на главную страницу

16 Марта 2007 года

Планета людей

Пятница

КАСПИЙСКАЯ ЭПОПЕЯ

Олег Горупай, «Красная звезда».



На днях Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О ратификации Протокола о внесении изменения в Протокол к Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 года». Этот закон был принят Государственной Думой 7 февраля 2007 года и одобрен Советом Федерации 21 февраля 2007 года. Целью протокола является приведение правового режима освоения геологической структуры «Центральная» и месторождения «Хвалынское» в соответствие с правовым режимом, уже действующим в отношении геологической структуры «Курмангазы». Собственно говоря, подписанный президентом закон стал еще одним шагом из предпринимаемых Россией по окончательному урегулированию каспийской проблемы.

     
ФУНДАМЕНТ БУДУЩЕГО СТАТУСА

     Аналогичное соглашение о разграничении дна Каспийского моря в целях недропользования, как между Россией и Казахстаном, подписано и ратифицировано между Россией и Азербайджаном. Такое же соглашение существует между Казахстаном и Азербайджаном. Таким образом, северная часть Каспия для целей недропользования имеет урегулированную ситуацию. В то же время на сегодняшний день отсутствуют договоренности между Туркменистаном, Ираном и Азербайджаном. И соответственно для этих трех стран акватория и дно Каспийского моря являются неразграниченными для целей недропользования.
     Неурегулированность статуса Каспия в целом, по словам министра промышленности и энергетики России Виктора Христенко, остается правовой проблемой. И это касается как в целом статуса, так и многих его составляющих (экологической, судоходной, торговой и т. д.). Процесс неурегулирования многих аспектов в данном случае, по словам министра, «создает тот самый питательный бульон для того, чтобы, кроме прикаспийских государств, в этом регионе оказались заинтересованные организации, страны, которые так или иначе попытались бы оседлать всю эту тему».
     На днях в Иране прошло очередное заседание рабочей группы пяти прикаспийских государств (Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркменистан) по определению статуса Каспийского моря на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств. Основным вопросом форума стало согласование проекта декларации, принятие которой предполагается на саммите глав прикаспийских государств. Определение даты его проведения будет зависеть от эффективности дальнейшей деятельности рабочей группы, от достижения ею соответствующих соглашений по обсуждаемым проблемам, уровня согласования остающихся открытыми вопросов и сближения существующих позиций сторон. Несмотря на то, что конференция закончилась без принятия каких-либо значимых заявлений, стороны констатировали необходимость скорейшего решения существующих проблем.
     Более 15 лет продолжаются споры вокруг правового статуса Каспийского моря. В настоящее время каждое из прикаспийских государств активно осваивает свой сектор моря, привлекая сюда внутренние и иностранные инвестиции, получая прибыль от добычи нефти и газа. Отсутствие статуса в принципе ничем не ограничивало и не ограничивает региональные страны в достижении своих целей. Вместе с тем острая необходимость заключения правовой конвенции остается жизненно важной, прежде всего для самого Каспийского моря. Первая актуальная проблема, которая требует скорейшего решения, - экологическая. Все пять прикаспийских государств являются нефте- и газодобывающими странами. Учитывая, что в нефтяной промышленности существуют вполне определенные проценты потери нефти при добыче и транспортировке, можно с уверенностью говорить о том, что непродуманное развитие нефтегазовой добычи в Каспийском море может нарушить его экосистему. Каспий рискует остаться без биоресурсов как таковых. Как утверждают эксперты, достаточно всего 10 граммов сырой нефти на кубометр воды, чтобы сделать ее непригодной для жизни. Другая проблема - судоходство в условиях все возрастающего значения Каспийского моря как транспортного узла. Для того чтобы обеспечить бесперебойную работу транспортных маршрутов, прежде всего «Север—Юг», необходимо, чтобы Конвенция по правовому статусу Каспия четко регламентировала зону свободного судоходства, исключительные экономические районы стран, систему навигации и безопасности судоходства.
     
НЕФТЕГАЗОВЫЙ ШАНТАЖ

     Нельзя не видеть, что достижению договоренности по правовому статусу Каспия во многом мешает активная деятельность в регионе неприкаспийских государств. И прежде всего Соединенных Штатов, стремящихся взять под свой геополитический контроль весь Каспийский бассейн. В последнее время в Казахстан и Азербайджан зачастили официальные представители США и ЕС. Почти каждый месяц в Астану и Баку приезжает то один, то другой высокопоставленный западный гость с намерением выяснить, куда же потечет казахстанская и азербайджанская нефть. Охота за здешними углеводородами приобретает масштабный характер. В декабре прошлого года в Казахстан приезжал комиссар Еврокомиссии по вопросам энергетики Андрис Пибалгс и провел переговоры с рядом высокопоставленных казахстанских чиновников по диверсификации экспортных направлений. До июня он посетит и Баку, где будет обсуждать такие вопросы, как место, роль и участие Азербайджана в проектах Евросоюза по энергетической безопасности.
     В феврале в Астане и Баку побывали гости из США – заместитель госсекретаря по вопросам экономики, энергетики и бизнеса Дэниэл Салливан с командой экспертов. Основной темой переговоров стала все та же диверсификация с участием США. Визитеры с Запада предлагают развивать направления экспорта углеводородов, не предусматривающие российского участия. Причем если представители ЕС более лояльны в своих высказываниях и отмечают, что не заинтересованы в ухудшении казахстанско-российских и азербайджано–российских взаимоотношений, то США более категоричны. Они делают особый упор на нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан и строящийся газопровод Баку—Тбилиси—Эрзерум, называя его одним из самых перспективных направлений. Также Вашингтон делает ставку на пока еще не построенный Транскаспийский газопровод (ТКГ). По мнению аналитика Эдуарда Полетаева, в 2006 году «была проведена очень большая работа в политическом плане вопроса строительства трубопровода (ТКГ)». В частности, этому была посвящена поездка сенатора США Ричарда Лугара в Казахстан и страны Кавказа. «После визита Лугара было уже конкретно определено, что каспийскую нефть нужно избавить от влияния Ирана и России, - считает Полетаев. - Для Евросоюза, после того как энергетическая политика России показала зубы, Каспийский регион будет рассматриваться в приоритете».
     
БЕЗОПАСНОСТЬ НА КОНСЕНСУСНОЙ ОСНОВЕ

     Еще одной проблемой является демилитаризация Каспия. Очевидно, что присутствие на Каспии военных флотов прикаспийских стран необходимо для обеспечения региональной безопасности, а также бесперебойной работы нефтедобывающих, транспортных, рыболовных компаний. Однако все откровеннее становится стремление ряда неприкаспийских государств разместить здесь свои военные силы. Любые военные формирования третьих стран в случае их дислокации на Каспии негативным образом повлияют на взаимоотношения между соседями. Вопрос о неприсутствии их на Каспии является важной составляющей частью вопроса безопасности, которая определяется в рамках Конвенции о правовом статусе моря. Об этом неоднократно заявляли все представители Специальной рабочей группы по Каспию. Такая позиция обоснованна. Ведь в появлении на море собственного «кулака» заинтересованы многие, в том числе и претендующие на безапелляционное лидерство в Кавказском и Центрально-Азиатском регионах государства-потребители, уже пристрастившиеся к каспийским углеводородам.
     Как известно, Вашингтон продолжает вести активную работу по созданию специального режима обеспечения безопасности в бассейне Каспийского моря, получившего название «Каспийский страж». Одной из главных задач программы является безопасность нефтяных объектов, прежде всего трубопроводов — как нынешних, так и будущих. При этом к Астане и Баку выдвигаются жесткие требования по нейтрализации «проблемных зон» региона путем наращивания милитаризованного присутствия сил США в регионе, будь то силы мобильного реагирования или расквартированные части ВС США.
     До сих пор Казахстану и Азербайджану удавалось проводить так называемую многовекторную политику, сохраняя стабильные взаимоотношения со всеми странами, оставаясь при этом стратегическими партнерами России. К примеру, Астане и Баку, несмотря на американскую тактику мягкого, но настойчивого «продавливания» своих интересов, удалось уйти от вопроса создания на своих территориях военных баз США во время кампании в Афганистане. Однако в связи с военными планами США в отношении Ирана можно с определенной долей уверенности говорить о том, что в связи с этим давление на Астану и Баку только усилится.
     По информации бакинской газеты «Зеркало», руководство альянса в течение последних шести месяцев безуспешно пытается убедить Азербайджан в необходимости официального обращения в НАТО с просьбой о начале переговоров по поводу членства. Логика действий американской стороны и при сотрудничестве с Казахстаном может говорить о том, что в период 2007–2008 гг. «в рамках борьбы с распространением терроризма в Центральной Азии» Вашингтон будет стремиться начать развертывание на территории РК «дружественных» военных баз ВС США.
     Рост милитаризации Каспия несет целый ряд угроз стабильности в регионе. Особенно в условиях нарастания кризиса в отношении Ирана, подчеркивает лондонская газета Financial Times. Во-первых, возникает опасность силовых действий при решении спорных вопросов принадлежности нефтегазовых месторождений на шельфе Каспийского моря. Во-вторых, рост военных расходов отвлекает силы и средства от решения биоресурсных, экологических и транспортных проблем Каспия. В-третьих, военно-морское соперничество переходит и на другие сферы военной деятельности – создание сил береговой обороны, организацию авиационного прикрытия. В-четвертых, в случае если состоится операция США против Ирана, она затронет и его Каспийское побережье. А если территория какого-либо из прикаспийских государств будет использована американскими силами (вспомним американскую ПРО), то нетрудно предположить возможность ответного удара со стороны иранских тактических ракет. Значит, военная операция в той или иной мере может затронуть значительную часть Каспийского региона.
     По мнению руководителя Центра стратегического развития, члена научного совета при СБ РФ генерал-майора Анатолия Гущера, геостратегическое измерение проблем Каспийского моря включает в себя не только и даже не столько оценки проблемных сторон и специфики отношений в рамках каспийской «пятерки», сколько учет места и роли Каспийского региона в глобальных геополитических схемах нового мирового порядка, разрабатываемых и реализуемых главными действующими лицами современной мировой политики, такими как США. Для реализации этих устремлений могут быть использованы соответствующие ресурсы, если потребуется, то и силовые. Все будет зависеть от того, как пойдет дальнейшее развитие всей ситуации в зоне Каспия и на прикаспийских территориях.
     Все то, что происходит сейчас вокруг Каспийского моря, и то, что еще может произойти, - это по большому счету только часть действий в той большой стратегической игре, которую развернули ведущие страны мира в регионе сразу же после развала бывшего СССР. Если эти действия рассматривать с позиций интересов России и некоторых региональных государств, то даже без особых интеллектуальных усилий можно увидеть и понять, что они несут с собой вполне конкретные угрозы для их национальных интересов и безопасности. Именно существование этих угроз и заставляет Россию обратить более конкретное и пристальное внимание на вопросы обеспечения безопасности в зоне Каспия. Как считают в Москве, более приемлемым вариантом являлось бы консенсусное решение проблем безопасности в регионе самими прикаспийскими государствами. Угрозы современности лучше всего парировать сообща, а не сидеть в своем уголке побережья. На Каспии должны наводить порядок государства, которые на него выходят, а не какие-то внерегиональные силы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex