на главную страницу

14 Марта 2007 года

История Отечества

Среда

Первая Отечественная: 945 – 980 годы

Подполковник запаса Николай ЖУК. Украина.



     Продолжение. Начало в № 38.
     СУЩЕСТВУЕТ расхожая версия: в Новгороде двое князей не могли поделить власть, а потому они были такие добренькие, что отказались от своих властных амбиций и пригласили на княжеский трон варяга Рюрика. И это после того, как варяги из заморья, судя по Несторовой летописи, с 859 года взимали «дань с чуди, и со славян, и с мери, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма». После того, как русичи в 862 году «изгнали варяг за море, и не дали им дани, они начали сами собой владеть».
     История не сохраняет имен малозначительных личностей, которые ничем себя не проявили. Не запомнила она и имен вышеназванных князей. Но профессору Ивану Членову удалось установить, что в 862 году во время усобицы в Новгороде одна из сторон пригласила в наемники варяжских пиратов во главе с тем человеком, который в дальнейшем стал называть себя Рюриком.
     Имя отца Рюрика неизвестно. Сам же Рюрик пришел со своей родней и верной дружиной. Но в этой неразберихе, когда обе русские стороны были ослаблены усобицей, Рюрик совершает переворот, берет власть в свои руки. В ответ на это часть новгородцев во главе с неким Вадимом восстала, но была разбита более сильными и хорошо организованными варягами.
     Сведений о настоящем, т.е. варяжс
     ком, имени Рюрика, данном ему родителями при рождении, не сохранилось. А Рюрик (правильнее Хрёрекр) – это тронное имя, взятое им после захвата Новгорода и означающее «Могучий Славой».
     Как уже упоминалось, Рюрик прибыл в Новгородскую землю с родственниками. Вот как написано об этом в летописи: «Трое братьев со своими родами: старший Рюрик, в Новгороде, Синеус – на Бело-озере, Трувор – в Изборске. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. Рюрик раздал своим мужам Полоцк, Ростов, Бело-озеро. Два мужа его отправились в Царьград со своим родом».
     Кто были эти два варяга, доехали ли они до славного Царьграда или осели в Киеве? Ответов на эти вопросы нет. Но известно, что в 866 году был совершен поход на Царьград киевскими князьями Аскольдом и Диром. Это всего лишь через четыре года после упоминаемых выше новгородских событий. Известный историк Карамзин отождествлял этих двух варягов с Аскольдом и Диром.
     Умер Рюрик в 879 году. При этом он передал княжение (по крайней мере, так пишут, но, скорее всего, его об этом могли и не спрашивать) и малолетнего сына Игоря своему свояку Олегу. Настоящее имя последнего – Хельги. А имя жены Игоря – Хельга, будущая княгиня Ольга.
     Учитывая родство имен, можно предположить, что Ольга могла быть дочерью Олега, а династический брак Игоря и Ольги мог быть заключен еще при жизни Рюрика, т.е. тогда, когда они оба были еще малолетними детьми. Это давало Олегу возможность претендовать на правление в качестве регента при малолетнем Игоре. По крайней мере, в дальнейшем все так и происходило. Кстати, настоящее имя Игоря – Ингвар Хрёрексон.
     Правда, Карамзин описывает события несколько иначе: в 903 году Олег избрал для Игоря супругу варяжского рода из-под Пскова. Но даже и в этом случае родство имен не исключает того, что Ольга могла быть дочерью или близкой родственницей Олега.
     Как следует из летописи, «в 882 год Олег взял много воинов и пришел к Смоленску, посадил в нем своих мужей. Потом отправился вниз, взял Любеч и там посадил своих мужей.
     Под Киевом спрятал одних воинов в ладьях, других оставил позади, а сам пошел к горам, неся Игоря.
     - Придите к нам, к родичам своим.
     Когда те вышли, воины выскочили, а Олег сказал:
     - Не князья вы и не княжеского рода.
     А когда вынесли Игоря:
     - Вот он, сын Рюрика.
     И убили Аскольда и Дира
».
     Профессор Иван Членов, комментируя этот фрагмент летописи, добавил: «потомков Кия Полянского». С этого момента в Киеве начинается княжение Олега, прозванного Вещим.
     Но прежде чем говорить об Олеге, следует отметить, что в дальнейшем некий Ольма поставил на могиле Аскольда церковь Святого Николая, а в исторической науке утвердилось мнение, что Николай – это имя Аскольда после крещения. Есть также сведения, что часть Киевской Руси была крещена еще при этом князе, т.е. в 866-867 годах, а в 988 году было проведено второе, повсеместное, крещение всего населения государства.
     Забегая вперед, необходимо также отметить, что первые ростки христианства были уничтожены спустя всего лишь два десятилетия дружиной Олега, захватившей Киев. Этому есть и простое объяснение: с целью умножения своей добычи Олег воевал с христианской Византией, поэтому христианство отождествлялось им с этим врагом.
     ТЕПЕРЬ о походах Олега. История упоминает о двух успешных походах Олега на Константинополь – в 907 и 912 годах, которые закончились заключением мирных договоров и большой данью со стороны греков. Но в том же 912 году, как явствует из летописи, Олег разболелся и умер. Похоронен он на горе Щековице в Киеве. Таким образом, всего он княжил 33 года.
     Существует удивительная легенда о смерти Олега от коня своего, воспетая Пушкиным. Но эту версию, возможно, не следует понимать буквально - ведь под верным конем в старину подразумевался либо друг, либо свой народ. Быть может, в процессе народных волнений Олега могли просто убить, как это было сделано с князем Игорем. Свидетельством этому могли быть страницы древнерусской летописи с 912 по 945 год, которые по
     чьему-то приказу были изъяты и уничтожены. А это более 30 лет - как раз период правления князя Игоря.
     Но прежде необходимо все же ответить, кто такие были Аскольд и Дир. По некоторым сведениям, они совершили не один, а два похода на Византию: в 860 и в 866 - 867 годах. В таком случае они не могли быть теми двумя варягами, которые в 862 году отправились из Новгорода. Возможна третья, компромиссная версия: эти князья могли появиться на свет в результате того, что киевский князь породнился с оседлым варягом – либо богатым купцом, либо, что более правдоподобно, с варяжским военачальником, который состоял со своей дружиной на службе у киевского князя.
     Русская история знает подобный пример: у княгини Ольги был на службе варяжский отряд во главе с воеводой Свенельдом. Так вот, дочь этого военачальника Мстиша была отдана замуж за Ярополка, сына Святослава, т.е. внука Ольги. Несколькими десятилетиями ранее нечто подобное могло произойти и с потомками князя Кия. И здесь хотелось бы поставить вопросы: не варяги ли помогали Кию Полянскому брать Киев и не родством ли своим он с ними расплатился?
     ОТСУТСТВИЕ смешения языков в названиях населенных пунктов на территории бывшей Древлянской земли показывает, что она никогда не была завоевана ни хазарами, ни варягами, ни татарами, ни кем бы то ни было еще. Лесная, болотистая во многих местах территория, изрезанная реками Днепровского бассейна, препятствовала продвижению вражеской конницы, а потому всегда служила оплотом Киевской Руси. Безусловно, что временами Древлянская земля платила дань Киеву, но при этом всегда оставалась независимой по отношению к чужеземцам.
     В тот период, когда большинством земель Киевской Руси начали править варяги, князем Древлянской земли был Мал Древлянский. Он же Малко Любечанин и он же Никита Залешанин в дальнейшем. Этого еще не знал Карамзин, писавший свою «Историю Государства Российского» в начале XIX века, поскольку идентификация двух первых имен была сделана известным историком И.Д. Прозоровским только в 1864 году, а всех трех имен – уже в советское время профессором Иваном Членовым в своей книге «По следам Добрыни Никитича».
     Мы не знаем точно, как княжил Игорь, поскольку летописи периода его правления были изъяты. Но известно, что смерть Олега ободрила древлян, и они «отложились» от Киева, т.е. перестали платить дань. Мы, повторим, не знаем причины смерти Олега, но, судя по событиям, можем предположить, что он мог быть просто убитым во время очередного сбора дани. Мог он быть убитым и самим Игорем, поскольку в 912 году тому было лет 35.
     Но не в этом дело. Игорь имел все то, что было и у Олега, т.е. сильную и верную варяжскую дружину, а потому силой оружия смирил древлян и наказал их за строптивость прибавлением дани. Далее в исторических знаниях идет пробел до 941 года, когда произошел поход Игоря на Византию. В этот год Игорь был разбит «греческим огнем» - это что-то вроде напалма, который не тушился водой.
     ИГОРЬ захотел отомстить Византии за поражение. Он призвал варягов из-за моря, нанял печенегов и через два года снова пошел на «лукавых греков». Византийский император теперь не был уверен в победе, выслал послов с богатыми дарами и всякими обещаниями. Игорь принял дары и вернулся в Киев. Через год был заключен торжественный мир и соответственно письменный договор.
     Олег также заключал письменные договоры с Византией, но в них была особенность. Дело в том, что Олег обладал весьма ограниченной властью. Оно и понятно: варяги вместе напали на Киевскую Русь, которая фактически стала их военным трофеем. Вместе они же нападали на Византию и другие государства. Соответственно военная добыча, как и дань с русских земель, делилась между всеми варягами практически поровну. По крайней мере, среди членов варяжской дружины.
     Договоры у варягов заключал не один человек, а все главенствующие лица. А их могло быть и несколько десятков. При Олеге все подписи в договорах с Византией проставлены одними только варягами (в 907 году варяги подписей подле своих имен на договоре не поставили, а клялись на оружии. Поскольку были неграмотны - вопреки утверждению Карамзина, что «Варяги или Норманны долженствовали быть образованнее Славян», а потому своим приходом на Русь, дескать, принесли нашему народу «благо»). И договор Игоря с византийцами подписали около 50 человек с варяжскими именами, кроме двух или трех с русскими именами.
     Но договор Игоря был только по форме похож на договоры Олега. Потому что основные богатства получил не Игорь, а Свенельд, его воевода. В летописи это описывается как корыстолюбие Игоревой дружины. «Мы босы и наги, говорили воины Игорю, а Свенельдовы отроки богаты оружием и всякою одеждою. Поди в дань с нами, да и мы, вместе с тобою, будем довольны».
     «Ходить в дань» значило тогда объезжать Русь и собирать налоги. Каждый ноябрь князь первой коронной земли отправлялся со своим войском из Киева для объезда своих городов и возвращался не прежде апреля. Считается, что Игорь в старости больше отдыхал и посылал собирать налоги вместо себя Свенельда. Однако это неправда: кто собирал налоги, тот ими в основном и владел. Поэтому положение Игоря при дворе как во времена Олега, так и после его смерти было неоднозначное. Свенельд большую часть налогов брал себе.
     К этому следует добавить, что накануне 944 года древлянский князь отказался предоставить Игорю свои полки для похода на Византию.
     И вот Игорь поехал со Свенельдом и со своею дружиною брать дань. Поехал затем, чтобы и ему, и его дружине досталась доля. Может, Свенельд и на этот раз больше себе взял, а может, Игорь хотел дополнительно себе и своей родне собрать дани, только он отпускает большую часть дружины (очевидно, во главе со Свенельдом, чтобы с ним не делиться данью), а сам с малым войском возвращается к древлянам и требует новой дани.
     ДРЕВЛЯНСКИЕ послы встретили его на пути и сказали: «Князь! мы все заплатили тебе, для чего же ты опять идешь к нам?» Но Игорь продолжал требовать дани. А в те времена было право подданных судить своего государя за деспотизм, приговаривать к смерти и казнить (на Руси это произошло с Игорем, в Англии в XVII веке – с Чарльзом I).
     Дума Древлянской земли приговаривает Игоря к смертной казни. Мал Древлянский лишь исполняет приговор, разодрав Игоря меж двух берез. До сих пор существует Игоревка на том месте, где похоронили князя Игоря и тех варягов, которые оказали древлянам сопротивление.
     Итак, законного государя Киевского нет, но есть его мать Ольга, есть малолетний Святослав, сын Игоря, есть варяжская дружина во главе со Свенельдом. И все это - в Киеве, первой коронной земле Русской державы.
     И что же делает Мал Древлянский? Он объявляет себя государем и отправляет плавом по рекам Уж, Припять и Днепр посольство из 20 лучших людей Древлянской земли в Киев с требованием выдать малолетнего Святослава в Коростень и взять в жены Ольгу. Посольство приплыло в ладьях к Боричеву взвозу (Андреевскому спуску). Ольга сказала, что утром их вознесут к ней прямо в ладьях.
     Очевидно, что с вечера посольство изрядно напоили, за ночь вырыли огромную яму, а утром людей в ладьях бросили в эту яму и закопали живыми. Вторая часть участников посольства была направлена в бани и там заживо сожжена.
     Мал Древлянский этого еще не знает, поэтому с добрыми намерениями принимает Свенельда с его дружиной, но в открытом бою проигрывает ему. Это было уже в 946 году. По правилам бой должен был начать государь, коим после смерти Игоря стал малолетний Святослав, которому было 3 или 4 года. Ему дали копье, и ребенок толкнул его между ушей лошади. Оно упало сразу вниз и ударило лошадь в ногу. Но этого было достаточно, чтобы варяги воскликнули: «Князь уже начал!»
     ОЛЬГА покорила все города Древлянской земли, но ее столицу – город Коростень взять не могла. Свидетельствует летопись: «И стояла Ольга все лето и не могла взять город» (тот Коростень и ныне существует, и именно с его окрестностей возили гранит для мавзолея Ленина на московской Красной площади).
     Тут добавляется известная басня, что Ольга попросила самую малую дань в виде двух воробьев и голубя с каждого дома, затем привязала к ним по угольку и отпустила, чем сначала вызвала великий пожар в Коростене, а затем разгромила его.
     Но это – чистый вымысел. Во-первых, войны на истребление в то время не велись (а кто тогда будет платить дань?). Во-вторых, Ольга достаточно жестоко уже отомстила древлянам за своего Игоря, уничтожив их посольство с самими достойными людьми Древлянской земли. В-третьих, Ольга еще до казни Игоря назвала своего сына не варяжским, а славянским именем – Святослав. Это было ее первое мудрое государственное решение, свого рода ее манифест. И, в-четвертых, самое главное, после насильственной смерти славянских князей от варяжского оружия Мал Древлянский был единственным потомственным князем земли Русской, имеющим самые законные права на киевский престол.
     У Мала Древлянского от чешской принцессы Добравы был сын Добрыня (примерно 935 года рождения) и дочь Малуша (примерно 940-944 года рождения). Возможно, что матерью Малуши могла быть древлянская или вообще славянская принцесса. А села Малушино и Добрыничи являются, вероятно, следом получения Малом боярства в дальнейшем.
     Итак, налицо два дома, два рода: Варяжский в лице Ольги и ее малолетнего сына, регентом при котором она стала, и Древлянский в лице Мала и двух его детей. Причем Мал имеет более законные права на престол, чем Ольга со Святославом. Тем более что Варяжский дом не пользовался поддержкой народа. И тем более что Ольга не могла быть первой женой Игоря, так как первой женой, учитывая то, что союзницей Руси была Печенегия, должна была быть только печенежская принцесса.
     Таким образом, после казни Игоря у Ольги было незавидное положение. Если не считать дружины во главе со Свенельдом, который к тому же и сам был не прочь усесться на престол, у Ольги ничего не было. Но на то она и княгиня, ставшая затем знаменитой, чтобы извлечь из кризиса пользу для себя и для своего сына. Первый шаг она уже сделала – назвала сына славянским именем. Второй шаг она сделает лет через 10-11…
     Мудрое решение было принято и Малом Древлянским. Коростень в осаде. Поражение не за горами. Мал ведет переговоры. Итог этих переговоров: Древлянская земля не упразднена, но столица перенесена в Овруч, подальше от Киева. Мал жертвует собой и своей короной, капитулирует на наиболее выгодных для своей земли условиях и переходит в рабство к Ольге вместе со своими детьми. В данной ситуации он поставил интересы Древлянской земли и своих подданных выше собственных интересов и интересов своей семьи. Вот вам и «дикая» эпоха, как заметил профессор Иван Членов.
     (Окончание следует).
     Так современный художник представляет варяга Рюрика и его братьев СИНЕУСА и ТРУВОРА.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex