на главную страницу

14 Марта 2007 года

Армия и общество

Среда

РОМАНТИКИ ПРОЧНОГО КОРПУСА

Константин ЛОБКОВ, Виталий АНЬКОВ (фото).



Свой 13-й день рождения – дата эта почти совпадает с Днем моряка-подводника – дизельная лодка под командованием капитана 2 ранга Александра Бардовского встречает в приготовлениях к первому в нынешнем году выходу в море: уже в ближайшие дни ей предстоит отработать учебно-боевые задачи в составе сил флотилии. Поэтому праздник экипажа перенесли на воскресенье. Попировать успеем, решили подводники, главное сейчас – основательно подготовить личный состав и материальную часть к испытаниям в реальной обстановке.

     
Под счастливой звездой

     Этому кораблю грех жаловаться на свою судьбу. Уже в первый год службы на флоте он во главе с капитаном 2 ранга Сергеем Смирновым на оценку «отлично» выполнил задачи боевого дежурства. Такой же успех был достигнут экипажем и в следующем периоде обучения. В 1995-1996 годах он был объявлен лучшим по итогам боевой подготовки на Тихоокеанском флоте, а с 1997-го по 2002-й и в 2004-м – в бригаде подлодок.
     У него за минувшие 13 лет были разные командиры, но неизменным оставалось стремление держать правофланговую позицию. К примеру, экипаж капитана 2 ранга Родиона Тюрина так часто завоевывал приз главнокомандующего ВМФ, что награду навечно оставили в соединении. Когда лодкой командовал капитан 3 ранга Андрей Дергоусов, она отличилась в учениях под руководством адмирала флота Владимира Куроедова, а командир был поощрен ценным подарком. Тот же «дергоусовский» экипаж отличился, участвуя в государственных испытаниях новой подлодки в Санкт-Петербурге, предназначенной для ВМС Китая.
     – Стараемся максимально использовать опыт предшественников, обогащать боевые традиции своими достижениями, – сказал нынешний командир «Варшавянки» капитан 2 ранга Александр Бардовский, когда мы поднялись на ее борт и не без труда (тут нужна особая сноровка!) спустились по узкому чреву шахты внутрь лодки и прошли на главный командный пункт. – Выполняем задачи, не только связанные с боевым предназначением корабля, но и дипломатические, скажем, во время визитов за рубеж. Например, несколько лет назад экипаж достойно представлял наш Военно-морской флот в Японии, участвовал в международном морском параде на акватории Токийского залива. А прошлой осенью мы вновь в составе отряда боевых кораблей ТОФ нанесли визит в эту страну. За несколько дней нашего пребывания в порту Майдзуру лодку посетили сотни местных жителей и военно-
     служащих, проявляя большой интерес к русским морякам и технике. Кстати, наш корабль не обделен вниманием иностранных гостей и в родной базе. Особенно памятен 2004 год, когда экипаж принимал военно-морских атташе 24 государств…
     
И торпедисты,и ремонтники…

     После дальнего похода подлодка прошла навигационный ремонт. Сделали его, как это уже укоренилось в соединении, силами личного состава с привлечением заводских специалистов. Можно бы теперь вздохнуть, что называется, посвободнее, но не радует подобная практика командира. И он, и другие офицеры считают ее порочной, сильно отвлекающей подводника от выполнения его прямых обязанностей, ради которых он и находится в прочном корпусе. Аргументами на этот счет служат даже примеры из зарубежного визита.
     – В Йокосуке мы внимательно знакомились с бытом японских военнослужащих, – говорит капитан 2 ранга Александр Бардовский, который во время того первого похода в Страну восходящего солнца был еще старпомом. – У них условия службы для подводников на порядок выше наших. Предусмотрено все для удобства личного состава, начиная от количества умывальников, кают и наличия столовой на корабле. Русские же матросы принимают пищу прямо в кубрике, где живут. В плане заботы о людях их конструкторам можно ставить памятник. А главное, у японцев нет проблем, связанных с восстановлением материальной части подлодки. Создана такая ремонтная база, что к этому ответственному делу привлекаются только специалисты. А наши моряки постоянно заняты восстановлением технической готовности корабля. Командир электромеханической боевой части в связи с этим и дома толком не бывает, где уж тут думать о личной жизни…
     Большую озабоченность вызывает у экипажа и то, что с начала службы подводного корабля на нем ни разу не проводился средний ремонт, хотя его необходимо выполнять на данном проекте через каждые четыре с половиной года. В чем причина? Ведь в Приморье есть заводы, которые в состоянии взяться за эту работу. Проблема та же, что и по всему Тихоокеанскому флоту: отсутствие должного финансирования на эти нужды. В сложившейся ситуации лодка – а она была последней в серии ПЛ такого класса, построенных на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре, и по сей день считается наиболее малошумной и скрытной для противника из всех дизельных – попросту «доживает» свой ресурс, какие бы усилия ни предпринимал ее экипаж. Как недобрый знак, как предупреждение, считают здесь, был прошлогодний случай в море, когда вдруг «задымил» дизель-генератор.
     – Коль у нас на Дальнем Востоке «хромает» плановый ремонт кораблей, то даже те одиночные подлодки, которые, как официально объявлено, будут построены, окажутся в подобном же плачевном положении, если ситуация не изменится, – поддержал мысль командира капитан 3 ранга Виталий Димидов, командир радиотехнической боевой части, боевой части связи (БЧ-4-7). Он единственный в экипаже, кто причастен к рождению этой «Варшавянки»: участвовал еще в ее заводских испытаниях, будучи выпускником ТОВВМУ имени С.О. Макарова 1993 года. Потому фамилия Димидова выбита в металле памятной доски, укрепленной на стене маленькой кают-компании.
     – А лодка отличная, – убежден Виталий Евгеньевич. – И в свое время я очень не хотел уходить с нее на другую, куда меня назначили позже. Вернулся сюда почти через десять лет, в 2004 году и, хотя была возможность перевестись на берег с повышением в должности, с удовольствием принял равноценную на корабле – командира БЧ-4-7. Служить можно, хотя люди пополняют подразделение разные. Есть и такие, кто тянет назад. Но опираешься-то на других, тех, кто старается, кто хочет стать настоящим подводником! Грамотные специалисты – техник по связи мичман Евгений Иванович Шевель, старшина команды радиоразведки мичман Дмитрий Алексеевич Куршин, старшина команды гидроакустиков мичман Дмитрий Викторович Абрамов. Есть и толковые моряки-контрактники. Со срочной начинал службу у нас старшина 2-й статьи Анатолий Захаров, старший гидроакустик по должности. Ответственный человек, хорошо несет вахту в море, пытается свои технические знания совершенствовать. Все еще впереди у моряка. Недавно женился, привез молодую супругу из Питера. В феврале достойно представил экипаж на флотской спартакиде в армспорте, став чемпионом. Буду рад, если Анатолий свяжет свою судьбу с нашим экипажем надолго.
     Командир БЧ-4-7 поднял и другую проблему, о которой уже устали говорить офицеры всех экипажей бригады. Частый отрыв личного состава по причинам, не связанным со службой непосредственно в прочном корпусе, по его мнению, отрицательно сказывается на боеготовности лодки.
     – Люди и так загружены в экипаже – чего только стоят корабельные вахты, которые матросы несут через сутки-двое, – говорит капитан 3 ранга Димидов. – А тут надо заступать дневальными, рассыльными по штабу, в патрули и так далее. Вот по своим подчиненным сужу: это отрыв процентов на пятьдесят в среднем за неделю. К примеру, сегодня у меня на лодке нет ни одного матроса и старшины – все на вахтах по соединению. Хорошо,хоть на камбузы уже не выделяем – сняли эту «почетную» нагрузку с личного состава, потому что в столовой бригады сейчас все обеспечивает гражданский персонал. Считаю, ситуация абсолютно не- приемлема для плавсостава. Ему необходимо постоянно и досконально изучать технику и оружие, чтобы уметь применить их в боевой обстановке.
     
С контрактника и спрос больший

     В экипаже хорошо понимают, что повышению ратного мастерства военных моряков не будет способствовать и сокращение срока срочной службы до одного года. Поэтому здесь всецело поддерживают государственную программу перевода всего личного состава подводного флота на службу по контракту. Другое дело, проблем с набором таких моряков еще очень много, они-то и «стопорят» всю работу офицеров в этом направлении.
     – У нас штат матросов и старшин небольшой, всего 29 человек, а в лодке все предусмотрено для срочников, – поделился размышлениями заместитель командира ПЛ по воспитательной работе капитан 3 ранга Николай Кочуков. – Та же круглосуточная дежурно-вахтенная служба, выполнение обязанностей по заведованию, тренировки по специальности требуют больших усилий. Для контрактника, особенно женатого, очень сложно выдерживать столь напряженный режим. Плюс к этому отсутствие жилья, достаточно скромное по нынешним меркам денежное довольствие сказываются. К сожалению, в основном после первого контракта ребята уходят на «гражданку». Хотя здесь и кормят хорошо, и бытовые условия в казарме подходящие, но парню хочется, отслужив три года, какой-то угол уже иметь, чтобы обзавестись семьей, нормально служить дальше. К сожалению, многого предоставить пока не можем. Пока. Поэтому ради выполнения задачи по набору контрактников (а иначе накажут!) приходится брать в экипаж и не вполне достойных…
     Здесь в интересах дела стараются завербовать будущего профессионала из тех, кто уже проходит срочную, а не через военкоматы. Там, бывает, наобещают зарплату в
     20-30 тысяч рублей, отдельное жилье. Молодые люди, которые когда-то служили в армии или на флоте, едут и… разочаровываются: 8-9 тысяч и койка в казарме их не вдохновляют. Многие уезжают обратно.
     Из тех же, кто нормально адаптировался в коллективе подводников и вжился в эту непростую профессию, далеко не каждый определился со своей перспективой в службе. Например, старшина
     2 статьи Анатолий Захаров грезит морем, ему уютно в родном экипаже, но… из 12 тысяч рублей денежного довольствия он отдает две трети за поднаем жилья, а жена не трудоустроена. Как прожить только что созданной семье на четыре тысячи в месяц? Вполне очевидно, что если контрактник и дальше будет получать такие крохи при нынешних ценах во Владивостоке на продукты, на вещи (в два раза выше, чем в Москве) и на оплату квартиры, флот не задержит надолго специалиста.
     Сейчас в экипаже порядка 70 процентов матросов и старшин служит на контрактной основе. Причем есть такие, кто уже прикипел к флоту, на кого целиком и полностью можно положиться. Среди них машинист трюмный старшина 1-й статьи Андрей Макавей из деревни Шамардан, что в Удмуртии, командир отделения мотористов старшина 2-й статьи Иван Кузнецов, он родом из поселка Сосновки с Камчатки, старший моторист старший матрос Иван Михайлов из поселка Шахты Ростовской области, химик-санинструктор Дмитрий Некрасов из сибирского села Мамоново.
     – Это добросовестные простые парни, на таких в будущем будет держаться и экипаж, и флот в целом, – убежденно говорит командир подводной лодки. – Что в силах флотского командования, то оно делает для военнослужащих по контракту. К примеру, планирует в скором времени на территории части построить общежитие. Обустройству экипажа помогают уже много лет наши шефы – администрация города Могоча Читинской области. Значительная часть спортинвентаря, всевозможная теле- и видеоаппаратура, ремонт в казарменном помещении – все это их заслуга. Связи зародились, когда командиром корабля был нынешний начальник штаба бригады капитан 2 ранга Александр Геннадьевич Дементьев.
     
Не боги горшки обжигают

     В буднях экипажа все спланировано намного дней вперед. И этот ритм настраивает каждого подводника на деловой лад, на перспективу размеренной службы.
     Только что сдана первая курсовая задача. Ради этой цели весь экипаж более месяца не ведал покоя Штудировал документацию, обязанности личного состава, обстоятельно изучал материальную часть. Каждому внушалось: добросовестно отработаешь все элементы Л-1 – значит, будет хороший задел на будущее. Отрадно, что цели такого обучения достигнуты, о чем говорил при подведении итогов и комбриг капитан 1 ранга Александр Горбунов.
     – В этой кропотливой работе, пока лодка стоит у стенки, каждое подразделение старалось не ударить лицом в грязь, – заметил капитан 2 ранга Александр Бардовский. – Выделю в этом плане электромеханическую боевую часть под командованием капитан-лейтенанта Алексея Сергеевича Рядинского, штурманскую и минно-торпедную боевые части, где командирами старший лейтенант Николай Николаевич Морозов и капитан-лейтенант Сергей Викторович Козлов. Они очень многое сделали по отработке специальных задач. Кстати, уже подписан приказ о назначении нашего молодого штурмана помощником командира другого корабля, и просто жаль отпускать хорошего офицера. Людей ведь и так не хватает, тем более ответственных и добросовестных. К сожалению, уровень образования выпускаемых из военных вузов офицеров зачастую не соответствует тому, что необходимо флоту. Нередко приходят лейтенанты, которых «вытянули» кое-как на тройки да выпустили в самостоятельную жизнь: дескать, пусть теперь ВМФ их воспитывает и учит. Считаю, давно назрела необходимость ужесточить условия отбора в военно-морские институты, отметая «блатников» и всякого рода приспособленцев, кто дотягивает до диплома только ради этой «корочки». Как тут не вспомнить конкурсы советского периода! Был реальный отбор перспективных ребят, создавался поистине генофонд нации, подводники считались элитой флота. Да, за державу ныне обидно. Хотелось бы как-то донести и эту обиду, и нашу озабоченность до тех, кто ведает подготовкой профессиональных кадров для флота.
     …В эти дни экипаж отрабатывает и отдельные элементы второй курсовой задачи, занимается тщательной подготовкой всей материальной части корабля к предстоящему сбор-походу в море. Прежде чем выполнять боевые упражнения, в том числе и с использованием учебного оружия по условному противнику, подводники доводят все до автоматизма в базе. Это касается в первую очередь личного состава, который обслуживает боевые посты и командные пункты, участвующие в применении торпед. Нужно уметь грамотно пользоваться средствами обнаружения и наблюдения за противником, вести боевую прокладку курса, вводить данные в оружие и многое другое, что потребуется от экипажа в море. Все это постепенно достигается в ходе систематических занятий и тренировок корабельного боевого расчета (КБР). Уже привычным инструментом для подводника стали компьютеры, куда заложены специальные программы, разработанные Высшими офицерскими классами ВМФ.
     – КБР «Николаева» здорово нам помогает в этой подготовительной работе, – говорит командир подлодки. – Причем программы постоянно совершенствуются, что реально влияет на качество отработки многих элементов боевых упражнений. Выручает нас и ТОВМИ имени С.О. Макарова, куда экипаж выезжает два-три раза в месяц, чтобы позаниматься на специальном тренажере по использованию торпедного оружия. Он имитируют аппаратуру подлодки, и там наглядно могут тренироваться, находясь друг против друга, два корабельных боевых расчета. Такой же обещают установить и у нас в соединении. Уверен, экипаж в море не подкачает. Несмотря на множество проблем, от которых нет покоя.
     

     На снимках: Командир подводной лодки капитан 2 ранга Александр Бардовский. ;Коллективный портрет подводников: слева направо - машинист трюмный матрос Ильдар Бадамшин, командир отделения машинистов трюмных старшина 1-й статьи Александр Красиков, торпедист матрос Павел Кочнев, старший машинист трюмный матрос Андрей Гнездилов, сверху - кок-инструктор старшина 2-й статьи Евгений Подойницын.; Командир электромеханической боевой части капитан-лейтенант Алексей Рядинский.; "Варшавянки" у пирса; Старший помощник командира капитан-лейтенант Дмитрий Ткаченко.; Возвращение.;Командир БЧ-4-7 капитан 3 ранга Виталий Димидов.;Торпедист матрос Павел Кочнев.;Радиотелеграфист старшина 2-й статьи Василий Фоминых (слева) и электрик штурманский матрос Сергей Ефрюшкин в спортивном уголке.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex