на главную страницу

21 Марта 2007 года

Культура

Среда

АЛЕКСАНДР ЛАЗАРЕВ: ЖИЗНЬ В ЦЕЙТНОТЕ

Валерия МОРОЗОВА.



     Одна моя хорошая знакомая не представляет жизни без театральных премьер. Есть у нее и еще одно золотое правило: смотреть спектакль по-нескольку раз при различном составе актеров. Но один раз она ему изменила. Как оказалось, зря. Полтора года назад мы обсуждали с ней спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» в Ленкоме. Она страстно доказывала, что Александр Абдулов в роли Макмерфи – более чем потрясающий, и в другом составе смотреть спектакль она просто не сможет. На днях, сходив в Ленком, где Макмерфи играл Александр Лазарев-младший, я поняла: подруга все-таки ошибается. Я два дня ходила завороженной. Бунтарь, уголовник, хулиган, бабник, матерщинник по ролям Лазарев – тут совсем иной, нежели Абдулов, и не менее интересен.
     Заслуженный артист РФ, лауреат Государственной премии, премии «Хрустальная Турандот» и дважды - «Чайки», ведущий актер театра Ленком Александр Лазарев был введен на роль Макмерфи в спектакль по произведению Кена Кизи в апреле прошлого года. Теперь он великолепен в этом образе. Лазарев впервые познакомился с произведением в середине восьмидесятых: посмотрел на видео фильм Милоша Формана. Потом долго не мог отрешиться от увиденного. Это было одним из самых сильных его впечатлений от кино…
     Сыграть Макмерфи Александра уговорила жена, поначалу актер сомневался в своих возможностях, но потом понял, что такая роль – подарок судьбы. По накалу она сродни Гамлету. Кстати, Лазарева нисколько не тревожит, что Гамлета, о чем мечтают все артисты, он пока не сыграл. Ведь в двадцать пять лет он стал Клавдием. Сначала в этой постановке играли Янковский, Збруев, Абдулов. Они-то и решили передать свои роли очередному поколению артистов Ленкома. Гамлета сыграл Дмитрий Певцов, Лаэрта — Виктор Раков, а Александр Лазарев с Андреем Соколовым по очереди играли Клавдия. В итоге получилось, что Гамлет и Клавдий — ровесники. Может такое быть теоретически? Может. Это и по мысли было любопытно, и зрителей впечатляло. К сожалению, тот спектакль Глеба Панфилова шел недолго — года три с первым составом, и с молодыми — года полтора. А потом в театре случился памятный всем пожар, и восстанавливать очень дорогие костюмы было не на что. А вообще Александр Лазарев считает, что Гамлета можно в каком угодно возрасте сыграть. Мало того, сейчас, по мнению актера, Гамлета может сыграть кто угодно. Даже человек с улицы, были бы деньги. Как-то известный режиссер увидел приятельницу Лазарева, удивительно красивую молодую женщину, и поинтересовался: «А вы не хотели бы сыграть в кино главную роль?» Она удивилась: «Я же не актриса!» - «Ничего, сейчас это не главное». Такое ныне время.
     Лазарев-младший на сцену театра вышел давно. В двенадцатилетнем возрасте в роли Федора Лямина в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» Театра имени В. Маяковского, где трудились его родители - Светлана Немоляева и Александр Лазарев. Вскоре состоялся дебют подростка и в кино. В 1981 году он сыграл в телеспектакле Александра Орлова «Тайна Эдвина Друда», а год спустя – в детективном телесериале «Профессия – следователь».
     В 1984 году Александр поступил в Школу-студию МХАТ на курс Ивана Михайловича Тарханова. После первого курса его призвали на военную службу, которую Лазарев проходил при Центральном театре Советской Армии. В течение двух лет он работал монтировщиком, дворником и грузчиком. Однако никогда не считал это время потерянным. Служба научила его естественно и взвешенно относиться к людям и окружающим обстоятельствам. Очень обыденные человеческие понятия - долг, труд, верность - обрели для артиста конкретный смысл. На многое надо реагировать по-мужски. Мужчина должен уметь поднимать тяжести, он не должен гнушаться подмести двор или вырубить лед на тротуаре. И нельзя сваливать это на другого. И любой человек, даже с юности воспитанный на Бальмонте, Мандельштаме и Шекспире, ничего при этом не потеряет. В 1987 году Александр Лазарев вернулся в Школу-студию МХАТ и доучивался уже на курсе Александра Александровича Калягина.
     Во время учебы Александр изредка снимался в небольших ролях в кино. Пытаясь постоянно доказывать, убеждать, что способен всего добиваться сам, без помощи знаменитых родителей, Лазарев одно время даже менял в титрах фамилию. Так, в картине «Село Степанчиково и его обитатели» он снимался под псевдонимом Трубецкой.
     В 1990 году Александр окончил Школу-студию МХАТ, и в том же году был принят в труппу Ленкома. Александр сознательно не пошел в родной Театр им. В. Маяковского, где работали родители. Причина все та же: желание доказать свою состоятельность. К тому же не хотелось «подставлять» и огорчать родителей в случае неудач.
     Опасения насчет провала оказались напрасными. Именно театр принес Александру широкую известность. Уже после первых работ в спектаклях «Женитьба Фигаро» и «Королевские игры» актер стал необыкновенно популярен, в очередной раз опровергнув мнение о том, что на детях знаменитостей природа якобы отдыхает.
     Популярность была столь велика, что на спектакль «Королевские игры», где он блистал в паре с Амалией Мордвиновой, невозможно было попасть. За эту роль Александр был удостоен Государственной премии, премий «Хрустальная Турандот», имени Станиславского и премии «Московского комсомольца».
     Помимо вышеперечисленных работ Александр в сезоне 1990-1991 года сыграл небольшие роли в спектаклях «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось», «Поминальная молитва».
     Особенно популярен Александр Лазарев у женской аудитории. И это неудивительно – талант, помноженный на истинное обаяние, не мог не привлекать внимания. Одно время вокруг актера буквально кипели страсти, которые улеглись лишь после того, как Александр женился и убедил всех, что однолюб. Живет он с Алиной дружно и счастливо, воспитывая двух детей - дочку Полину и сына Сережу.
     В отличие от театра в кино у Александра Лазарева долгое время не было интересных работ. Сегодня остается только недоумевать, как актер с такими данными мог оставаться без дела. Сейчас Александр с улыбкой вспоминает, что ему говорили, будто мешают слишком уж правильные черты лица. Мягкой и интеллигентной была форма отказа: «Вы очень уж хорошо выглядите для этой картины».
     Отсутствие ролей всегда огорчает. Не был исключением и Александр. Поэтому понятна его радость, когда Александр Белинский предложил Лазареву главную роль в фильме «Провинциальный бенефис» - вместе с Галиной Вишневской, Владиславом Стржельчиком, Вячеславом Тихоновым, Светланой Немоляевой, Валентином Смирнитским и Леонидом Куравлевым. Актер был счастлив. Но затем вновь наступило длительное затишье, если не считать участия в фильме Вячеслава Криштофовича «Приятель покойника».
     Ситуация резко изменилась уже в новом веке. Появились многочисленные предложения - в первую очередь приглашения в сериалы. Изменился и сам актер. Талант Александра Лазарева развился и окреп, его роли стали более глубокими и интересными. Чего только стоит роль Гани Иволгина в сериале «Идиот» - экранизации бессмертного произведения Достоевского. К своим ролям Александр Лазарев всегда относится ответственно. Строго следуя режиссерским установкам, при необходимости с удовольствием импровизирует. Так, например, на съемках исторической картины Светланы Дружининой «Виват, Анна Иоанновна!» актер по собственной воле полуголым нырял в снег. Александр старается не замыкаться на каком-то одном образе — играет персонажей разных эпох, представителей разных слоев населения. Мы видели его как в образе безумного маньяка, так и человека чести, сознательно идущего на гибель.
     В фильме Юлия Гусмана «Парк советского периода» Александр Лазарев органично вжился в образ тележурналиста, а в детективе Вячеслава Криштофовича «Седьмое небо» сыграл миллионера. Артисту в равной степени даются и трагедия, и комедия. В последние годы Александр вообще пребывает в цейтноте. Совсем скоро на экраны выйдет новый фильм с участием Лазарева и Елены Яковлевой - «Жена».
     Такая наступила жизнь, что актеру нельзя расслабиться ни на минуту. И она Александру Лазареву ох как нравится.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex