на главную страницу

14 Марта 2007 года

Армия и общество

Среда

ДЕСЯТЬ ЗАДАЧ ОТ ПРЕЗИДЕНТА

Андрей ПЕТРОВ.



     Президент России Владимир Путин направил Федеральному Собранию и Правительству РФ Бюджетное послание о бюджетной политике в 2008—2010 годах. В документе подведены итоги бюджетной политики в 2000—2006 годах и определены основные принципы бюджетной стратегии на 2008—2010 годы и дальнейшую перспективу. Эта стратегия на среднесрочную перспективу должна быть ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию страны.
     Глава государства отметил, что, начиная с 2000 года, федеральный бюджет исполняется с превышением доходов над расходами. Ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий.
     Превышение бюджетных доходов над расходами и связанное с этим изменение государственной долговой политики позволило радикально (с более чем 100 процентов валового внутреннего продукта в 1999 году до 9 процентов валового внутреннего продукта к концу 2006 года) снизить масштабы государственного долга и расходы на его обслуживание. Восстановлено доверие к России как к надежному финансовому партнеру.
     Завершено формирование системы Федерального казначейства, осуществляющего в соответствии с едиными стандартами и процедурами кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Это увеличило степень сохранности бюджетных средств.
     В числе наиболее значимых решений в налоговой области названо введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов, установление регрессивной шкалы ставок единого социального налога и их дальнейшее существенное снижение, отмена налога на наследование. Ставка налога на прибыль снижена с 35 до 24 процентов. Ставка налога на добавленную стоимость снижена с 20 до 18 процентов, а порядок его взимания приближен к принятому в мировой практике.
     В 2000—2006 годах расходы консолидированного бюджета РФ увеличились с 2 трлн. рублей до 8,4 трлн. рублей, или более чем вдвое в реальном выражении. Расходы консолидированного бюджета РФ на образование увеличились в реальном выражении в 2,4 раза, на здравоохранение - в 3,4 раза.
     Происходило планомерное решение задач в сфере обороны и безопасности. И что наиболее значимо, начато оснащение армии современными видами вооружения и военной техники, перевод ее на контрактную основу. Эти процессы подкреплялись необходимым бюджетным финансированием.
     Регулярное повышение заработной платы в бюджетном секторе и пенсий способствовало существенному сокращению масштабов бедности в стране. Повышение денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов позволило стабилизировать кадровый состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
     В Бюджетном послании Президент РФ определил основные задачи, на которых надлежит сосредоточиться правительству при формировании и реализации бюджетной стратегии.
     Первое. Превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования. В перспективе должно быть обеспечено снижение инфляции до приемлемого уровня 3—4 процента в год.
     Второе. Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета. При уменьшении необходимости стерилизации избыточного денежного предложения в целях стабилизации макроэкономических показателей на первый план выходит задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен.
     Для этих целей Стабилизационный фонд РФ предлагается преобразовать в Резервный фонд и Фонд будущих поколений. Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе. Фонд будущих поколений должен аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для финансирования расходов федерального бюджета.
     Третье. Дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования. Формирование и утверждение федерального бюджета на 3-летний период целесообразно рассматривать в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию. Необходим практический опыт разработки и использования долгосрочных (на период до 10—15 лет и более) прогнозов.
     Четвертое. Обеспечение исполнения расходных обязательств. При этом обращается внимание на необходимость взвешенного и осторожного подхода к увеличению и принятию новых расходных обязательств с учетом имеющихся ресурсов.
     Пятое. Внедрение в практику деятельности Правительства России современных методов оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики.
     Шестое. Переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений.
     Седьмое. Применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов. Должна начаться работа по преобразованию бюджетных учреждений в автономные учреждения в тех сферах предоставления социальных услуг, где это может создать существенные стимулы для повышения эффективности деятельности.
     Восьмое. Повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе.
     Девятое. Определение стратегии дальнейшей реализации пенсионной реформы, решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда.
     Десятое. Особое внимание формированию и реализации федеральной целевой программы, направленной на содействие опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.
     В Бюджетном послании государственная налоговая политика в ближайшие три года сориентирована насоздание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения.
     Глава государства указал на целесообразность в долгосрочной перспективе не изменять существенно действующий порядок налогообложения доходов физических лиц, сохранив единую ставку налога. Предложено принять главу Налогового кодекса РФ, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне.
     Правительству РФ предписано при формировании проекта федерального бюджета на 2008—2010 годы исходить из необходимости финансового обеспечения принятых решений по реализации крупных программ и проектов, имеющих общенациональное значение.
     Будут определены сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до уровня не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В качестве первого шага намечено предусмотреть повышение минимального размера оплаты труда до 2.300 рублей с 1 сентября 2007 года. В среднесрочной перспективе размеры социальных пенсий будут доведены до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера.
     Продолжится применение программно-целевых методов при решении вопросов ядерной и радиационной безопасности, развития электронной компонентной базы, инфраструктуры космодромов, наноиндустрии, обеспечения жильем военнослужащих. Кроме того, отмечается необходимость широкого применения современных механизмов государственной поддержки развития судостроения и авиастроения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex