на главную страницу

21 Марта 2007 года

Геополитика

Среда

Балканский маневр

Игорь НОВИКОВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



На прошлой неделе в период пребывания Президента РФ Владимира Путина в Афинах состоялось подписание межправительственного соглашения о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода Бургас – Александруполис. Решение о создании новой транспортной артерии стало крупным успехом российской политики на международной арене, который будет иметь благоприятные долгосрочные последствия для нашей страны. Ведь все 1990-е годы Евросоюз и США скоординированно проводили политику выдавливания России с Балкан и уменьшения ее влияния в регионе, имеющем для нас важное геополитическое значение.

     ИДЕЯ прокладки нового трубопровода возникла еще в начале 1990-х годов. Изначально она принадлежала, как считают эксперты, греческой стороне – известному на Балканах греческому бизнесмену Никосу Григориадису из нефтяного концерна Латсиса, который в 1993 году изложил свой замысел тогдашнему премьер-министру Греции Константиносу Мицотакису. Тот в свою очередь, как пишут журналисты, затронул эту тему в ходе беседы с Борисом Ельциным.
     Но путь к реализации замысла постройки трансбалканского нефтепровода оказался неожиданно долгим. Протокол о намерениях строительства представители России, Греции и Болгарии подписали в 1994 году в Москве, а спустя три года для осуществления контроля над проектом был создан трехсторонний технический комитет. В 2005 году в Софии состоялось подписание меморандума по строительству нефтепровода. И вот наконец 15 марта этого года заключено трехстороннее межправительственное соглашение о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации трансбалканского нефтепровода (ТБН).
     Собственником ТБН станет Международная проектная компания, в капитале которой 51 процент будет принадлежать российскому участнику – обществу с ограниченной ответственностью «Трубопроводный Консорциум «Бургас–Александруполис», а по 24,5 процента – болгарам (акционерному обществу «Проектная компания «Нефтепровод Бургас–Александруполис – БГ») и грекам (совместному предприятию «XEЛПЕ С.А. – ТРАКИ С.А.» – 23,5 процента и греческому государству – 1 процент). Имеется в виду, что после учреждения Международной проектной компании доля каждого из участников может быть отчуждена полностью или частично в пользу нефтедобывающих компаний, заинтересованных в участии в Международной проектной компании (с одобрения правительства соответствующего государства-участника).
     ДОЛГОЕ время, повторим, замысел не удавалось перевести в плоскость практической реализации, несмотря на переговоры и консультации греческих, болгарских и российских представителей. Сказывалось противодействие геополитических соперников России, исподволь вставлявших новому проекту палки в колеса. Как отмечают СМИ, «разновекторное влияние» оказывали стороны, которые в совершенно разной степени проявляли интерес к проекту, - США, Евросоюз и Турция (по оценке греческой газеты «Элефтеротипия», «на Вашингтоне лежит главная вина за почти 15-летнюю задержку строительства»). С подачи заокеанских экспертов выдвигались предложения разного рода альтернативных маршрутов, в том числе и по территории Балканского полуострова. Экономически нефтепровод Бургас – Александруполис был выгоден европейским компаниям, занятым переработкой «черного золота», и Евросоюзу в целом, но под давлением США верх над экономикой брала политика.
     Задержка происходила, в частности, потому, что некоторые западные круги активно лоббировали в болгарских политических кругах проект постройки нефтепровода из Бургаса через территорию Македонии в албанский порт Влера. Еще в 2004 году при участии американских компаний Болгария, Македония и Албания создали компанию, которая была готова прокладывать новый транзитный маршрут без участия России. Но здравый смысл все же подсказал Софии, что Москва не будет заниматься заполнением чужого нефтепровода, и его постигнет еще более печальная участь, чем украинскую «трубу» Одесса – Броды.
     Определенные трудности с достижением договоренности между Болгарией и Грецией проистекали, как представляется, также из-за того, что отношения между этими балканскими странами до сих пор в какой-то мере отягощает груз взаимных обид, накопленных в прошлом веке. Тогда эти государства не раз оказывались по разные стороны баррикад в военных конфликтах на европейском континенте. Но, к счастью, на этот раз политическое здравомыслие и экономическая заинтересованность побудили эти две страны Евросоюза забыть прежние обиды и приступить к реализации, совместно с Россией, взаимовыгодного крупного трубопроводного проекта.
     Наша справка. Общая протяженность трансбалканской трассы нефтепровода Бургас–Александруполис составляет по проекту около 300 километров. Количество перекачивающих станций – две-три. Возможный объем прокачки нефти: на 1-м этапе – 15 млн. тонн в год, на 2-м этапе – 24 млн. тонн, на 3-м этапе – 35 млн. тонн. Предполагается, что строительство нефтепровода и необходимой инфраструктуры будет осуществлено в течение 2008 – 2010 гг. Общая стоимость строительства оценивается примерно в 1 млрд. евро. В марте с.г. появились сообщения, что строительство ТБН может быть ускорено и завершено уже к середине 2009 г.
     В АФИНАХ справедливо считают достигнутое соглашение большим успехом национальной дипломатии. Греки всегда придавали важное значение строительству трансбалканского нефтепровода, который наряду с сетью транзитных газопроводов должен превратить современную Элладу в крупный энергетический узел Евросоюза. Министр развития Греции Димитрис Сиуфас, как сообщало агентство ИТАР-ТАСС, охарактеризовал в начале марта подготовленный к подписанию документ как историческое соглашение со значительными выгодами для всех: «как для Бургаса, так и для областей Эврос и Фракия (районы Греции. – И.Н.), а также для крупных рынков Средиземноморья и Европы».
     Не скрывает своего удовлетворения и болгарская сторона. Премьер-министр Болгарии Сергей Станишев подчеркнул на пресс-конференции в Афинах 15 марта, что трубопровод привлечет инвесторов как в Болгарию, так и в Грецию. Эти инвестиции, которые, как ожидается, составят несколько сот миллионов долларов (только прямые инвестиции в Болгарию будут примерно равны 400 млн.), позволят создать большое количество рабочих мест. Болгария будет получать также плату за транзит нефти - ежегодно от 35 до 50 млн. евро. Кроме того, ТБН, по словам премьер-министра, «имеет большое стратегическое значение: этот проект укрепит безопасность Болгарии и сыграет большую роль в развитии периферии страны».
     

     «Мы считаем, что надежный доступ к энергии является залогом устойчивого и динамичного развития нашей цивилизации. Обеспечить его возможно только за счет развития партнерства между всеми странами - как производителями, так и потребителями энергии, так и странами-транзитерами».
     Из выступления Президента РФ В. Путина на пресс-конференции в Афинах, 15 марта 2007 года.

     

     Наполнение нефтепровода возьмут на себя прежде всего российские компании, вынужденные пока использовать сильно перегруженные турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, через которые вывозится более 70 млн. тонн российской нефти и нефтепродуктов (почти треть всего экспорта), а также значительные объемы нефти из Казахстана. Проект предусматривает доставку «черного золота» на танкерах из Новороссийска в болгарский порт Бургас, затем по нефтепроводу оно будет поступать в греческий Александруполис на Эгейском море и далее на зарубежный рынок, прежде всего европейский.
     Наша справка. Российский участник проекта – ООО «Трубопроводный консорциум «Бургас–Александруполис» создан тремя крупными отечественными компаниями – «Транснефть», «Роснефть» и «Газпром нефть» (дочерняя структура «Газпрома»). Две последние структуры обладают собственным большим нефтедобывающим потенциалом. «Транснефть», которая назначена оператором проекта, будет определять объемы прокачки нефти.
     С экономической стороны трансбалканский сухопутный маршрут выгоднее танкерного через проливы. Подсчитано, что за год транспортировка 35 млн. тонн нефти через Босфор и Дарданеллы обходится ее владельцам в более чем 1 млрд. долларов, а стоимость доставки этого объема по трубопроводу обойдется в 450 млн. долл. Новый нефтепровод будет способствовать, кроме того, повышению экологической безопасности, на чем турецкая сторона в последние годы усиленно акцентировала внимание (возможно, имея умысел переориентровать каспийскую нефть на маршрут Баку – Джейхан).
     Наша справка. Турецкая сторона с каждым годом ужесточает условия судоходства через проливы Босфор и Дарданеллы. Существует запрет на движение танкеров в ночное время, введены жесткие ограничения из-за плохой погоды, не допускается одновременное нахождение в акватории проливов двух танкеров, лимитировано их водоизмещение. В греческом же Александруполисе будет возможно загружать крупные танкеры дедвейтом до 300 тыс. тонн, которые не может пропустить Босфор.
     РЕШЕНИЕ, принятое в Афинах, ставит под вопрос рациональность планов Турции о строительстве второго экспортного нефтепровода через свою территорию (помимо нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан). Известно, что Анкара планировала в интересах разгрузки своих проливов проложить при поддержке западных инвесторов трубопровод, соединяющий ее черноморский порт Самсун, ближайший к российскому порту Новороссийску, и средиземноморский Джейхан. Проектная протяженность трубопровода стоимостью до 2 млрд. долларов должна составить 554 километра, а мощность – 50 млн. тонн в год (с возможностью увеличения до 70 млн. тонн).
     Строительство этого нефтепровода, предназначенного для транспортировки нефти с каспийских месторождений России и Казахстана, намечалось завершить в 2009 году. В ноябре прошлого года итальянская нефтяная компания ЭНИ и турецкая группа «Джалик» подписали даже предварительное соглашение с крупнейшей в Индии нефтяной компанией «Индиан ойл корпорейшн лимитед» об ее участии в строительстве нефтепровода Самсун – Джейхан. Но нефти для него теперь, вероятно, и не найдется.
     В ближайшее время, судя по всему, не будет также реализована идея постройки нефтеперерабатывающего завода на территории Турции на российские средства. Летом прошлого года речь шла о предоставлении россиянам лицензии на строительство нового НПЗ стоимостью около 3 млрд. долларов на берегу Черного моря с годовой мощностью переработки 8-10 млн. тонн. Условия турецкой стороны, в том числе место площадки строительства, не удовлетворили, однако, российский бизнес.
     В начале марта стало известно о принятом компанией «ЛУКОЙЛ» решении прекратить переговоры о строительстве НПЗ в Турции. Вместо этого российская нефтяная компания планирует сконцентрировать свои усилия на расширении мощности принадлежащего ей нефтеперерабатывающего завода в болгарском городе Бургас. В настоящее время производственная мощность этого предприятия составляет 7,5 млн. тонн ежегодно. По словам президента «ЛУКОЙЛа» Вагита Алекперова, компания намерена увеличить мощность НПЗ до 10 млн. тонн (у компании имеется еще один НПЗ на юго-востоке Европы – в румынском городе Плоешти с объемом переработки 2,4 млн. тонн нефти в год).
     ПРОТИВ проекта Самсун – Джейхан и геополитический фактор. Для России было бы неосторожно в не такой уж и спокойной, как это кажется на первый взгляд, военно-политической обстановке (с учетом ее среднесрочных тенденций) попадать в транзитную зависимость от Турции. Этот же аргумент работает и против идеи прокладки трубопровода по территории европейской Турции (почти параллельно трубе Бургас – Александруполис) из Кыйикея в Ибрикхабу.
     Подписание соглашения в Афинах не должно вместе с тем порождать эйфории, по крайней мере до завершения строительства ТБН и заполнения «трубы». Дело в том, и это надо подчеркнуть, что компании-производители нефти пока не предоставили гарантий заполнения нового трубопровода. Некоторые эксперты связывают перспективы нового экспортного маршрута с расширением пропускной способности нефтепровода, принадлежащего «Каспийскому трубопроводному консорциуму» (от казахстанского Тенгиза до Новороссийска). Высказывается мнение, что Россия может согласиться на увеличение его мощности (с 31 до 67 млн. тонн) в обмен на согласие иностранных компаний направить эти дополнительные объемы «черного золота» в трансбалканский трубопровод. Но пока никаких договоренностей не достигнуто.
     В период пребывания российской делегации в Афинах, как предполагают эксперты, представители «Газпрома» могли вести переговоры с греческой стороной, чтобы убедить ее сделать ставку и на российский природный газ, поддержав проект по расширению трубопровода по дну Черного моря «Голубой поток» с продлением его из Турции на Балканы и далее в Италию.
     Реализация российского проекта Южно-европейского газопровода стала бы своего рода альтернативой планируемому уже несколько лет Евросоюзом газопроводу Nabucco протяженностью 4 тыс. километров и мощностью 30 млрд. кубометров газа в год (по замыслу участников проекта он должен войти в строй в 2011 году). Известно, что консорциум, в который вошли компании из Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии и Турции, планирует поставлять газ из Центральной Азии и Каспийского региона через Азербайджан, Грузию, Турцию в Болгарию и далее в Венгрию, Румынию и Австрию.
     Безусловно, что постройка новых магистральных нефте- и газопроводов в обход «проблемных стран», и тем самым дальнейшая диверсификация экспорта, дает России новые инструменты влияния на ситуацию на европейском континенте. При этом речь идет не об обретении некоего оружия энергетического шантажа Евросоюза, в чем Москву порой обвиняют западные политики и СМИ, а о новых инструментах поддержания международной энергетической безопасности на европейском континенте.
     В связи с этим оправданно будет еще раз процитировать представителя Евросоюза – премьер-министра Болгарии Сергея Станишева, указавшего в Афинах на то, что строительство нефтепровода Бургас – Александруполис – инфраструктурный проект не только регионального, но и европейского значения. По его мнению, с которым нельзя не согласиться, «в области энергетики надежность энергопоставок имеет особое значение, так как гарантирует экономическую стабильность и развитие. Нефтепровод будет проходить через территорию двух стран – членов Евросоюза, а это будет в значительной степени гарантировать стабильность этих поставок и включение нефтепровода в общую энергетическую стратегию Евросоюза».
     На снимке: Президент РФ В.В. Путин в Афинах перед началом совместной пресс-конференции с премьер-министром Греции Константиносом Караманлисом (в центре) и премьер-министром Болгарии Сергеем Станишевым.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex