на главную страницу

14 Марта 2007 года

АРМИЯ РОССИИ: ВЕК XXI

Среда

Нацеленность на победу

Интервью провели полковник Александр Пасмурцев и подполковник Владимир Пылаев.



Войска Дальневосточного военного округа много десятилетий надежно стоят на страже внешней безопасности России на ее восточных рубежах. С сентября 2006 года войсками округа командует Герой России генерал-полковник Владимир Васильевич Булгаков. В беседе с журналистами командующий исходя из своего богатого боевого опыта откровенно поделился взглядами на актуальные проблемы организации боевой подготовки, создания профессионального сержантского ядра современной армии и поддержания ратного духа войск.

     - Товарищ командующий, вы прибыли в Дальневосточный военный округ, обладая богатым боевым опытом – и афганским, и чеченским. Что из опыта боевых действий в этих и других «горячих точках», по вашему мнению, имеет для современной Российской армии непреходящую ценность и требует внедрения в боевую подготовку?
     - Жизнь дала действительно богатый опыт, и я до сих пор продолжаю его осмысливать. Остановлюсь только на некоторых ключевых моментах. Во-первых и в главном, войска должны учиться тому, что необходимо для ведения боевых действий с непременной нацеленностью на победу. Это, в общем-то, знают все и порой повторяют к месту и не к месту. Но далеко не все от слов готовы перейти к делу, преодолеть инерцию сознания мирного времени.
     Нужно, чтобы и солдат, и офицер были профессионалами. То есть учить нужно все уровни – от рядового и до самого высокого командира. Солдату все равно, в какой операции он участвует: во фронтовой ли, в армейской или же ведет бой в составе взвода. Он выполняет свои функциональные обязанности. Если он наводчик, значит, эти обязанности одни, если механик-водитель – другие, заряжающий – третьи. Но он обязан отточить свои действия до автоматизма. Должен быть настолько обучен и, следовательно, уверен в себе, чтобы свободно чувствовать себя на поле боя. Тогда он ничего не будет бояться.
     Разведку знать тоже необходимо. Любой военнослужащий на поле боя должен уметь вести разведку. Я не говорю о разведорганах, которые работают в глубине и выполняют свои специфические задачи. Обнаружить на поле боя и определить важность цели, дальность до нее, чтобы назначить исходные установки и поразить с первого выстрела, и командир, и солдат должны уметь обязательно.
     Маскировка – безусловно. Если ты умело используешь местность, маскируешься, укрываешься, тебя намного труднее поразить. Если ты хотя бы обучен азам разведки минных полей, поскольку минно-взрывные заграждения применяются довольно часто, то сможешь обезвредить растяжку, а если серьезная, коварная мина – наложить на нее накладной заряд и уничтожить. Это тоже должен уметь каждый, потому что сапер не всегда окажется рядом.
     Если ранило тебя или товарища, то, зная, как оказать первую помощь, ты тоже будешь более уверен и не растеряешься на поле боя. Вопрос взаимозаменяемости, оказания взаимопомощи на поле боя – это не просто слова. Физическая выносливость также важна на войне.
     

     
Наша справка

     Генерал-полковник Булгаков Владимир Васильевич родился 1 января 1949 года в городе Белая Калитва Ростовской области. Окончил Кавказское суворовское военное училище и Ташкентское высшее военное танковое командное училище. С 1971 по 1976 год службу проходил в Центральной группе войск (Чехословакия) в должностях командира танкового взвода, роты и батальона. Три воинских звания - старший лейтенант, капитан и подполковник - получил досрочно.
     Был начальником штаба и командиром танкового полка, заместителем командира танковой дивизии. В 1985-1987 годах воевал в Афганистане. С 1989 года по 1994 год - командир мотострелковой дивизии. После возглавил 166-ю отдельную мотострелковую бригаду (Тверь), затем назначен заместителем командующего 58-й общевойсковой армией (Владикавказ). В 1995 году командовал группировкой войск Министерства обороны РФ.
     Окончил Военную академию бронетанковых войск (в 1979 г.), Военную академию Генерального штаба (в 1997 г.). В 1997 году назначен командиром 8-го армейского корпуса (Волгоград), в декабре 1998 года - заместителем командующего войсками СКВО по чрезвычайным ситуациям.
     В августе 1999 года принимал участие в уничтожении банд Басаева в районе Ботлиха (Дагестан). В октябре 1999 года возглавил Северную оперативную группировку федеральных сил на Северном Кавказе. Руководил операцией по взятию Грозного. С 26 февраля 2000 года - командующий вновь созданной оперативной группировкой «Центр». Участвовал во взятии Шатоя и в других военных операциях по уничтожению бандформирований в населенных пунктах горной местности Чечни.
     В 2000 году принял должность начальника штаба - первого заместителя командующего войсками СКВО. В августе 2003 года указом Президента РФ назначен заместителем главнокомандующего Сухопутными войсками. Указом Президента РФ от 8 сентября 2006 года назначен командующим войсками ДВО.

     

     Приготовить пищу в полевых условиях, используя плащ-палатку для того, чтобы костер не был заметен, но в то же время грел и дал возможность обсохнуть в сырую погоду, тоже надо уметь. А когда обретенные знания и навыки сложены в одну «копилочку», из этих слагаемых и создается комплекс того, что необходимо знать и уметь на поле боя. И когда сумма знаний налицо, действия отработаны солдатом, у него появляется уверенность. Уверенность же – это залог победы.
     Примеров могу привести много. Первый бой, как правило, никто не понимает. Во втором бою солдат уже проявляет великую осторожность и побаивается, если не уверен в себе. А если уверен, то, как правило, после второго-третьего боя он уже неузнаваем. Даже разговаривая с ним, видишь, что это опытный, уверенный в себе человек, способный выполнить любую задачу.
     Разумеется, чувство страха присуще каждому. Кто уверен в себе, может его подавить, загасить. Если не уверен, а не уверен неподготовленный военнослужащий, то он начнет паниковать. Чувство страха перерастает в ужас. Человек не воспринимает того, что ему говорят, советуют, требуют. Поэтому сейчас в ходе боевой учебы важно обратить внимание на индивидуальную подготовку каждого солдата по его предназначению. Довести его действия до автоматизма, вырастить профессионала. Не на словах (мол, набрали контрактников – вот и готовы профессионалы), а на деле.
     Командиры всех степеней, от командира отделения и выше, должны, во-первых, уметь управлять своим непосредственным подразделением, частью, соединением, т.е. всеми силами и средствами, которые находятся в распоряжении. Грамотно использовать их возможности. Не ставить им непосильные задачи, а именно выполнимые, чтобы добиться наибольшего эффекта. Для этого необходимо хорошо знать все их боевые возможности, грамотно и понятно ставить задачу каждому подчиненному. Это позволит наносить удар не в четверть, не вполсилы, а в полную силу.
     Во-вторых, я считаю, что командир любого уровня должен учиться проявлять в бою творчество, избегать догм и шаблонов. Требования уставов и наставлений надо, безусловно, хорошо знать и понимать – это фундамент любого дела. Но над этим фундаментом надо надстраивать и свою, оригинальную конструкцию каждого боя. Ведь противник порой не хуже нас знает эти наставления и способен предугадать наши возможные действия. А когда ты отошел от шаблона, ему гораздо сложнее просчитать твой замысел, определить, где, когда и какими силами ты наносишь главный удар. Недаром ведь говорится: удивить, ошеломить – значит наверняка победить.
     В-третьих, одна из основ успеха в любом деле – организация теснейшего взаимодействия всех родов войск, всех воинских формирований, всех должностных лиц, выполняющих единую задачу. Чтобы движение шло не как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука», а в едином направлении, слаженно и синхронно. Ведь что такое отсутствие взаимодействия, скажем, в боевых условиях? Это когда твой сосед бьет метко, но не по противнику, а… по твоим войскам, потому что ты прорвал оборону с опережением временных показателей, но не поставил никого об этом в известность.
     Опыт боевых действий наглядно свидетельствует и о том, что важнейшей из целей и задач командирской и боевой подготовки должно стать воспитание у всех должностных лиц инициативности и самостоятельности. На войне нянек не бывает…
     - Офицерская служба во все времена считалась трудной и ответственной. С высоты прожитых лет и накопленного опыта что вы считаете важнейшими качествами профессионального военного, которому доверено не просто руководить десятками, сотнями и даже тысячами солдат, но и вести их в бой, порой на смерть?
     - Командир должен прежде всего думать. Причем думать не только за себя, но и, что не менее важно, за противника. И быстро, порой почти мгновенно принимать решения, которые к тому же должны быть грамотными, то есть опираться на правильную оценку обстановки, на глубокие профессиональные знания, на богатый жизненный опыт. Как хороший шахматист, офицер должен продумывать все наперед, учитывать каждую мелочь, держать в уме множество возможных комбинаций – вариантов развития боевой обстановки.
     Не менее важны для офицера волевые качества. Он должен не бояться ответственности, уметь, что называется, плыть против течения, не подчиняться обстоятельствам, а их подчинять своей воле, твердо и неукоснительно добиваться воплощения в жизнь принятых решений.
     В бою командир, как хирург, работает там, где много крови. Но это должна быть кровь врага. Именно за счет профессионализма, выверенности каждого решения офицер обеспечивает сохранение жизни как можно большего числа своих подчиненных, за которых он несет особую ответственность перед их родителями, перед страной.
     Вести людей в бой, посылать на смерть может только тот командир, который сам находится рядом с подчиненными, в боевых порядках. Именно такие офицеры при наличии у них всех прочих указанных мной качеств и добивались успеха – как в годы Великой Отечественной войны, так и в ходе недавних боевых действий на Северном Кавказе.
     Одним словом, офицер должен быть профессионалом, в том числе знать методику обучения своих подчиненных на всех уровнях, знать возможности своих подчиненных и своего оружия. Это все изучается до войны. Он должен быстро, мгновенно ориентироваться в обстановке, оценивать ее и принимать решение. Четко, быстро поставить задачу своим подчиненным и управлять ими в ходе боя. Меняется обстановка – он должен реагировать. А сможет он это делать, если знает сущность боя, тактику вероятного противника. Если я вышел на какой-то рубеж и знаю, что на этой глубине меня должны контратаковать, либо занял какой-то рубеж и знаю, что противник обязательно попытается его отбить, восстановить положение, навязывая мне активную фазу действий, я приму адекватные меры – подтяну резервы, перегруппируюсь, чтобы парировать удар и навязать ему свою волю. Да, уровни у командиров разные. И на каждом уровне офицеру нужно учиться.
     - Одна из наиболее актуальных задач сегодня – формирование профессионального костяка будущих комплектуемых в основном на контрактной основе Вооруженных Сил. Еще маршал Георгий Константинович Жуков неоднократно подчеркивал, что армией, образно говоря, руководят представители двух главных командирских категорий – военачальник и сержант. Что вы считаете наиболее важным в процессе ратной выучки, воспитания, взращивания сержантского состава?
     - Формируемая сегодня в России преимущественно контрактная армия невозможна без создания в ней профессионального сержантского ядра. Если офицерский корпус можно сравнить с мозгом, с нервной системой армии, то сержанты – это ее опорный костяк.
     За формирование сержантского корпуса в Вооруженных Силах сейчас взялись всерьез, но проблем у нас по-прежнему немало. Они связаны и с тем, что в мирное время многие офицеры вместо того, чтобы настойчиво учить младших командиров, привыкли их подменять. Плохая черта! В боевых условиях это невозможно. Там воюют не только батальонами и ротами, но и отделениями, боевыми двойками, тройками. Каждого командира отделения, каждого сержанта подменять в бою и опекать никому не под силу. Он должен уметь самостоятельно решать широкий спектр боевых задач. Тем более, если офицер выбыл из строя. А ведь в боевых условиях это обычное дело, и боевики в Чечне старались в первую очередь выводить из строя офицеров. Именно в боевых условиях проявляют себя люди, в том числе и в солдатской среде, имеющие способности лидера. К сожалению, на войне это порой стоит большой крови. А значит, подбором, обучением, закалкой сержантов нужно заниматься еще в мирное время.
     Кстати, именно в Чечне выковывался тип настоящего, в жуковском понимании, сержанта. Большинство из них – это профессионалы не по названию, не по формальному статусу, а по своей сути. Среди них были и контрактники, и срочники, то есть 19—20-летние парни, способные взять на себя всю полноту ответственности за других, поднять отделение, взвод и даже роту в атаку, грамотно организовать оборону против превосходящих сил боевиков.
     - Любой офицер и генерал, прошедшей горнило войны, отлично понимают, что важнейшей составляющей боевых успехов являются не только наличие профессионально подготовленных воинов, боеготовность и исправность техники, бесперебойный подвоз материальных средств, но и состояние ратного духа армии. Все выдающиеся полководцы с древности и до наших дней уделяли особое внимание вопросам морально-психологической закалки войск. Что в связи с этим вы считаете необходимым внедрять как в боевую подготовку, так и в повседневную жизнедеятельность войск?
     - Российский солдат во все времена отличался способностью не бояться трудностей и лишений войны, способностью превозмочь все и выстоять против самого сильного врага. И если к этим его качествам, всегда удивлявшим иностранных полководцев, добавлялась еще и твердая уверенность в том, что он воюет за правое дело, за Отечество, то победа была обеспечена. Это особенно важно сегодня, когда неотъемлемым элементом современной войны становится информационно-психологическое противоборство.
     Одна из главных составляющих успеха в бою – дух боевого товарищества, готовность к взаимовыручке. В здоровом воинском коллективе отступают на второй, даже на третий план личные различия, в том числе религиозные и национальные. Подразделение становится единым целым, сплоченным, объединенным стремлением к достижению общезначимой цели. Самый наглядный тому пример – боевые действия в августе-сентябре 1999 года в Дагестане. Наши солдаты и дагестанские ополченцы прикрывали друг друга, делились последним цинком патронов и куском хлеба, потому и смогли выстоять против многократно превосходящих сил чеченских ваххабитов и арабских наемников. А ведь еще в первую чеченскую кампанию тех самых дагестанцев считали чуть ли не вражеской «пятой колонной» в нашем тылу!
     Воспитание ратного духа – это и воспитание причастности ко всей российской и советской военной истории. Надо не просто знать воинские деяния наших выдающихся предков, но и брать с них пример, чувствовать себя частичкой в неразрывном с ними строю защитников Отечества.
     (Полный текст интервью размещен на официальном интернет-сайте Министерства обороны РФ www.mil.ru.)


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex