Обновление Мирного
Небольшой военный городок Мирный, административный центр космодрома «Плесецк», трудно представить себе будущей космической столицей. Пока это всего лишь несколько десятков приземистых зданий. Однако идея перевоплощения Плесецка в главную космическую гавань России - отнюдь не мечта, а реальные планы командующего Космическими войсками генерал-полковника Владимира Поповкина. Об этом он заявил в Архангельской области после заседания межведомственной рабочей группы, в которую входят представители министерств обороны, промышленности и науки, участвующих в создании космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара».
Долгое время обнаружить Мирный на карте нашей страны было невозможно. В советское время любая информация о городах, имевших статус закрытых, не тиражировалась. Если посетить местный музей на втором этаже гарнизонного Дома офицеров, то можно узнать, что первая публикация о ЗАТО появилась лишь в 1983 году. С тех пор о закрытом территориальном образовании писали часто, однако многое и сейчас овеяно ореолом секретности. Пропускной режим тут по-прежнему строгий.
Обойти город вдоль и поперек можно без особых усилий за несколько часов. С самого начала в глаза бросается спокойный, размеренный образ жизни горожан. Повсюду детские площадки, чувствуется, что в Мирном созданы идеальные условия для подрастающего поколения. На улицах то и дело встречаешь молодых мам с колясками (как правило, это жены офицеров).
Военная дисциплина и аккуратность чувствуются во всем. Ровные сугробы напоминают геометрические фигуры, несмотря на то, что снег в этих местах рассыпчатый. Его чистота рождает в памяти строку из стихотворения Леонида Филатова: «Белым-бело, и в этом белом гимне…»
Невольно возникают и космические ассоциации. К примеру, воздух кажется невесомым. Наверное, это связано с тем, что ЗАТО находится практически в лесу. Есть и еще одна причина: в городе мало машин. Впрочем, если захочется экскурсии с комфортом, то местное такси не заставит себя ждать. За подобную поездку желающему придется заплатить всего-то рублей сорок. Первое, что видно из окна автомобиля, это обилие памятников. Один из них посвящен погибшим при катастрофах на космодроме, другой – запуску спутника «Космос-2000» (он же «Инопланетянин»). Даже местный ночной клуб назван в честь созвездия - «Тау-Кита». Общей канве названий соответствует и кинотеатр «Планета». Одним словом, «космический» колорит в городе, безусловно, создан.
…Промчавшись мимо парка, получившего недавно имя Галактиона Алпаидзе, выезжаем на центральную улицу. Дома на ней возведены в 70-е годы прошлого века. Жилой фонд города, к сожалению, достаточно изношен. Всего два года тому назад после десятилетнего перерыва возобновилась достройка незавершенных объектов. В связи с этим многие семьи офицеров с нетерпением ждут сдачи долгожданных квартир.
Программа развития Мирного, направленная на существенное улучшение социально-бытовых условий жизни военнослужащих Космических войск, будет публично объявлена в ближайшее время.
Между тем в ЗАТО имеется большой гостиничный комплекс, в котором есть все необходимое для комфортного проживания. Особенно летом, когда город напоминает южный курорт. Местные жители даже поговаривают о том, что, возможно, в будущем Мирный станет не только космической, но и туристической гаванью. Идея заманчива. Однако реализовать ее, видимо, будет непросто.
В ногу со временем
Проектные и научно-исследовательские работы по определению облика и параметров перспективного космического ракетного комплекса тяжелого класса, которому предстоит прийти на смену эксплуатируемым в настоящее время ракетам-носителям, начались еще в конце 1970-х - начале 1980-х годов.
Об «Ангаре» сегодня говорят как о «носителе XXI века». Ей посвящают совещания главные конструкторы. Ей отводят полосы в газетах, ее не обходят вниманием телевизионщики. Как пояснил генерал-полковник Поповкин, на данный момент универсальный космический ракетный комплекс «Ангара» - действительно один из крупнейших, наукоемких, высокотехнологичных проектов России. Говоря об этом комплексе, можно проводить исторические параллели. К примеру, из-за масштабности проекта аналитики нередко сопоставляют «Ангару» с богатырем отечественной космонавтики - орбитальным кораблем «Буран», который был призван в свое время обеспечить нашей стране лидирующие позиции в освоении космического пространства. Примечательно, что «сердце» нового космического ракетного комплекса будет изготовлено специалистами Воронежского конструкторского бюро химавтоматики, трудившихся и над двигателями «Бурана». Однако в годы космического декаденса орбитальный корабль, вызывающий ассоциации со снежной бурей или метелью в степи, оказался невостребованным. «Ангару» сравнивают также с «Протоном», который еще в 1960-е заложил основы нового направления в ракетостроении. Аналогия оправданна, поскольку именно последнему «Ангара» идет на смену. По всей видимости, «гептильный» ракетоноситель уйдет в отставку…
- Уникальность «Ангары» заключается в том, что это первая космическая ракета, создаваемая только на предприятиях России,- рассказывает главный конструктор космического ракетного комплекса Геннадий Клейменов. - То есть в ней нет ни одной комплектующей, изготовленной за рубежом. Кроме того, мы создаем целое семейство унифицированных ракет, которые можно запускать с одного стартового комплекса. Это совершенно новое поколение носителей, разрабатываемых на основе универсального ракетного модуля с кислородно-керосиновыми двигателями. Топливо «Протона» содержит много агрессивных компонентов. Разработав ракеты нового типа, мы пытается максимально уменьшить вредные выбросы в окружающую среду при запуске. Но применение высокоэффективных и экологически чистых компонентов топлива - это еще и важное условие достижения экономичности, что очень важно для современной российской промышленности.
Рассуждая об «Ангаре», Геннадий Клейменов провел параллель с автомобилями.
- Сравните машину 30-летней давности и современный лимузин, - говорит он. – Роднят их разве что четыре колеса. Так же обстоит дело с ракетой и стартовым комплексом. Со временем многие приборы, электрорадиоэлементы, материалы устаревают и снимаются с производства.
По словам главного конструктора, в зависимости от цели и назначения пуска ракеты-носители среднего и тяжелого классов «Ангара-3» и «Ангара-5» образуются добавлением к ракете-носителю легкого класса соответственно двух или четырех универсальных модулей.
- Собирая, словно из кубиков, ракетные модули, - поясняет Клейменов, - мы получаем ракету для решения конкретной задачи и значительный экономический эффект.
Инновационный ракурс
С унифицированного стартового комплекса на космодроме Плесецк тяжелая «Ангара» сможет выводить на низкие орбиты более 26 тонн полезного груза (для сравнения: РН «Протон» выводит 20 тонн с космодрома Байконур), а на геостационарные - 4,5 тонны. Ввод комплекса в строй позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории. Это обеспечит нашей стране независимый выход в космос, что делает эту ракету еще более незаменимой для российской космонавтики.
Кроме того, по общей компоновке «Ангара» будет заметно отличаться от обычных носителей. В основном корпусе первой и второй ступеней ракеты планируется разместить баки с горючим, а баки для жидкого кислорода предполагается подвесить сбоку.
Как считает Геннадий Клейменов, планируемые технические характеристики ракет-носителей «Ангара» находятся на уровне, позволяющем им успешно конкурировать с лучшими мировыми образцами ракетно-космической техники. Использование передовых технологий обеспечит более низкую по сравнению с другими мировыми аналогами себестоимость выведения полезной нагрузки в широком диапазоне орбит.
По мнению генерального директора Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева Владимира Нестерова, даже при пуске с Плесецка отечественный комплекс не будет уступать по грузоподъемности тяжелой европейской ракете «Ариан-5», запускаемой с космодрома Куру во французской Гвиане.
По всей видимости, создание КРК «Ангара» придает космодрому второе дыхание. Его предшественник «Зенит» - уже достояние истории. Строительство этого российско-украинского комплекса заморозили в ноябре 1994 года... Теперь наземная инфраструктура «Зенита» послужит «Ангаре».
В настоящее время на основных объектах универсального стартового комплекса проводятся строительно-монтажные работы, в том числе с целью реконструкции системы внешнего энергоснабжения.
- Все сооружения, предназначенные для космического ракетного комплекса «Ангара», до конца года будут подключены к основным коммуникациям, - заверил накануне совета главных конструкторов начальник отдела капитального строительства космодрома подполковник Игорь Краев. – Соответствующий временной график выдерживается.
И все же на совете главных конструкторов была высказана обеспокоенность сроками разработки конструкторской документации на наземный комплекс. Отмечалось, что решение столь сложной задачи естественным образом сопряжено с трудностями. Важно, что все они преодолимы.
По прогнозам командующего Космическими войсками генерал-полковника Владимира Поповкина, в главную космическую гавань России Плесецк превратится уже к 2010 году. Спутники военного и двойного назначения для запуска с него уже заказаны промышленности. Старт первой ракеты «Ангара» с полезной нагрузкой военного назначения запланирован на 2011 год.
Что же даст России создание комплекса «Ангара» в Плесецке? Владимир Поповкин считает, что это сделает нашу космическую державу независимой от воли других государств в вопросах выведения на орбиту полезных нагрузок в интересах обороны и безопасности. Ведь сегодня российские тяжелые космические аппараты и геостационарные спутники запускаются только с территории Казахстана - с космодрома Байконур.
Без создания в Плесецке универсального комплекса «Ангара» будет трудно реализовать программу модернизации российской орбитальной космической группировки военного и двойного назначения, чему придает особое значение руководство страны.
Что же касается Министерства обороны, то его прежде всего интересует тяжелая ракета, способная выводить на геостационарную орбиту спутники массой 3,5-4 тонны.
В свою очередь генеральный директор головной организации по созданию комплекса «Ангара» - Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) им. М.В. Хруничева Владимир Нестеров, который также принял участие в заседании межведомственной рабочей группы, заявил, что темпы строительства комплекса будут не только выдержаны, но и возрастут.
Налажен жесткий контроль за выполнением всеми предприятиями-смежниками поручений совета главных конструкторов и межведомственной рабочей группы.
Нельзя не сказать, что в ГКНПЦ уже разработан технический проект усовершенствования ракеты-носителя «Ангара». В ближайшее время будут улучшены технические характеристики ракеты и снижена ее стоимость. Причем внедрение новых технических решений не скажется на сроках реализации проекта.
- Несмотря на то, что создание ракеты занимает несколько лет, - пояснил главный конструктор космического ракетного комплекса «Ангара»,- у нас есть твердая уверенность, что она не устареет, мы ее постоянно модернизируем.
По мнению Геннадия Клейменова, новый КРК прослужит не менее 40 лет. Одним словом, «Ангара» - проект грядущих десятилетий, который, по всей видимости, превратит географически «невыгодно расположенный» космодром Плесецк в космический козырь России. Очевидно, что самая северная в мире бухта космических кораблей позволит нашей стране еще не раз заявить о себе как о крупнейшей космической державе с большими амбициями и возможностями.