывать человеческие жизни. И оттого что до светлого дня окончания боев оставалось всего несколько шагов, погибать было особенно обидно. Вот и стали появляться «больные» и среди разведчиков. В разведвзводе лейтенанта Марийки такими были несколько узбеков. Каждый раз, когда взводный набирала группу для вылазки в тыл врага, они объявляли, что больны, и в доказательство этого доставали справки, полученные в полковой санчасти. В них значилось, что у солдат обострился… геморрой. А какой от них тогда толк в разведке?
     Однако старший начальник заподозрил неладное, о чем и сказал Марии: «Полковой врач — узбек. Вот и дает им по землячеству липовые справки. А другие разведчики рискуют за них».
     Решила командир взвода проучить «сачков». Построив в очередной раз своих разведчиков, объявила, что вместе с ней в поиск пойдут и мнимые больные.
     А когда те по привычке протянули справки, скомандовала:
     - Снимайте штаны! Сегодня я сама проведу медосмотр.
     Естественно, такого позора восточные мужчины вынести не смогли, хотя и не выполнить приказа во фронтовой обстановке тоже. Поэтому пришли к компромиссу: штаны не сняли, но в разведку пошли. И больше медицинских справок не предъявляли, воевали не хуже остальных сослуживцев-разведчиков.
     
Лампочка-граната

     Боевой нрав жена известного хабаровского писателя фронтовика-орденоносца Владимира Клипеля сохранила и в гражданской жизни. Их дочь журналистка Людмила Клипель вспоминает такой случай.
     После нескольких лет жизни в коммуналке их семья наконец-то получила отдельную квартиру. А вот освободить комнату не удавалось, потому как многочисленные соседи, каждый с какой-либо своей вещью, буквально заполонили узенький коридорчик. Оказывается, в коммуналках существовал негласный закон: кто первый затащит на освободившуюся жилплощадь свою вещь, пусть это будет даже обыкновенный табурет или старая кастрюля, тот и становится новым ее хозяином.
     Владимир Иванович, несмотря на свой огромный рост и немалую физическую силу, не сумев пробиться через живой щит из соседей, плюнул и уселся на стопку с книгами. Не помогли и уговоры жены писателя, так уж хотелось каждому расширить свое жилье за счет освобождавшейся комнатушки. А на улице уже вовсю сигналила машина, приехавшая за нехитрым скарбом новоселов.
     - Ладно, - подмигнула дочери бывшая разведчица. - Сейчас мы пробьемся по-фронтовому, с помощью гранаты.
     «Где она возьмет гранату?» - подумала тогда маленькая Людочка.
     А мать, вывернув лампочку, крикнула:
     - Расходитесь, иначе всех взорву!
     И хлопнула лампочкой об пол.
     Услышав этот крик и последовавший за ним хлопок, разбушевавшиеся соседи от страха – а вдруг у фронтовиков и впрямь граната завалялась?! – попадали на пол.
     - Володя, за мной, - скомандовала мужу фронтовичка. И, подхватив одной рукой дочь, а другой – узел с бельем, устремилась, перешагивая через лежащих вповалку соседей, к выходу…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex