на главную страницу

24 Марта 2007 года

Армия и общество

Суббота

ШЕФСКИЙ ФРОНТ

Беседовала Марина ЕЛИСЕЕВА, "Красная звезда".



В свои шестьдесят он моложав и подтянут, одет с иголочки и старомодно галантен. Надевая очки, кажется похожим на научного работника, а не на актера самого академического театра на свете.
  Народный артист России Валерий Бабятинский более чем за сорок лет творческой деятельности сыграл десятки ролей русского, советского и зарубежного классического репертуара. Обладая яркой индивидуальностью, он одинаково органичен во всех жанрах. А еще Валерий Константинович активно занимается общественной деятельностью. С октября прошлого года возглавляет совет по шефству работников культуры и искусства над личным составом Вооруженных Сил РФ и других силовых структур Российской Федерации Российского организационного комитета «Победа». Наш корреспондент встретился с Валерием Бабятинским в Малом театре

     после спектакля.
     - Валерий Константинович, почему вы, талантливый, востребованный актер, отдаете столько времени военно-шефской работе?
     - Любой человек обязан прежде всего своим корням. Чем старше становлюсь, тем отчетливее понимаю, какие замечательные у меня корни: отец был военным, танкистом. Он преподавал в Харьковском танковом училище, которое в первые месяцы войны было эвакуировано в Камышин, где я и родился. После войны отца перевели в Молдавию. Свое детство ассоциирую с землянками, в которых мы жили месяцами во время летних полевых учений. Мать всегда была рядом с отцом и старалась создать семейный уют в любых условиях. Учился я хорошо, окончил школу с медалью. Родители хотели, чтобы я выбрал профессию военного, но у меня было желание стать артистом. Если вспомнить послевоенные годы, кинематограф был единственным развлечением. Мы ходили смотреть фильмы по нескольку раз, не уставая восхищаться Черкасовым, Симоновым, Орловой. Я поступил в Москве в театральное училище им. Б.В. Щукина и по его окончании вот уже почти 50 лет тружусь в Малом театре. И хоть не стал военным, уважение к человеку в погонах впитал с молоком матери.
     - Расскажите, пожалуйста, о вашей шефской деятельности.
     - С первых шагов в искусстве считал своим долгом участвовать в шефских выступлениях перед воинскими коллективами. Многие годы возглавляю военно-шефскую комиссию в Малом театре, был членом координационного совета при Культурном центре Вооруженных Сил России, затем членом правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, руководил работой военно-шефского совета этой комиссии. А с недавнего времени возглавляю совет по шефству работников культуры и искусства над личным составом Вооруженных Сил и других силовых структур Российской Федерации Российского организационного комитета «Победа». В прошлом году был утвержден состав этого совета, надо сказать, очень высокого по статусу присутствующих в нем членов. Заместителями руководителя совета утверждены первый заместитель министра обороны генерал армии Александр Белоусов и заместитель министра культуры и массовых коммуникаций Андрей Бусыгин. В составе совета народная артистка СССР Татьяна Доронина, архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Недавно мы провели расширенное совещание по вопросам восстановления и расширения военно-шефского движения в стране, пригласили министра культуры, представителей московских театров и творческих коллективов. Все собравшиеся выразили единодушную поддержку идее расширения и углубления военно-шефского движения.
     - Валерий Константинович, хотя совет по шефству комитета «Победа» образован совсем недавно, тем не менее что конкретно уже сделано для военнослужащих?
     - Подчеркну, что основное направление деятельности совета – патриотическое воспитание военнослужащих срочной службы на системной основе. В прошлом году порядка 20 тысяч солдат бесплатно посетили столичные музеи и театры, в числе которых Большой театр, Малый театр, МХАТ им. М. Горького, драматические театры им. Гоголя, им. Маяковского, им. Ермоловой, «Современник», Центральный музей Вооруженных Сил, музей прикладного искусства, музей искусств народов Востока, цирк на проспекте Вернадского. Свыше 25 тысяч офицеров по бесплатным билетам побывали в театрах, музеях, цирке, Центральном Доме литераторов.
     Конечно, мы не забываем о том, что и в дальних гарнизонах с особенным нетерпением ждут мастеров культуры и популярных артистов. В рамках долгосрочной программы «Таежный гарнизон» были организованы поездки творческих бригад в части и подразделения дальней авиации, дислоцирующиеся в Сибири и на Дальнем Востоке, на центральный полигон Новой Земли. Выступления артистов были встречены на ура в военных городках.
     В большинстве театров издавна сложилась традиция дважды в год - на 23 февраля и 9 Мая - давать шефские спектакли для военнослужащих. В прошлом году спектакли, концерты и цирковые представления посетили около 10 тысяч военнослужащих Московского гарнизона, ветеранов войны и Вооруженных Сил, членов их семей. Они побывали в Государственном академическом Большом театре России, театре Ленком, Центральном театре кукол им. С. Образцова, Центральном Доме кино, Центральном театре Российской Армии, в театрах Оперетты, Сатиры, «Современник». А в этом году только во время февральских праздников более 6 тысяч военнослужащих смогли посетить московские театры.
     В предпраздничные дни были организованы концерты непосредственно и в воинских подразделениях, в частности в 12-м Главном управлении Минобороны, Военном институте радиоэлектроники космических войск, Военном институте Пограничных войск Российской Федерации.
     Однако я уверен, что необходимо проводить культурные мероприятия не от даты к дате, а систематически. Только при таком подходе мы можем говорить о полноценном воспитании личного состава.
     - А в регионах ведется военно-шефская работа?
     - Конечно. Еще в бытность существования Общественного совета по военно-шефской работе при правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей была создана устойчивая федеральная сеть региональных общественных советов в Санкт-Петербурге, Омске, Владивостоке, Красноярском, Хабаровском краях, Читинской, Астраханской, Владимирской, Мурманской, Калининградской, Нижегородской, Рязанской, Калужской областях. Можно привести и примеры конкретной помощи. Например, администрация Барнаула шефствует над атомной подводной лодкой «Барнаул» Тихоокеанского флота. Кроме того, в Республике Алтай организовано шефство над всеми пограничными заставами Акташского погранотряда. Хорошо ведется работа в Саратовской, Томской, Пермской, Иркутской областях.
     Важным аспектом предстоящей работы считаю создание региональной сети советов при главах местных администраций с двухсторонней информационной связью, обменом опытом и налаживанием взаимодействия при разработке федеральных проектов.
     - Какие задачи, на ваш взгляд, являются приоритетными в деятельности совета?
     - Консолидация военно-шефской деятельности. К примеру, творческая группа едет на гастроли и намерена дать шефские концерты предположим военнослужащим Министерства обороны. Почему бы не уточнить заранее, какие еще в регионе есть подразделения силовых ведомств, чтобы организовать выступления и перед ними. Более того, в перспективе вижу налаживание культурных связей по оказанию шефской помощи и со стороны заграничных творческих коллективов.
     - А какие проблемы требуют скорейшего решения?
     - Одна из трудноразрешимых - финансирование. Проблема действительно очень серьезная. Ведь нет ни нормативов, ни средств на ведение военно-шефской работы в сфере культуры. Да, наши выступления бесплатны для зрителей. Однако артистов надо привезти, разместить, накормить, выделить суточные. Следует подвести легитимную материальную базу под эту деятельность. Мы активно проводим консультации, встречи, обсуждая предложения в правительство по этому поводу.
     - Каковы планы совета на ближайшую перспективу?
     - Нынешнее время, с новыми экономическими условиями, диктует необходимость использования новых принципов в военно-шефской работе. Готовых рецептов никто не дает. Поэтому мы находимся в стадии поиска новых форм ведения работы, в том числе и с применением современных технологий, видео- и аудионосителей. Перспективным считаем вовлечение в военно-шефскую работу мощного потенциала творческих учебных заведений. И первой ласточкой здесь стал Московский государственный университет культуры и искусств с его разножанровыми факультетами, исполнителями-сверстниками, легкими на подъем, коммуникабельными и хорошо понятными своему поколению.
     Кроме того, в наших планах, так сказать, завершение «Московского эксперимента», включающего 3 этапа. Первый - посещение личным составом учреждений культуры в Москве, как финансово наименее затратный. Этот этап дал блестящие результаты и существенно оживил увядающую благотворительность. Второй - вынесение встреч с воинами в Московскую область. И, наконец, третий - выезды в дальние гарнизоны концертных бригад или отдельных исполнителей. Это сложный и непросто решаемый этап, связанный с финансированием и другими проблемами.
     Как я уже говорил, основной упор нашей деятельности мы делаем на культурное воспитание военнослужащих срочной службы. Но в будущем планируем распространение военно-шефского обслуживания и на офицерский корпус. Эта помощь чрезвычайно актуальна при нынешних ценах на билеты и скромных офицерских окладах. Кстати, Малый театр первым откликнулся на этот призыв и уже несколько лет, помимо целевых спектаклей по вторникам, средам и четвергам, обслуживает офицеров с семьями.
     - Предусматриваются ли стимулы для активистов военно-шефского движения?
     - Действительно, творческие коллективы относятся по-разному к благотворительной деятельности. Порой решающим фактором служит отношение руководителя учреждения. Например, в преддверии 60-летия Победы Большой театр выделил для военнослужащих 2.500 мест, Малый театр - 1.500, а другой столичный театр лишь 12 мест! Поэтому необходимо воссоздание системы поощрений активистов военно-шефского движения. Нам следует поднимать престижность работы. Это и создание значка «Активист военно-шефской работы», и использование внутриведомственных знаков и наград, и инициирование почетных званий, и изыскание средств для материального премирования, и разработка системы льгот для отличившихся учреждений культуры, и многое другое, призванное подтвердить актуальность и востребованность этого рода деятельности.
     - А кого вы можете отметить из числа энтузиастов «культурно-шефского фронта»?
     - Прежде всего хочу искренне поблагодарить ответственного секретаря совета - заслуженного работника культуры Галину Карасеву, отдающую всю душу нашей работе. Не побоюсь сказать, что в том числе и благодаря этой замечательной женщине в Вооруженных Силах сохранилась военно-шефская работа. Но есть и много других энтузиастов нашего движения, которых в короткой статье просто невозможно перечислить, а обижать их, назвав лишь некоторых, не годится.
     - Понятно… Работа, как видим, кипит, так что хочется пожелать совету успехов в достижении поставленных целей.
     - Спасибо! Как известно, если посеешь добро, то из него или ничего не вырастет, или если вырастет, то только добро. Если же посеешь зло, то из него добро никогда не вырастет. Мы все хотим жить в нравственно здоровом обществе. А для этого каждый должен по возможности внести свою лепту в духовное возрождение нашей страны, а значит, и ее Вооруженных Сил.
     На снимке: Во время заседания совета по военно-шефской работе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex