на главную страницу

28 Марта 2007 года

Оружие будущего

Среда

Атакой на гиперзвуке

Владимир СИДОРОВ.



США намерены, как сообщает научный журнал New Scientist, разработать новую систему гиперзвукового оружия. По замыслу создателей, размещенная на территории США система будет способна в течение довольно ограниченного времени поразить цель, в какой бы точке земного шара она ни находилась. Агентство по передовым научным исследовательским проектам при Пентагоне уже выделило 10 компаниям гранты на ведение работ в этой области. Журнал также подчеркивает, что боевые системы, действующие на гиперзвуковых скоростях, следует отнести к наиболее перспективным видам оружия будущего, применение которых может существенно изменить характер вооруженной борьбы.

     
Как можно дальше, как можно быстрее


     Господство в воздухе, глобальная досягаемость и высокая точность поражения. Стремясь как можно ближе приблизиться к безусловному решению этих концептуальных задач ведения боевых действий, не только США, но и ряд других стран взяли курс на создание гиперзвукового оружия. Как считается, именно гиперзвуковые летательные аппараты, чья скорость в 5 и более раз больше скорости звука, откроют новые возможности для достижения этих целей. Они могут достигать любой точки на поверхности земли в пределах нескольких десятков минут, что обеспечит более быстрое реагирование на кризисные ситуации. По мнению представителей Пентагона, именно большое подлетное время крылатой ракеты «Томагавк», максимальная скорость которой не пре
вышает 900 км/ч, спасло 20 августа 1988 года У0саму бен Ладена. В тот день по лагерю террористов «Аль-Каиды» в Афганистане, в котором находился бен Ладен, из района Аравийского моря было выпущено несколько «Томагавков». Однако когда они, пролетев 1.760 км примерно за два часа, достигли лагеря террористов, бен Ладена там уже примерно час как не было. «Мы знаем, как ударить точно и быстро, - заявил тогда заместитель командующего стратегическим командованием США генерал-лейтенант Роберт Келер. - И мы знаем, как нанести удар по удаленному объекту… Наша цель - получить возможность ударить по любой точке земного шара менее чем за 60 минут. И для этого нужно соответствующее оружие».
     Еще одно преимущество гиперзвуковых боевых средств заключается в том, что их применение позволяет обходиться без баз, расположенных на чужих территориях. А эта проблема особенно важна для США, которые при проведении силовой политики по установлению и поддержанию своего мирового господства постоянно испытывают необходимость обращаться к другим странам с просьбой разрешить использование их аэродромов и баз для размещения американских боевых средств. И нередко сталкиваются с определенными трудностями в этом вопросе. Вспомним хотя бы отказ Турции предоставить Пентагону свои военные базы для американских войск при их подготовке к вторжению в Ирак в 2003 году.
     Гиперзвуковые крылатые ракеты позволят также поражать стратегические и сверхзащищенные цели с помощью обычных зарядов, используя огромную кинетическую энергию. Тем самым можно будет снизить эффект, сопутствующий ядерному взрыву, - массовое поражение населения. Кроме того, считается, что такие боевые системы будут иметь очень высокий уровень живучести при нанесении ударов, несмотря на любые технологические достижения вероятного противника в разработке средств защиты от них. Именно этот фактор ведет к тому, что гиперзвуковые ракеты преодолевают «высотобоязнь» и устремляются ввысь на высоты полета в 10—30 км.
     Наконец, гиперзвуковые летательные аппараты открывают обычному оружию дорогу в космос. Во всяком случае, так считают американские военные специалисты, которые подчеркивают, что в соответствии с международными соглашениями запрещается создание систем ядерного оружия космического базирования, но никак не ограничивается размещение там обычного оружия.
     Однако, чтобы гиперзвуковые боевые системы стали реальностью, их разработчикам необходимо решить ряд серьезных технических проблем. Так, корпус гиперзвукового самолета, летящего со скоростью
     25. 000 км/ч, что примерно в 20 раз превышает скорость звука, на высоте до 45 км подвергается воздействию давления, превышающего в 25 раз аналогичный параметр для «шаттлов», а температура достигает 3 тыс. градусов. А это значит, что он должен быть изготовлен из очень жаростойких материалов. Полет над земной атмосферой мог бы решить эту проблему, но он тут же порождает новую: реактивному двигателю необходим кислород для сжигания горючего. Поэтому для производства таких летательных аппаратов требуются новые технологии. Например, для получения высокоэнергетических видов топлива, создания высокоскоростных двигателей многоразового использования, материалов, выдерживающих высокие температуры, а также систем охлаждения и управления полетом. Необходимо также изучение проблем аэродинамики, в том числе взаимного влияния на траекторию полета управляющих поверхностей планера и режимов работы двигательной установки.
     Работы по созданию гиперзвукового оружия ведутся уже не одно десятилетие. Однако в последнее время они значительно активизировались. При этом ближайшей своей целью разработчики ставят создание экспериментальных образцов гиперзвуковых летательных аппаратов и их силовых установок. Затем на их базе в течение 5 -10 лет планируется разработка управляемых ракет различных классов большой дальности, а в дальнейшем и перспективных пилотируемых систем. В качестве примера этой работы можно привести американский исследовательский аппарат Х-43А, который в мае 2004 года в одном из полетов разогнался до скорости в 9,8 Мах. Комментируя этот полет, менеджер программы X-43A Том Харш, отмечается на сайте compulenta.ru, подчеркнул: «Нам предстоит решить еще очень много проблем, особенно в области проектирования высокоэффективного двигателя, способного устойчиво работать в гиперзвуковом режиме. Однако в ходе создания X-43A нам удалось получить необходимый опыт и понять, какие технологии необходимо применить для того, чтобы сделать гиперзвуковой полет практически выполнимым».
     
На что нацелен «Cокол»

     На сегодня, как отмечают средства массовой информации, Пентагон и Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (HАСА) осуществляют финансирование сразу нескольких программ по созданию гиперзвуковых летательных аппаратов. Так, несколько лет назад агентство пеpспективных обоpонных pазpаботок министеpства обоpоны США объявило о начале pеализации пpоекта Falcon («Сокол»). В его pамках идет pазpаботка гипеpзвукового бомбаpдиpовщика, способного осуществлять немедленную и разноплановую поддержку войскам США в любой точке земного шара. Согласно техническому заданию он должен обладать скоростью полета свыше 10—20 Мах (один Мах равен скорости звука) и глобальной дальностью полета, нести бомбовую нагрузку до 5,5 тонны. Уже на сентябрь 2007 года, сообщается на сайте washprofile.org, запланирован первый полет бомбардировщика, в ходе которого ему предстоит развить скорость 19 Мах. При этом он будет выходить за пределы земной атмосферы и входить в нее в диапазоне высот около 30—50 км. Вторые летные испытания планируется провести в 2008—2009 годах. Скорость полета бомбардировщика, который получит повышенную управляемость и будет иметь более совершенную конструкцию, должна составить 22 Мах. Третий, завершающий полет запланирован на 2009 год. В ходе него на скорости в 10 Мах будут протестированы свойства защитных покрытий, допускающих многократное использование гиперзвукового бомбардировщика.
     Как предполагается, самолет будет иметь прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) со сверхзвуковой камерой сгорания прямоугольного сечения. После вывода бомбардировщика на высоту около 40 км двигатель отключится, после чего самолет продолжит полет по баллистической траектории с апогеем около 60 км, а затем войдет в плотные слои атмосферы. Когда он снизится до 35 км, двигатель включится вновь, и цикл повторится. Благодаря такому режиму полета удастся, как считается, существенно повысить полезную нагрузку бомбардировщика за счет меньшей потребности в топливе и экономии на термозащите. И хотя при этом самолет будет нетяжело обнаружить, сложное маневрирование, высота и скорость делают его перехват трудноразрешимой задачей.
     Что касается полезной нагрузки такого бомбардировщика, то, как планируется, он сможет нести самые pазные типы вооpужения - от кpылатых pакет, также рассчитанных на гиперзвуковые полеты, до новейшей системы доставки боевых заpядов, так называемых CAV (Common Aero Vehicle - бездвигательных беспилотных летательных аппаратов). Эти своего рода гиперзвуковые суборбитальные планеры предназначаются для доставки полезной нагрузки массой до 500 кг на расстояние около 5 тыс. км с точностью поpажения цели до тpех метpов. По сути CAV можно отнести к новым типам упpавляемых планиpующих бомб. Причем заряд не обязателен, ибо при таких скоростях падения даже простой титановый стержень способен пробить скальный грунт толщиной более двух метров, а ударная волна от столкновения с землей будет иметь огромную разрушительную силу. Кстати, такими стержнями, отмечает британская «Гардиан», планируется начинить боеголовки ракет UGM-133A Trident II (D5), составляющих сегодня основу ядерных сил США. Дело в том, что боеголовка этой ракеты на конечном участке траектории падает на цель со скоростью около 24 тыс. км/ч. При такой скорости стержень будет, по расчетам, в 3 тысячи раз превышать мощность бронебойной пули пулемета калибра 12,7 мм. При подрыве одной боеголовки, начиненной такой «баллистической шрапнелью», на высоте 200 метров радиус сплошного поражения составит более 1 кв. км.
     Ввод в строй гиперзвукового бомбардировщика ожидается не ранее 2025 года. Однако до этого времени на вооружение могут быть приняты SLV (Small Launch Vehicle - малое средство выведения), также разрабатываемые по программе Falcon. Они будут использоваться в качестве средства вывода CAV на высоту свыше 50 км и разгона до гиперзвуковых скоростей, а также как оперативное средство выведения полезной нагрузки массой до 550 кг. С некоторой натяжкой SLV пpедставляет собой pакету, котоpую можно использовать не только в военных целях, но и для запуска небольших спутников.
     В мае 1997 года BMC США приступили к реализации программы MENS (Mission Element Need Statement), предусматривающей создание гиперзвуковой (скорость до 8 Мах) ракеты «Фастхок». Она предназначена для поражения как высокомобильных, так и защищенных стационарных наземных объектов. Ожидается, что ее проникающая способность значительно возрастет за счет высокой скорости соударения. Предполагается, что новая ракета, которая будет оснащена некpиогенным ПВРД со сверхзвуковым горением, поступит на вооружение в ближайшие пять лет. Летом 1998 года агентство по передовым научным исследовательским проектам при Пентагоне заключило с фирмой «Боинг» контракт на проведение HИОКР по созданию еще одной гиперзвуковой управляемой ракеты, получившей наименование LoFLYTE (Low Observable Flight Test Experiment). В соответствии с техническим заданием она должна иметь максимальную дальность полета 750 – 1.000 км, скорость, соответствующую числу 10 Мах, оснащаться комбинированной системой наведения (инерциальной навигационной с коррекцией по данным КРHС NAVSTAR и автономной головкой самонаведения) и боевой частью массой 110 - 115 кг. Поступление этих ракет на вооружение, по оценке американских экспертов, ожидается к 2010 году.
     «Глобальным ударным оружием», по планам Пентагона, должна стать и гиперзвуковая крылатая ракета Х-51 «Уэйврайдер». Изготовленная из никелевого сплава со срезанной под углом носовой частью, воздухозаборником в нижней части корпуса и небольшим хвостовым оперением крылатая ракета внешне напоминает космический корабль, предназначенный для межпланетных полетов. Ракета, испытания которой запланированы на 2008 год, сможет развивать скорость до 6 тыс. км в час. Дальность полета Х-51 составит примерно 1.200 км, однако при условии доставки ракеты самолетами или подводными лодками зона ее применения будет практически неограниченной.
     Ведутся в США работы и по созданию гиперзвукового оружия, применяемого на тактическом уровне. Как сообщалось, корпорация Lockheed Martin совместно с ВВС США успешно завершила испытания усовершенствованного прототипа кинетической противотанковой ракеты CKEM (Compact Kinetic Energy Missile). Последние летные испытания прошли на базе ВВС Эглин в штате Флорида. В их ходе эта ракета длиной менее 1,5 м и массой около 45 кг успешно уничтожила на дистанции 3.400 м танк Т-72, оснащенный усовершенствованной динамической защитой. Продолжительность полета ракеты составила единицы секунд. Цель была поражена за счет энергии механического соударения.
     По мнению экспертов, кинетические ракеты обладают двумя основными преимуществами перед другими современными противотанковыми средствами: простотой развертывания и чрезвычайно высокой поражающей способностью. Современные средства динамической защиты, предназначенные для борьбы с кумулятивными боеприпасами, против гиперзвуковых ракет оказываются бессильными. Не способны противостоять кинетическим ракетам и существующие системы активной защиты бронетехники. Предполагается, что ракеты СКЕМ, скорость полета которых на маршевом участке траектории превышает 6 Мах, диапазон дальностей – от 400 до 8.000 м, двигатель– твердотопливный, поступят на вооружение подразделений пехотных бригад армии США, а также бригад с боевыми машинами «Страйкер».
     
В погоне за лидерами

     В других странах успехи в этой области не столь значительны. Например, уже не один год британская компания Qinetiq разрабатывает проект гиперзвуковой ракеты с прямоточным воздушно-реактивным двигателем HyShot в интересах министерства обороны Великобритании. Однако только в прошлом году удалось наконец провести его успешные испытания. Ракета Terrier-Orion, стартовавшая с австралийского полигона Вумера, доставила прямоточный воздушно-реактивный двигатель на высоту 314 км. Программа эксперимента предусматривала кратковременное включение воздушно-реактивного двигателя на нисходящем участке траектории. В результате планировалось разогнать двигатель до скорости 8 Мах. Полет прошел по заданной программе, аппарат приземлился в 400 км от места старта. Если и последующие испытания пройдут успешно, этот двигатель, как заявляют в британском министерстве обороны, станет основой для создания в Великобритании гиперзвуковых летательных аппаратов, которые будут использоваться для запуска мини- и микроразмерных спутников на околоземные орбиты, а также для ведения оперативной глобальной разведки.
     В Германии усилия сосредоточены на исследовании возможности создания гиперзвуковых ракет для ПВО ближнего действия. HИОКР, как подчеркивается на сайте worldweapon.ru, начались в конце прошлого века в соответствии с программой создания высокоскоростных ракет HFК (Hochgeschwmdigkeits flugkorper). В рамках этого проекта в настоящее время фирмы IABG, BGT и DASA ведут разработку гиперзвукового двигателя и систем управления такими ракетами. Свой пеpвый полет pакета HFK-L1 успешно совершила в 1995 году над территорией полигона, расположенного возле города Мелдоpф на побережье Северного моря. Она была разработана и произведена совместно фирмами DASA, LFK, BGT и «Байеpн Чеми». Во время испытаний ракета, оснащенная мощным ракетным двигателем фирмы «Байеpн Чеми», за 0,8 сек. достигла скорости пpимеpно в 5,3 Мах. После 1,5 сек. полета управляемая ракета была уничтожена самоликвидатором.
     В 2004 году на салоне «ILA-2004» в Берлине концерн ЕАДС впервые представил свою новую гиперзвуковую управляемую ракету. Эта ракета во время низковысотного испытательного полета в октябре 2003 года достигла скорости, превышающей 7 Мах. Такого результата конструкторам удалось достичь за счет оптимального соотношения тяговых и весовых характеристик ракеты.
     Ракета массой 130 кг оснащена двигателем конусообразной формы. Управление на траектории полета обеспечивается хвостовыми стабилизаторами решетчатой формы. В то же время для диапазона сверхвысоких скоростей могут применяться плоские стабилизаторы.
     Во Франции успехи в разработке гиперзвуковых летательных аппаратов связаны с компанией «Аэpоспасьяль». Ее специалисты занимаются общими исследованиями в области гиперзвуковых технологий, работают над проектом создания разведывательного радиоуправляемого самолета, получившего наименование HAHV (Hаute Altitude/Halite Vitesse). Hа основании проведенных исследований французские специалисты сделали вывод о том, что к 2020 году главные проблемы, возникающие при разработке технологии гиперзвуковых летательных аппаратов, будут решены. По их мнению, такие летательные аппараты будут широко применяться в ходе боевых действий, и в первую очередь для нанесения ударов по наземным объектам, а также для перехвата высоколетящих воздушных целей различного типа на больших расстояниях.
     Как отмечается в западной печати, Североатлантический альянс в свою очередь намерен при условии обеспечения необходимого уровня финансирования разработать к 2020 году гиперзвуковые управляемые ракеты HАВМ (Hypervelocity Air Breathing Missiles), предназначенные для решения задач ПВО и поражения укрепленных (заглубленных) объектов противника. Предполагается, что ракета HАВМ будет оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем со сверхзвуковой камерой сгорания, работающим на жидком углеводородном топливе (авиационный керосин). Она сможет достичь скорости полета 8 Мах. Успешная разработка и внедрение таких управляемых ракет обеспечат вооруженным силам стран HАТО превосходство в воздухе, а также существенно повысят их боевые возможности.
     В то же время натовские эксперты признают, что США и западные страны отстают в данной области от России, а также Китая и Индии. Кстати, на днях средства массовой информации распространили сообщение, что совместное российско-индийское предприятие «БраМос» занимается разработкой гиперзвуковой ракеты. Ее создание, по мнению специалистов, займет около пяти лет. Гиперзвуковая крылатая ракета должна иметь скорость свыше пяти тысяч километров в час. Новое изделие от «БраМос» поступит на вооружение подводных лодок и надводных кораблей, береговых ракетных батарей и боевых самолетов.
     
Наш асимметричный ответ

     Что касается нашей страны, то она приступила к созданию сверхскоростных ракет еще в годы «холодной войны», когда готовилась преодолевать в случае необходимости мощную многоэшелонированную систему ПВО Североатлантического альянса. В НАТО же, в том числе и США - лидере этого блока, тогда посчитали их создание слишком дорогим и не перспективным делом и ограничились дозвуковыми боевыми системами. Впервые широкой общественности достижения отечественного оборонно-промышленного комплекса по созданию гиперзвуковых машин были продемонстрированы в 1997 году на Международном авиационно-космическом салоне в подмосковном Жуковском. На нем Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» выставило свое изделие - гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат Х-90. В НАТО его назвали AS-19 «Коала».
     Эта гиперзвуковая крылатая ракета создавалась для замены стратегической крылатой ракеты Х-55. Дальность ее полета – 3.000 км. После сброса Х-90 с носителя раскрывались треугольное складное крыло и вертикальное оперение и запускался твердотопливный двигатель, размещенный в камере сгорания гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Он разгонял ракету до сверхзвуковой скорости. Затем в действие вступал маршевый двигатель, обеспечивающий крейсерский гиперзвуковой полет на скорости 4-5 Мах. Ракета имела две боеголовки с индивидуальным наведением, способные поразить цели на удалении 100 км от точки разделения. Носителем Х-90 мог стать удлиненный вариант стратегического бомбардировщика Ту-160М. Однако по чьей-то воле ракета была включена в перечень систем оружия, подпадающих под действие договора СНВ-2. Проект, фактически приближавшийся к фазе государственных испытаний, официально прекратил свое существование в 1992 году.
     Однако с недавних пор о российском гиперзвуковом оружии заговорили вновь. Это произошло после того, как в ходе учений «Безопасность-2004» Президент России Владимир Путин заявил, что «в недалеком будущем на вооружение ракетных войск будут поставлены новейшие технические комплексы, которые в состоянии поражать цели на межконтинентальной глубине с гиперзвуковой скоростью и высокой точностью, с возможностью глубокого маневра как по высоте, так и по курсу». Несколько позже начальник Генштаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Юрий Балуевский подтвердил, что в России разработана и во время этих учений прошла испытания боеголовка ракеты, практически не уязвимая для ныне существующих систем противоракетной обороны. Она способна маневрировать — полет проходит по «неклассической схеме» — по баллистической траектории с гиперзвуковой скоростью. Именно это и позволяет ей преодолевать любые перспективные системы противоракетной обороны.
     А в связи с планами США разместить в Польше и Чехии объекты системы ПРО командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Николай Соловцов отметил, что в нашей стране в скором времени будет создано ракетное оружие с изменяемым вектором движения на гиперзвуке. При этом он подчеркнул, что создание таких ракет будет вестись независимо от развития событий, связанных с возможным размещением объектов американской системы ПРО в странах Восточной Европы. «Россия сегодня готова к любому развитию сценария: будут развертываться системы ПРО в Европе или не будут, мы все равно должны думать о своей безопасности, и мы о ней думаем», — заверил командующий.

     На снимках: Так Ту-160 мог бы запускать ракету будущего.
Гиперзвуковой Х-43В.
Прототип управляемой гиперзвуковой ракеты фирмы «Боинг» по проекту ARKDM.
Х-43А
Российский летательный аппарат Х-90.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex