на главную страницу

17 Марта 2007 года

Страна и мир

Суббота

БАЛТИКА — наш дом

Капитан 1 ранга Игорь БАЛАШОВ,«Красная звезда».Фото автора.



     Командующий Балтийским флотом вице-адмирал Константин Сиденко порекомендовал написать о командире «Варшавянки» капитане 3 ранга Виталии Чикине. Других комментариев не последовало, и подумалось, что разберусь на месте. А когда попал на лодку, неожиданно удивился: ба! Старая знакомая. Два с половиной года назад отряд кораблей Балтийского флота в составе спасательного судна СС-750 и этой субмарины совершил поход в Стокгольм на празднование 100-летия подводных сил Швеции. На юбилей скандинавы пригласили подводные лодки и из других стран. Протоколом предусматривалось посещение «Варшавянки» министром обороны Швеции госпожой Линдой Бьерклунд.
     Прикрепленный к российским морякам, пресс-офицер Кристианс Аллерман сообщил, что она пробудет на лодке не больше 15 минут. Не тут-то было! Полтора часа мы топтались на палубе «Варшавянки» в ожидании «подхода к прессе» VIP-персоны. К немалому нашему удивлению министр обороны Швеции появилась из рубочного люка в рабочей форме российского подводника. Среди прочих она ответила и на вопрос о том, что произвело на нее особое впечатление. «Чистота и порядок, ухоженность лодки», – сказаа госпожа Бьерклунд. Очевидцы, сопровождавшие главу министерства обороны Швеции в экскурсии по отсекам, потом рассказывали, что она спросила тогдашнего командира ПЛ капитана 2 ранга Константина Яшина, каким образом достигается эта «стерильность». Очень простым, ответил он, влажная приборка 3 раза в день. При прессе она дала «ЦУ» сопровождавшему шведскому офицеру ВМС: изучить опыт русских подводников. Теперь уж не знаю, сколько раз в день делают приборку шведские подводники.
     В ту пору старпомом на лодке был Виталий Чикин. Как известно, качество содержания, уход за техникой и оружием внутри прочного корпуса – это одно большое заведование старпома. А женщины знают толк в чистоте, поэтому можно сказать, что старпом и его подчиненные «иностранный экзамен» выдержали. Конечно, просто так все не дается. Не зря во все времена должность старпома называли не очень благозвучно – собачья. И с юмором добавляли: исполнение обязанностей старпома несовместимо с частым пребыванием на берегу. За всем нужен глаз да глаз.
     Без всяких натяжек можно сказать, что Виталий Чикин сделал стремительную карьеру… Выпускник 1998 года штурманского факультета ТОВМУ. Попал на Балтику. Начинал командиром электронавигационной группы, затем командовал штурманской боевой частью,
     окончил классы, с 2002 по
     2005 г. – старпом, а с апреля этого же года в 28 лет встал на командирский мостик. Кто-то скажет: баловень судьбы. И ошибется. Обстоятельно поговорить с членами экипажа «Варшавянки» о командире не удалось, люди были заняты работой, лодка готовилась наутро выйти в море (кстати, свой профессиональный праздник экипаж встретит на переходе в базу). Что поделаешь, служба. Когда-то на Балтике был не один десяток лодок, сегодня раз–два – и обчелся. Поэтому и обеспечение боевой подготовки надводных кораблей БФ, и работа под водой по испытанию новой техники ложатся как раз на оставшиеся в строю подводные лодки. Трудно и морально, и физически. «Варшавянка» приписана к Кронштадту, семьи там, экипаж с декабря прошлого года – в Балтийске. Каждого семейного тревожат мысли: не дай Бог, заболеет жена, ребенок. Кто поможет? Конечно, сослуживцы в беде не оставят, но все легче, когда родные рядом. С трудностями идут к командиру, знают: он сделает все, чтобы решить любую проблему. Но при этом спуску по службе не даст, спросит за упущения «по полной схеме».
     Надо сказать, что Виталий Викторович – человек немногословный. О подчиненных рассказывает более охотно, чем о себе. Если бы дело было в «застойные времена», эту лодку непременно назвали бы комсомольско-молодежной. Но комсомол отпал сам по себе, а вот эпитет «молодежный экипаж» подходит как нельзя лучше. Половина офицерского и мичманского состава – выпускники учебных заведений прошлого года. Собственно, такое же положение и с моряками по призыву. Хотя и прошли подготовку в учебном отряде, но на деле, на практике выяснилось, что они больше мастера по покраске заборов и уборке территории, чем по обслуживанию собственного заведования. Поэтому обучать новичков приходится уже на лодке. К сожалению, об учебных классах по специальности, тренажерах пока остается только мечтать. И тут трудно переоценить в этом деле работу «ветеранов»: командира электромеханической боевой части капитана 3 ранга Германа Соколова, командира БЧ 4-7 связи и радиотехнической службы капитан-лейтенанта Дениса Жеваго, старшины команды мотористов Вадима Ковальчука, старшины команды трюмных старшего мичмана Сергея Тычкина. Контрактников на лодке всего пять человек. Это тоже опора командира: командир отделения трюмных главный старшина Виталий Дендюрин, например, старший гидроакустик старший матрос Вадим Долматов… И еще. Как никогда в последние годы, повезло с лейтенантами.
     Что-то в самом деле меняется в сознании молодых офицеров в последние годы. Развеивается туман неопределенности будущей службы. Во всяком случае, ни один из лейтенантов в отличие от недавних лет не изъявил желания досрочно прекратить отношения с Вооруженными Силами. Без особых понуканий, стараются в кратчайший срок сдать на допуски. Первым на допуск к самостоятельному дежурству по ПЛ сдал командир гидроакустической группы лейтенант Дмитрий Буга, остальные дышат ему в затылок. И все это при том, что социальные и бытовые вопросы по месту основного базирования лодки решены далеко не полностью. Лейтенантов обеспечили худо-бедно, но служебным жильем, мичманов – наполовину. Оставшиеся без собственного угла и контрактники живут в казарме для личного состава. И это при денежном довольствии в 5-7 тысяч. Спрашиваю командира, говорят, с 1 марта денежное довольствие плавсоставу увеличили на 3-4 тысячи? Слышали, говорит командир, но наши финансисты отвечают, что таких документов они в глаза еще не видели, в марте будем получать по-старому…
     Не помню, кто из философов-циников сказал, что счастье – не в деньгах, а в их количестве. Положа руку на сердце, следует признать, что и эта прибавка погоды по большому счету не сделает. И поэтому служить в подплаве всерьез и надолго по-прежнему будут романтики, которые выбрали эту трудную работу вовсе не за деньги, а за что-то другое.


     На снимках: командир «Варшавянки» капитан 3 ранга Виталий ЧИКИН; лодка покидает стокгольмские шхеры, поразив скандинавских коллег ухоженностью; министр обороны Швеции была удивлена увиденным в прочном корпусе российской подводной лодки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex