на главную страницу

7 Марта 2007 года

Армия и общество

Среда

МАМАНЯ — КОМБАТ

Полковник Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда». Фото автора.



     Согласитесь, сам по себе факт неординарный: командир части стал кандидатом военных наук. Иному преподавателю вуза, которому сам Бог велел защититься, все не удается заняться диссертацией. А тут – командир развернутой отдельной части связи с вытекающим отсюда дефицитом времени. Но впору еще больше удивляться, когда узнаешь, что этот офицер – подполковник Ольга Мальцева. В Военной академии связи, инженерный факультет которой она окончила в 2000 году, недавно успешно прошла защита диссертации, а затем состоялось ее утверждение во всех полагающихся инстанциях. В ходе обсуждения отмечалась актуальность темы и ее прикладное значение для функционирования полевых узлов связи. Сказалось, что автор диссертации – единственная в Вооруженных Силах России женщина – командир части имеет богатый опыт, накопленный за годы напряженной службы в войсках.
     …С Ольгой Мальцевой впервые встретился вскоре после того, как она в 1993 году, пять лет спустя после окончания престижного Ленинградского электротехнического института связи им. Бонч-Бруевича (ЛЭИС), подала рапорт о желании проходить военную службу. Для симпатичного лейтенанта запаса это был поступок. Вспомните, в те годы поток офицеров шел в противоположном направлении – из армии: хронические задержки не бог весть какого денежного довольствия, неопределенное будущее многих в связи с оргштатными мероприятиями. Словом, пошла тогда против течения.
     Забегая вперед, скажу, что и в дальнейшем она никогда не искала легких путей в службе. Более того, выбирала дорогу посложнее, словно хотела лишний раз проверить себя на прочность.
     Так, изначально лейтенант Мальцева попросилась не в «теплое» место, а наоборот, в суровое Заполярье. Первая должность – командир взвода дальней связи. Что это такое, объяснять не нужно: помимо высокой чисто профессиональной ответственности, еще и те самые тяготы и лишения по полной программе. Это вам не уют стационарного узла связи с нечастыми выездами на линию – тут в расположении реже бываешь, чем в поле. Чего только стоят довольно продолжительные учения в заснеженных сопках, где действовать нередко приходится на шквальном ветру!
     - Только приняла взвод, а на следующий день вместе с личным составом отправилась на учения в поле, – вспоминает Ольга Львовна. – Температура минус 40, не то что вода – хлеб замерзает. Но взвод с задачей справился. Наверное, такое экстремальное начало в какой-то степени помогло – потом уже ничего было не страшно.
     Кое-кто из скептиков не верил, что она сдаст заполярный экзамен. А ее первый командир батальона подполковник Владимир Баранов присматривался, помогал и видел: дело идет. С техникой Мальцева изначально была на «ты» - сказывалась отличная вузовская подготовка (сужу не с чужих слов – отец в свое время преподавал в ЛЭИС на военной кафедре. – О.П.). Да и в нюансах военной службы быстро разобралась. С личным составом тоже нашла общий язык: иначе и быть не могло – во всем стремилась показывать личный пример, а потому и спросить могла по всей строгости. Впрочем, к взысканиям прибегать почти не приходилось: в сложившемся коллективе подвести командира взвода считалось, мягко говоря, дурным тоном. Тут был своеобразный плюс: каждый сержант и солдат невольно стал лично ответственным за становление и успехи симпатичного взводного.
     Поэтому спустя два года вовсе не неожиданным было назначение старшего лейтенанта Мальцевой начальником телефонного центра («по-пехотному» – командиром роты). И опять подразделение, а следовательно, и его командир отмечались в числе лучших. Поэтому с чистой совестью Ольга написала рапорт о поступлении в Военную академию связи. Да и командир части не возражал: достойна по всем статьям.
     Случай тоже достаточно уникальный: только в годы Великой Отечественной войны в Военной академии связи обучались несколько военнослужащих-женщин, а с 1945 года не было ни одной. Вступительные экзамены сдавала на общих основаниях, без всяких скидок (в т. ч. и физподготовку – по мужским нормативам) и… была зачислена. Правда, направили учиться не на командный, как она хотела, а на инженерный факультет. На такой вот «компромисс» пришлось пойти – некоторым начальникам тогда и этот шаг дался нелегко. Конечно, это не «женщина на корабле», но все-таки…
     - Для меня главным было получить высшее военное образование, чтобы ни в чем не уступать кадровым офицерам, – вспоминает Ольга Львовна. – В 2000 году эта мечта материализовалась в полученном дипломе. Причем к образованию подходила не формально – за годы учебы действительно смогла многое почерпнуть. Знала, что все это потом обязательно пригодится.
     Специальность – автоматизированные системы управления – предполагала службу по инженерному профилю. Но такая достаточно спокойная должность была не по ее характеру. Да, капитан Мальцева была назначена в академии помощником начальника учебного отдела. Если для кого-то это и было бы пределом мечтаний, да еще и с перспективой роста, но только не для нее. Уже через год ей, теперь уже майору, предложили должность начальника узла связи штаба ЛВО.
     Не случайно. Помимо офицеров управления связи округа многие вышестоящие начальники помнили толкового командира из заполярного гарнизона (в свое время назначение на должность начальника телефонного центра утверждал лично командующий войсками округа – случай-то неординарный). Знали и об учебе в академии, поэтому, как только появилась в 2001 году подходящая должность, предложили. Выходит, путь от командира взвода до командира отдельной части Ольга Мальцева прошла за восемь лет. Неплохая карьера для военного человека.
     - Приходилось встречать офицеров, которые жалуются, что их не замечают, не продвигают, – делится мыслями Ольга Львовна. – Но в большинстве случаев виноват сам человек: там увильнул от трудностей, тут не захотел сняться с «теплого» места и поехать в глубинку. На кого обижаться? Каждый сам делает выбор.
     Вот уже почти шесть лет руководит она весьма беспокойным хозяйством. Главный узел связи округа – этим все сказано. По сути отдельный развернутый батальон: несколько сотен личного состава, большое количество различной аппаратуры и оборудования, круглосуточное несение дежурства. Опять же – начальство рядом. Правда, этот момент скорее положительный: опытные офицеры помогут, подскажут, у них есть чему поучиться.
     Одна из особенностей – довольно значительное количество военнослужащих-контрактников на должностях сержантов и солдат. За эти годы накопился определенный опыт работы с ними.
     - Конечно, я заинтересована в том, чтобы самой отобрать толковых специалистов, а не брать, что называется, с улицы, – рассказывает Ольга Львовна. – Вот и сейчас несколько человек из числа солдат срочной службы изъявили желание остаться на контрактную службу. Еще с одним в ближайшее время заключим контракт: этот солдат отслужил год, было время присмотреться.
     Как же удается преодолеть первое препятствие – невысокое денежное довольствие? Ведь буквально рядом дирекции почти всех гражданских компаний связи, где предлагают зарплату, большую в разы.
     - Внимательно изучаю биографию каждого человека, – продолжает Мальцева. – К примеру, если у сержанта или солдата неполное высшее образование, то он, как правило, стремится продолжать учебу. Мы в части идем навстречу: человек заключает трехлетний контракт, проходит службу и одновременно учится заочно. К примеру, именно так остался на узле техник АТС старшина Евгений Комиссаров, который в период службы окончил профильный вуз. Своеобразное взаимовыгодное сотрудничество: контракт оканчивается и одновременно завершается учеба. Отлично зарекомендовал себя техник отделения оповещения сержант Михаил Михайлов: отслужил у нас срочную, сейчас учится заочно в вузе. Сами стараемся подобрать толковых ребят. Таких, как, например, младший сержант Иван Кувалдин.
     Если бы была реальная перспектива получения жилья, то многие специалисты продлили бы контракт. Да и другие желающие, которые согласны хоть десять лет жить в служебной квартире, есть. Высокой зарплате на «гражданке» такие предпочитают стабильность.
     - В гарнизонах, закрытых городах хотя бы есть какой-никакой служебный фонд, а у меня, как командира, даже комнаты в общежитии в резерве нет, – сетует Мальцева. – Хорошо, некоторые начальники входят в положение, помогают. Но это ведь не решение вопроса.
     Проще с женскими должностями контрактников: за последние годы вакансий практически не было. Откуда такое благополучие? Сказывается нынешнее семейное разделение труда: как правило, муж деньги на «гражданке» зарабатывает, жена – военную пенсию и квартиру. Да и коллектив здесь совсем иной – тут все как одна семья. Это еще раз все почувствовали, когда год назад отмечали 85-летие части. Пришли ветераны, вспомнили былое и порадовались, что заложенные ими традиции добросовестной службы и высокого профессионализма живы и поныне.
     Кстати, именно ветераны, которые до сих пор в строю, во многом выручают часть. Поначалу даже не поверил – несколько человек здесь трудятся свыше 40 лет: начальник АТС Павел Зинченко, начальник ремонтной мастерской Евгений Исаков, оператор связи Зинаида Гуляева. Электромонтер связи Михаил Дмитриевич Панькин – живая легенда: он ветеран Великой Отечественной войны. Ну а тех, чей трудовой стаж поменьше, можно перечислять долго. Эти люди позволяют обеспечить плавную смену поколений, работают не за деньги (они небольшие у гражданского персонала), это еще прежняя закалка.
     С молодыми офицерами, которые каждый год приходят в часть, большая надежда на накопительно-ипотечную систему обеспечения жильем военнослужащих.
     - Квартирный вопрос – самый больной сегодня и по сути ключевой: решив его, легче справиться с остальными, – считает Ольга Львовна. – Ведь именно отсутствие перспектив в получении жилья сказывается на решении молодых офицеров, прежде всего выпускников военных кафедр вузов, уволиться в запас. Теперь, надеюсь, ситуация кардинально изменится.
     Правда, увидеть результаты внедрения ипотеки подполковник Мальцева в этой части не сможет. Сейчас она сдает дела и готовится к службе в новой должности – назначена преподавателем Военной академии связи. Пора, считает, передавать опыт молодежи. Да и недавняя защита диссертации и степень кандидата военных наук предполагают скорее службу в военно-учебном заведении, а не в войсках. Хотя еще долго будут вспоминаться ей беспокойные командирские хлопоты. А сколько ее бывших подчиненных не раз вспомнят ее добрым словом!
     Вот только дома, как признается сама Ольга Львовна, она слагает командирские полномочия: главой семьи должен быть муж. Пусть он и человек гражданский. А вот дочь Ульяна пошла по маминым стопам: несколько лет назад поступила в кадетский класс при Военной академии связи, и в этом году у нее выпуск. Так и была единственной девчонкой в классе все эти годы. Впрочем, мама через это уже проходила – брать пример есть с кого.
     На снимках: командир части подполковник Ольга МАЛЬЦЕВА с дочерью Ульяной и подполковником медицинской службы Ириной ЯРОВЕНКО; на боевом дежурстве.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex