на главную страницу

24 Марта 2007 года

История Отечества

Суббота

Мы воевали на эстонских танках

Полковник в отставке Петр КИРИЧЕНКО,
председатель Совета московских ветеранов 1-го ТИКК.



     Я не знаю, кому и для чего хочется вбить клин между народами России и Эстонии. Любому непредвзятому человеку ясно, что ни эстонцам, ни россиянам это пользы не принесет, тогда как обоюдный вред легко прогнозируется.
     Тем не менее с настойчивостью, достойной лучшего применения, современное руководство Эстонии делает очень многое для осложнения этих отношений. В неокрепшие умы молодого поколения эстонцев все настойчивее вдалбливаются идеи о том, что истинными патриотами Эстонии являются те, кто в годы Второй мировой войны играл роль фашистских пособников. Всесторонняя поддержка и героизация этих людей политическим руководством республики подается как выражение единодушной воли большинства эстонского народа. С другой стороны, искажается историческая роль армии, изгнавшей из страны фашистских оккупантов. Воинов этой армии, как павших, так и ныне живущих, объявляют оккупантами, а их сторонников – антипатриотами. Дело доходит до осквернения и демонтажа могил воинов-антифашистов.
     Я глубоко уверен, что это не имеет ничего общего с истинными чувствами и убеждениями большинства эстонского народа. В этом меня убеждает опыт участия в боях на землях Прибалтики во время Великой Отечественной войны.
     Да, в годы войны действительно были эстонцы, активно поддержавшие фашистский режим, выступавшие с оружием в руках на стороне гитлеровцев.
     Но отождествлять с ними весь народ было бы нелепо. Как живой свидетель, я утверждаю, что в годы войны эстонский народ был для нас не противником, а союзником. В подтверждение этого я мог бы назвать немало имен воинов-эстонцев, от рядового до генерала, самоотверженно сражавшихся вместе с нами против фашистских захватчиков. Например, 8-м стрелковым корпусом, освобождавшим Таллин от немецкой оккупации и получивший за это наименование «Таллинский», командовал эстонец генерал-лейтенант Л. А. Пэри. Но самым убедительным доказательством того, что эстонцы относились к нам не как к врагам-оккупантам, а как к друзьям-освободителям, стало для меня другое яркое событие.
     В марте 1945 года 1-й танковый Инстербургский Краснознаменный корпус, входивший в состав Земландской оперативной группы войск 3-го Белорусского фронта, готовился к штурму Кенигсберга. Для участия в этом штурме командир корпуса выделил одну танковую бригаду. Это была 159-я танковая Полоцкая четырежды орденоносная бригада, в которой мне тогда довелось воевать. В предыдущих тяжелых боях по прорыву мощной и глубоко эшелонированной обороны противника на Инстербургском направлении бригада понесла ощутимые потери. Для решения новых задач по штурму города-крепости Кенигсберг нужны были свежие силы.
     И вот мы узнаем, что для нашей бригады на станцию Тапиау прибыл эшелон. На платформах мы увидели тридцать семь новеньких танков Т-34-85. Оказалось, что это танковая колонна, приобретенная эстонскими гражданами за собственные средства и подаренная 1-му танковому корпусу.
     Особенно символично, что эстонцы назвали свою танковую колонну «Лембиту» - по имени легендарного героя эстонского народа. Историческая личность XIII века, князь одного из племен, Лембиту сыграл в истории эстонского народа примерно такую же роль, как в истории русского народа князь Александр Невский. В 1211 году (за три десятка лет до Ледового побоища) князь Лембиту возглавил борьбу своего маленького, но свободолюбивого народа против крестоносцев. В 1217 году он заключил союз с Новгородом. Поэтому личность Лембиту символизировала не только историю борьбы эстонцев против тевтонских рыцарей, но и исторические корни дружбы эстонского и русского народов.
     Вполне очевидно, что такого подарка эстонцы не стали бы делать врагам-оккупантам. Во всяком случае о подобном подарке эстонцев для частей вермахта мне неизвестно.
     Торжественное вручение танков экипажам состоялось на митинге 15 марта. Выступившие на нем командир танкового батальона майор Свинцов, командир штурмовой роты капитан Котля, механик-водитель сержант Рукавицин и другие воины просили командование передать благодарность эстонским труженикам и заверить их, что народные деньги не пропадут даром, что имя «Лембиту», начертанное на броне вверенных им машин, наши танкисты пронесут через все вражеские валы и заграждения к центру восточно-прусской столицы. Свое обещание эстонским друзьям мы выполнили.
     Память о дружеской помощи, оказанной нам в тяжелую минуту эстонским народом, для нас, ветеранов Великой Отечественной войны, священна.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex