на главную страницу

7 Марта 2007 года

Русь неизвестная

Среда

Первая Отечественная: 945 – 980 годы

Подполковник запаса Николай ЖУК. Украина.



Мы знаем две Отечественные войны на территории бывшей Киевской Руси. Это Отечественная война 1812 года против наполеоновской Франции и Великая Отечественная война 1941–1945 годов против нацист-ской Германии. Но ни о какой Отечественной войне за 1000 лет до нашего времени подавляющее большинство из жителей Украины и России даже и не слышало.

     ОБЩЕПРИНЯТЫМ
     считается мнение, что государственность была привнесена на Русь только с появлением Рюриковичей. После распада Совет-ского Союза и получения Украиной государственности я анализировал новые учебники по ее истории и был разочарован тем, что их авторы продолжают писать о том, что в свое время было угодно еще киевским князьям и московским царям. Ведь история, как сказал в свое время мой учитель, профессор из Воронежа, – это политика, опрокинутая в прошлое. По велению правителей она переписывалась и так и эдак – лишь бы поярче высветить их родословную. Например, из летописи было выброшено 30-летнее правление Рюрика, чтобы стереть в народной памяти более десяти славянских династий.
     До сих пор утверждается, что наша родина, т.е. Киевская Русь, до Рюрика не имела государственности, была населена варварами, и только благодаря ему, Рюрику, обрела государственность и военную мощь. Этой басней кормили народ не только при царе, но и при совет-ской власти. Этой басней продолжают кормить и сейчас, хотя и времена не те, и люди вроде бы другие. Но, видать, сильна еще инерция мышления, сказываются лень наших историков, недостаточность финансирования исторической науки или, скорее всего, проявляется все вместе взятое.
     Между тем в действительности в течение целого тысячелетия до Крещения Киевской Руси на ее территории существовала федерация княжеств-государств. Где-то за два столетия до Крещения земли федерации были оккупированы хорошо вооруженными отрядами варягов. Во время оккупации главный бог Руси Перун был превращен в символ варяжской династии, а потому дискредитировал себя. После победы над варягами это послужило поводом для смены веры.
     Отечественную войну за освобождение родины от варяжского ига начал в 945 году Мал Древлянский, казнив Игоря, сына Рюрика, за непомерные поборы с русского народа. В дальнейшем борьбой руководил Добрыня Никитич - сын Мала Древлянского, дядя Владимира Красно Солнышко и двоюродный дед Ярослава Мудрого. Умная дипломатия и военное искусство Добрыни Никитича вкупе с истинной мудростью княгини Ольги привели к победе русского оружия в 980 году.
     Одним из первых рассказать правду о том периоде нашей истории попытался профессор Иван Членов в своей замечательной книге «По следам Добрыни Никитича» (1987 г.). Его работа, в которой впервые была описана жизнь Добрыни Никитича и его роль в истории Киевской Руси, и стала первым толчком к такого рода моим исследованиям. Своими изысканиями я только хотел приоткрыть завесу мрака над теми страницами истории Киевской Руси, которые долгое время от нас скрывались, и показать историкам-профессионалам, что их работа в этом направлении очень далека от завершения. Особенно это касается 35-летней войны за свержения варяжского ига, которую я назвал Отечественной.
     В ИСТОРИИ Киевской Руси сохранился самый древний источник – так называемая «Велесова книга». Это языческая (как ее неправомерно называют) летопись, написанная скорее жрецами-староверами на древне-
     славянском языке. В связи с этим надо заметить, что письменность в Киевскую Русь принесли не Кирилл и Мефодий: она там существовала тысячелетия раньше. Просто Кирилл и Мефодий ее модифицировали, сделали более удобной для использования. А нам это представили как какое-то чудо.
     Так вот, в «Велесовой книге» рассказывается, что за 1300 лет до Германриха (это вождь готов, покоривших в середине IV века н.э. огромные пространства Восточной Европы от Балтики до Черного моря, от Волги до Дуная) предки русов еще жили в Азии, в «зеленом крае».
     Об этом повествуется в легенде о Богумире: «У Богумира было три дочери и два сына. В степях они разводили скот, научившись этому от отцов и дедов. Были они послушны богам и разумны. Пришло время, и мать их Славуня сказала Богумиру: «Нам надо выдать замуж дочерей, чтобы увидеть внучат». Богумир поехал в поле и приехал к дубу, стоявшему в поле, и здесь вечером он увидел трех мужей на конях. Подъехали они к Богумиру, и он поведал им о своей заботе, и они сказали, что сами ищут себе жен. И вернулся Богумир в свои степи, и привел трех мужей дочерям своим. И от них пошли три славных рода – древляне, кривичи и поляне. Потому что первую дочь звали Древа, вторую Скрева, а третью Полева. Сыновей же Богумира звали Сева и Рус. От них исходят северяне и русы. И было это за тысячу триста лет до Германриха».
     Итак, Богумир жил в IX веке до н.э. где-то в степных районах Волги. В «Велесовой книге» подробно описывается, как часть наших предков из Семиречья шла через горы на юг (судя по всему, в Индию), а другая часть пошла на Запад, «до Карпатской горы». Этот факт истории древних скотоводов подтвержден археологически лишь совсем недавно. Кроме того, следует отметить, что римские географы начала нашей эры знали Волгу как Рус, «реку русов».
     Русы были скотоводами, охотниками, а земледелие играло для них подсобную роль. Они поддерживали контакты с готами, гуннами, греками и другими народами. Были у них, конечно, и враждебные племена. Среди них – яги. «Велесова книга» приписывает им людоедство, т.е. каннибализм. Скорее всего, именно оттуда тянутся наши славянские сказки о Бабе-Яге, Костяной ноге.
     Мы не знаем подробностей освоения русами лесостепных районов Приднепровья, что привело к образованию Киевской Руси. Но есть «летопись», практически навечно впечатанная в днепровскую землю, – это Змиевы валы, опоясывающие Киевскую Русь с юга. Почему-то о них мало говорят, а ведь это укрепсооружение и архитектурный памятник древности, сравнимый разве что только с Великой китайской стеной.
     Длина Змиевых валов - около 1.000 километров (а по некоторым данным – даже до 2.000 км). Строились они со II века до н.э. по VII век н.э., т.е. целое тысячелетие. Более 600 км валов проходило по Древлянской земле (опоясывало с юга), остальные – по Полянской. Причем интересна деталь: вначале валы строились жителями двух земель вроде бы и раздельно (первые валы расположены всего в 60 километрах от Киева), но методически обе линии валов продвигались на юг. А это значит, что у них был один хозяин. Более того, валы строились по единому плану в обоих землях, а с IV века они были состыкованы. Вал же Фастов-Житомир длиной 120 км вообще был построен прямым, защищая таким образом две земли сразу.
     В ТЕ ВРЕМЕНА в Европе бесчинствовали гунны. Царь гуннов Аттила побеждал императоров Царьграда и Рима, папа римский перед ним с трудом вымолил пощаду. Остановлен он был только в 451 году в 200 км от Парижа (в то время – Лютеции). Гунны покорили десятки царств, но Русь тогда так и не смогли покорить.
     Что это все значит? А это значит, что Киевская Русь задолго до Рюрика – по крайней мере в течение целых 1000 лет – была единым и могущественным государством. Анализ сохранившихся источников показывает, что Киевская Русь была федерацией нескольких земель – как минимум двух: Полянской и Древлянской. Остальные земли были севернее них. Поэтому Змиевы валы служили общей защитой от набегов южных племен. И северные земли также могли входить в федерацию.
     Еще более замалчиваемым фактом является то, что в первой половине первого тысячелетия нашей эры на территории от Карпат до Дона существовал мощнейший Антский союз, представители которого и построили Змиевы валы. Только христианизация юго-восточных территорий и разделение христианской религии на восточную (византийскую, а в дальнейшем православную) и западную (римскую, а в дальнейшем католическую) привели к распаду Антского союза. Из западной части союза образовался ряд центральноевропейских славянских государств, а из восточной – Киевская Русь.
     Все первое тысячелетие земель Киевской Руси было заполнено борьбой против сарматской, готской, гуннской и аварской волн агрессии, для защиты от которой, собственно говоря, и сооружались Змиевы валы.
     Теперь необходимо упомянуть о государственном устройстве Киевской Руси. До Крещения она состояла из земель (княжеств) во главе с первым коронным княжеством, т.е. Полянской землей. Имелось духовенство древней веры, которое называлось волхвами. Князья считались внуками соответствующих древних богов. Существовала система налогов как в пользу князя соответствующей земли, так и в пользу князя первой коронной земли. Южные границы Киевской Руси проходили по притокам Днепра: западному (Рось) и восточному (Сула).
     Столицей Руси традиционно считается полянский город Киев, основанный якобы князем Кием Полянским. Однако детальный анализ обстановки X века вызывает ряд вопросов. Почему Киев занимает периферийное (крайнее западное) положение в Полянской земле? Почему этот город во времена Кия был таким маленьким – всего 2 гектара? Почему Владимир Красно Солнышко в 980 году на Древлянской земле строит крупнейшую крепость Белгород площадью 300 гектаров, в то время как площадь Киева к тому времени была всего 30 гектаров?
     И этих «почему» набирается очень много. Не вдаваясь в доказательства, можно привести следующий, наиболее правдоподобный сюжет ближней к интересующим нас событиям истории.
     КИЕВ основан древлянами в 482 году как восточный форпост Древлянской земли. Возможно, для того, чтобы защищать Киевскую Русь от водного вторжения гуннов по Днепру. В данном случае Киев выступал «ключом» ко всему бассейну Днепра. В VI веке он еще древлянский.
     Перемены произошли где-то в VII веке, когда Кий Полянский завладел городом, перенес сюда свою столицу и соорудил крепость против древлян. Тому есть и веский аргумент: в это время Полянская земля входила в Хазарскую державу, а Древлянская – нет. Возможно, что Кию ощутимо помогли хазары в обмен на что-либо. Но, скорее всего, он нанял себе в подмогу варяжскую дружину…
     В древние времена единственной гарантией соблюдения условий договоров были династические браки. Династические браки заключались направо и налево вне зависимости от того, что принято понимать под браками теперь. Когда взрослых детей не хватало, союзы скреплялись заключением браков с малолетками. Так, в 80-х годах Х века после усмирения волжской Булгарии союз Руси с этой державой был скреплен династическим браком князя Владимира с 4-летней булгарской принцессой, от которой в дальнейшем родились князья Борис и Глеб.
     Другим свойством династических браков было многоженство. Много союзов – много браков. Но чтобы подчеркнуть значимость международного договора, иностранная принцесса должна была стать первой женой князя. Не по счету, не по порядку, а по важности. Своя же жена-соплеменница могла быть только второй «по рангу». А если иностранных договоров было несколько – то и третьей и т.д. И это не считая нескольких сотен наложниц у каждого князя. Так, у князя Владимира Красно Солнышко было 800 наложниц в разных городах его княжества (в Вышгороде – 300, в Белгороде – 300, в сельце Берестовое - 200). И даже принятие христианства не отменило этой его привилегии.
     Второй чертой династического права является национальность монарха. Она считается не по происхождению монарха, а по стране, в которой тот правит. Так, варяжка Ольга была русской княгиней. И Екатерина II, немка по происхождению, также была русской царицей.
     Третьей чертой союзов и соответственно династических браков является веротерпимость. Союзы заключались с представителями различных религий, и ничего – все уживались. Например, в X веке до принятия христианства Русь заключала династические союзы: на Западе – с христианской Чехией, на Севере – со старообрядческой Швецией, на Востоке – с мусульманской Булгарией и на юге - с христианской державой Византией.
     Дети княжеского рода носили второе имя по имени города, который им принадлежал или в котором они родились. Например, имя Малко Любечанин означало, что городом Малко является Любеч на Днепре, расположенный севернее Киева и недалеко от Чернигова. Но если человек становился князем земли, то он перенимал в качестве второго имени название этой земли. Например, Малко Любечанин (Малко – это, скорее всего, уменьшительное имя от Мала) в дальнейшем стал Малом Древлянским, князем Древлянской земли. Дочь свою он назвал Малушей, а сына – Добрыней, как производное от имени своей жены, чешской принцессы Добравы.
     Поэтому Добрыня (в дальнейшем Добрыня Никитич) – не только русский князь, но и прирожденный принц крови Чешского королевского дома (т.е. чешской правящей династии), которого должны были величать «Его Королевское Высочество».
     Данный пример приводится не случайно, поскольку вся Отечественная война 945–980 годов связана с именем как раз этого выдающегося государственного деятеля и полководца Киевской Руси. Его отец Мал Древлянский (в дальнейшем Никита Залешанин, откуда произошло и отчество у Добрыни Никитича) начал эту войну, а сын блестяще закончил.
     Но есть еще одна, наверное, самая главная черта династического права: наследником в своей стране или в своем доме становился только старший сын. Если были еще земли, то они раздавались другим сыновьям. В федеративной Киевской Руси таких земель хватало для детей монарха первой коронной земли (т.е. Полянского княжества). Но в княжествах имелись другие лица, которые тоже хотели княжить, что и приводило периодически к междоусобицам, когда центр оказывался слабым. А это происходило тогда, когда умирал отец – князь коронной земли, а сыновья начинали передел власти.
     Следует отметить одну особенность тех междоусобиц (да и вообще всех войн той поры) – их малокровность. Главное – заставить противника платить дань. Соответственно в те времена практически не было и рабства в Киевской Руси. Оно как-то само собой было невыгодным никому.
     НА РУСИ с соблюдением династического права дела обстояли более-менее нормально, а в северных широтах за Балтийским морем при большей скудости климатических и природных условий ситуация с этим правом резко обострилась где-то в начале IX века. В то время для населения скандинавских стран существовало пять основных способов прокормиться: земледелие, рыболовство, охота, торговля и грабеж.
     Согласно династическому праву у родителей все наследовал только старший сын. К тому времени все благоприятные земли и водные пространства, по-видимому, были уже освоены, так что остальным сыновьям не оставалось никаких перспектив заняться честным трудом. Поэтому они с детства готовились к тому, что будут добывать пропитание оружием. Пиратство на море, разбойные набеги на приморские поселения – вот основной удел младших сынов.
     Поэтому с IX века Западная Европа трепетала перед молниеносными набегами норманнов – «северных людей», или викингов (так еще называли их на Западе), или варягов (так их называли на Руси). Их отличали высокая боевая выучка и крайняя жестокость.
     Норманны создали тип легкого одномачтового парусника, который вел себя хорошо и в открытом море, и на речке. Основные его характеристики: киль – 17 метров, мачта – 10 метров, вместо пакли использовалась просмоленная шерсть, 15-16 гребцов на одном борту. Низкая осадка этих судов позволяла норманнам заходить даже в мелководные реки. Пользуясь приливами, норманны под парусами входили в устья равнинных рек Европы. В 866 году они долго держали в осаде Париж и сняли ее, только получив громадный выкуп.
     Норманны открыли и колонизировали Исландию. Затем Эрик Рыжий, объявленный в Норвегии вне закона за убийство, открывает еще более дальнюю Гренландию, а его сын Лейф первый из европейцев обосновался в Америке. Флотилии викингов опустошают берега Балтики от славянской Лабы, добираются даже до юга Франции, прорываясь в Средиземное море.
     Проникли варяги и в Восточную Европу. По рекам - через Неву и Ладожское озеро, по Волхову и Днепру, который так и назовут «путем из варяг в греки», они не только добирались до Черного моря. Пройдя Босфор, они встречались в Средиземном море с соплеменниками, приплывшими сюда через Гибралтар.
     Норманны завоевали Сицилию (возможно, современная сицилийская мафия – это как раз и есть потомственная часть тех самых воинственных норманнов). И при всякой возможности – захватом ли, службой ли – они стремились осесть на земле. Например, на землях Нормандии во Франции.
     К тем, кого не сумели одолеть, варяги охотно нанимались на военную службу. Так появилась варяжская дружина в Новгороде, Старой Ладоге и Киеве. Надо сказать, что служили они неплохо. Даже отправлялись в походы. Но все-таки это была наемная армия, что всегда чревато определенными опасностями.

     (Окончание следует).
     Так современный художник представляет эпических героев Древней Руси - КиЯ, Щека, Хорива и сестру их Лыбедь. Художник Надежда Антипова


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex