на главную страницу

21 Марта 2007 года

Армия и общество

Среда

МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ СТАНЦИЯ ПЛЕСЕЦК

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда».



     
Обновление Мирного

     Небольшой военный городок Мирный, административный центр космодрома «Плесецк», трудно представить себе будущей космической столицей. Пока это всего лишь несколько десятков приземистых зданий. Однако идея перевоплощения Плесецка в главную космическую гавань России - отнюдь не мечта, а реальные планы командующего Космическими войсками генерал-полковника Владимира Поповкина. Об этом он заявил в Архангельской области после заседания межведомственной рабочей группы, в которую входят представители министерств обороны, промышленности и науки, участвующих в создании космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара».
     Долгое время обнаружить Мирный на карте нашей страны было невозможно. В советское время любая информация о городах, имевших статус закрытых, не тиражировалась. Если посетить местный музей на втором этаже гарнизонного Дома офицеров, то можно узнать, что первая публикация о ЗАТО появилась лишь в 1983 году. С тех пор о закрытом территориальном образовании писали часто, однако многое и сейчас овеяно ореолом секретности. Пропускной режим тут по-прежнему строгий.
     Обойти город вдоль и поперек можно без особых усилий за несколько часов. С самого начала в глаза бросается спокойный, размеренный образ жизни горожан. Повсюду детские площадки, чувствуется, что в Мирном созданы идеальные условия для подрастающего поколения. На улицах то и дело встречаешь молодых мам с колясками (как правило, это жены офицеров).
     Военная дисциплина и аккуратность чувствуются во всем. Ровные сугробы напоминают геометрические фигуры, несмотря на то, что снег в этих местах рассыпчатый. Его чистота рождает в памяти строку из стихотворения Леонида Филатова: «Белым-бело, и в этом белом гимне…»
     Невольно возникают и космические ассоциации. К примеру, воздух кажется невесомым. Наверное, это связано с тем, что ЗАТО находится практически в лесу. Есть и еще одна причина: в городе мало машин. Впрочем, если захочется экскурсии с комфортом, то местное такси не заставит себя ждать. За подобную поездку желающему придется заплатить всего-то рублей сорок. Первое, что видно из окна автомобиля, это обилие памятников. Один из них посвящен погибшим при катастрофах на космодроме, другой – запуску спутника «Космос-2000» (он же «Инопланетянин»). Даже местный ночной клуб назван в честь созвездия - «Тау-Кита». Общей канве названий соответствует и кинотеатр «Планета». Одним словом, «космический» колорит в городе, безусловно, создан.
     …Промчавшись мимо парка, получившего недавно имя Галактиона Алпаидзе, выезжаем на центральную улицу. Дома на ней возведены в 70-е годы прошлого века. Жилой фонд города, к сожалению, достаточно изношен. Всего два года тому назад после десятилетнего перерыва возобновилась достройка незавершенных объектов. В связи с этим многие семьи офицеров с нетерпением ждут сдачи долгожданных квартир.
     Программа развития Мирного, направленная на существенное улучшение социально-бытовых условий жизни военнослужащих Космических войск, будет публично объявлена в ближайшее время.
     Между тем в ЗАТО имеется большой гостиничный комплекс, в котором есть все необходимое для комфортного проживания. Особенно летом, когда город напоминает южный курорт. Местные жители даже поговаривают о том, что, возможно, в будущем Мирный станет не только космической, но и туристической гаванью. Идея заманчива. Однако реализовать ее, видимо, будет непросто.
     
В ногу со временем

     Проектные и научно-исследовательские работы по определению облика и параметров перспективного космического ракетного комплекса тяжелого класса, которому предстоит прийти на смену эксплуатируемым в настоящее время ракетам-носителям, начались еще в конце 1970-х - начале 1980-х годов.
     Об «Ангаре» сегодня говорят как о «носителе XXI века». Ей посвящают совещания главные конструкторы. Ей отводят полосы в газетах, ее не обходят вниманием телевизионщики. Как пояснил генерал-полковник Поповкин, на данный момент универсальный космический ракетный комплекс «Ангара» - действительно один из крупнейших, наукоемких, высокотехнологичных проектов России. Говоря об этом комплексе, можно проводить исторические параллели. К примеру, из-за масштабности проекта аналитики нередко сопоставляют «Ангару» с богатырем отечественной космонавтики - орбитальным кораблем «Буран», который был призван в свое время обеспечить нашей стране лидирующие позиции в освоении космического пространства. Примечательно, что «сердце» нового космического ракетного комплекса будет изготовлено специалистами Воронежского конструкторского бюро химавтоматики, трудившихся и над двигателями «Бурана». Однако в годы космического декаденса орбитальный корабль, вызывающий ассоциации со снежной бурей или метелью в степи, оказался невостребованным. «Ангару» сравнивают также с «Протоном», который еще в 1960-е заложил основы нового направления в ракетостроении. Аналогия оправданна, поскольку именно последнему «Ангара» идет на смену. По всей видимости, «гептильный» ракетоноситель уйдет в отставку…
     - Уникальность «Ангары» заключается в том, что это первая космическая ракета, создаваемая только на предприятиях России,- рассказывает главный конструктор космического ракетного комплекса Геннадий Клейменов. - То есть в ней нет ни одной комплектующей, изготовленной за рубежом. Кроме того, мы создаем целое семейство унифицированных ракет, которые можно запускать с одного стартового комплекса. Это совершенно новое поколение носителей, разрабатываемых на основе универсального ракетного модуля с кислородно-керосиновыми двигателями. Топливо «Протона» содержит много агрессивных компонентов. Разработав ракеты нового типа, мы пытается максимально уменьшить вредные выбросы в окружающую среду при запуске. Но применение высокоэффективных и экологически чистых компонентов топлива - это еще и важное условие достижения экономичности, что очень важно для современной российской промышленности.
     Рассуждая об «Ангаре», Геннадий Клейменов провел параллель с автомобилями.
     - Сравните машину 30-летней давности и современный лимузин, - говорит он. – Роднят их разве что четыре колеса. Так же обстоит дело с ракетой и стартовым комплексом. Со временем многие приборы, электрорадиоэлементы, материалы устаревают и снимаются с производства.
     По словам главного конструктора, в зависимости от цели и назначения пуска ракеты-носители среднего и тяжелого классов «Ангара-3» и «Ангара-5» образуются добавлением к ракете-носителю легкого класса соответственно двух или четырех универсальных модулей.
     - Собирая, словно из кубиков, ракетные модули, - поясняет Клейменов, - мы получаем ракету для решения конкретной задачи и значительный экономический эффект.
     
Инновационный ракурс

     С унифицированного стартового комплекса на космодроме Плесецк тяжелая «Ангара» сможет выводить на низкие орбиты более 26 тонн полезного груза (для сравнения: РН «Протон» выводит 20 тонн с космодрома Байконур), а на геостационарные - 4,5 тонны. Ввод комплекса в строй позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории. Это обеспечит нашей стране независимый выход в космос, что делает эту ракету еще более незаменимой для российской космонавтики.
     Кроме того, по общей компоновке «Ангара» будет заметно отличаться от обычных носителей. В основном корпусе первой и второй ступеней ракеты планируется разместить баки с горючим, а баки для жидкого кислорода предполагается подвесить сбоку.
     Как считает Геннадий Клейменов, планируемые технические характеристики ракет-носителей «Ангара» находятся на уровне, позволяющем им успешно конкурировать с лучшими мировыми образцами ракетно-космической техники. Использование передовых технологий обеспечит более низкую по сравнению с другими мировыми аналогами себестоимость выведения полезной нагрузки в широком диапазоне орбит.
     По мнению генерального директора Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева Владимира Нестерова, даже при пуске с Плесецка отечественный комплекс не будет уступать по грузоподъемности тяжелой европейской ракете «Ариан-5», запускаемой с космодрома Куру во французской Гвиане.
     По всей видимости, создание КРК «Ангара» придает космодрому второе дыхание. Его предшественник «Зенит» - уже достояние истории. Строительство этого российско-украинского комплекса заморозили в ноябре 1994 года... Теперь наземная инфраструктура «Зенита» послужит «Ангаре».
     В настоящее время на основных объектах универсального стартового комплекса проводятся строительно-монтажные работы, в том числе с целью реконструкции системы внешнего энергоснабжения.
     - Все сооружения, предназначенные для космического ракетного комплекса «Ангара», до конца года будут подключены к основным коммуникациям, - заверил накануне совета главных конструкторов начальник отдела капитального строительства космодрома подполковник Игорь Краев. – Соответствующий временной график выдерживается.
     И все же на совете главных конструкторов была высказана обеспокоенность сроками разработки конструкторской документации на наземный комплекс. Отмечалось, что решение столь сложной задачи естественным образом сопряжено с трудностями. Важно, что все они преодолимы.
     По прогнозам командующего Космическими войсками генерал-полковника Владимира Поповкина, в главную космическую гавань России Плесецк превратится уже к 2010 году. Спутники военного и двойного назначения для запуска с него уже заказаны промышленности. Старт первой ракеты «Ангара» с полезной нагрузкой военного назначения запланирован на 2011 год.
     Что же даст России создание комплекса «Ангара» в Плесецке? Владимир Поповкин считает, что это сделает нашу космическую державу независимой от воли других государств в вопросах выведения на орбиту полезных нагрузок в интересах обороны и безопасности. Ведь сегодня российские тяжелые космические аппараты и геостационарные спутники запускаются только с территории Казахстана - с космодрома Байконур.
     Без создания в Плесецке универсального комплекса «Ангара» будет трудно реализовать программу модернизации российской орбитальной космической группировки военного и двойного назначения, чему придает особое значение руководство страны.
     Что же касается Министерства обороны, то его прежде всего интересует тяжелая ракета, способная выводить на геостационарную орбиту спутники массой 3,5-4 тонны.
     В свою очередь генеральный директор головной организации по созданию комплекса «Ангара» - Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) им. М.В. Хруничева Владимир Нестеров, который также принял участие в заседании межведомственной рабочей группы, заявил, что темпы строительства комплекса будут не только выдержаны, но и возрастут.
     Налажен жесткий контроль за выполнением всеми предприятиями-смежниками поручений совета главных конструкторов и межведомственной рабочей группы.
     Нельзя не сказать, что в ГКНПЦ уже разработан технический проект усовершенствования ракеты-носителя «Ангара». В ближайшее время будут улучшены технические характеристики ракеты и снижена ее стоимость. Причем внедрение новых технических решений не скажется на сроках реализации проекта.
     - Несмотря на то, что создание ракеты занимает несколько лет, - пояснил главный конструктор космического ракетного комплекса «Ангара»,- у нас есть твердая уверенность, что она не устареет, мы ее постоянно модернизируем.
     По мнению Геннадия Клейменова, новый КРК прослужит не менее 40 лет. Одним словом, «Ангара» - проект грядущих десятилетий, который, по всей видимости, превратит географически «невыгодно расположенный» космодром Плесецк в космический козырь России. Очевидно, что самая северная в мире бухта космических кораблей позволит нашей стране еще не раз заявить о себе как о крупнейшей космической державе с большими амбициями и возможностями.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex