на главную страницу

28 Марта 2007 года

Наша жизнь

Среда

«Не надо было выходить за военного...»

Елена КОЛОСЕНЦЕВА, «Красная звезда».



Эти горькие слова услышала в свой адрес вдова военнослужащего от работника отдела социальной защиты, куда ее привел обычный для жены офицера вопрос: входит ли в трудовой стаж то время, в течение которого она не могла найти работу по специальности на новом месте службы мужа?


     Людмила Олейникова, получившая столь бесцеремонный ответ от социального работника, не единственная женщина, которую беспокоит эта проблема. В редакцию «Красной звезды» приходит немало писем от возмущенных своим правовым положением жен военнослужащих. Одни из них вместе с мужьями прошли «горячие точки», другие жили в небольших приморских гарнизонах, дожидаясь мужей из дальних плаваний. Часто в таких условиях нельзя было устроиться на работу. А когда пришло время супруге военного получать пенсию, оказалось, что время вынужденной безработицы в общий трудовой стаж не входит.
     «Я получаю пенсию по случаю потери кормильца в размере 2.564 рублей. Можно ли прожить месяц на такую сумму? Правда, правительство Москвы мне немного компенсирует расходы за коммунальные услуги, на которые приходится тратить около двух тысяч. А на что жить? Вот я и работаю в 72 года, получая 1.001 рубль, - и это все же подмога. Я ни одного дня не была на чистой пенсии, подрабатываю в меру сил. А их все меньше», – пишет Людмила Анатольевна.
     Сейчас Олейникова работает домашним репетитором, занимается с больными детьми. Муж, офицер запаса, прослуживший 28 лет в армии, скончался в 1994 году, и женщина осталась одна.
     «Мой муж не случайно стал военным, - рассказывает далее в письме Людмила Анатольевна. - В 1941 году в Воронежской области его отца, партизана, немцы казнили на глазах жителей всей деревни, а потом повесили. Труп висел месяц, похоронили только тогда, когда вернулись наши войска. И 11-летний подросток твердо решил стать военным. Да и меня война не обошла стороной. Когда она началась, мы с мамой из Донбасса переехали к бабушке и дедушке в Воронежскую область на станцию Евдаково. Но и туда пришли фашисты. В то время на Дону проходила передовая линия фронта - фашисты нас всех выгнали из дома, сами в нем поселились, а в коридор загнали лошадей. Нам пришлось поселиться в погребе на улице. Как мы выжили, один Бог знает. У меня не было настоящего детства, а теперь на старости нет человеческой жизни».
     Далее офицерская вдова вспоминает: раньше в общий трудовой стаж жен входило все время проживания с супругом-военным в гарнизонах. О том же говорит и действующий федеральный закон «О статусе военнослужащих». Согласно ему, «супругам военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитывается весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года - в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными...». Однако период жизни в браке с военнослужащим не вошел в перечень периодов, зачисляемых в общий трудовой стаж согласно федеральному закону «О трудовых пенсиях РФ». Такое несоответствие в двух федеральных законах не прошло незамеченным. Четыре года назад Президент РФ поручил правительству устранить противоречия в законодательстве, однако все осталось неизменным. Затем президенту была направлена докладная записка от заинтересованных в решении проблемы ведомств – Министерства иностранных дел, Минобороны и Службы внешней разведки. Речь о фактическом ограничении права отдельных категорий российских граждан на получение пенсий. А на июньском совещании прошлого года Президента России с членами правительства глава Минздравсоцразвития РФ Михаил Зурабов заметил, что законопроект по изменению исчислений пенсий женам военнослужащих все-таки поступит на обсуждение в Государственную Думу осенью 2006. В предложенном в октябре проекте закона «О трудовых пенсиях» появился новый пункт перечня периодов, входящих в трудовой стаж, – период проживания с супругом-военнослужащим. К обсуждению законопроекта в Государственной Думе собираются приступить в марте 2007 года, и, разумеется, «Красная звезда» будет следить за судьбой этого законопроекта.
     По данным Министерства обороны, общая численность неработающих супругов (с разными периодами времени) военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации и в бывших Вооруженных Силах СССР составляет свыше 200.000 человек. Всем им, если законопроект вступит в силу, пенсию пересчитают с учетом увеличенного трудового стажа.
     Людмила Олейникова в своем письме в «Красную звезду» указала на еще одну несправедливость, допущенную российским законодательством:
     «Я проработала почти 50 лет и… не являюсь ветераном труда. А почему? Для получения этого звания необходимо быть удостоенным каких-либо наград: медали, ордена, знаков «Победитель социалистического соревнования», «Ударник коммунистического труда», «Ударник пятилетия» либо других. Но у меня этих наград нет, так как мы с мужем на одном месте жили не более 5 лет, и я, конечно, непрерывно 20 лет на одном месте работать не могла. А за короткий срок работы никто награды не удостоит. Но у меня много благодарностей от руководителей общеобразовательных школ, где я в основном трудилась, и от родителей учеников. Ну разве это не показатель качества моего труда?!
     Разве я виновата, что приходилось с мужем и детьми переезжать на новое место службы мужа, куда посылала его Родина. И везде я работала, исключая время рождения детей и воспитания их до трех лет и то время, когда жили в местах, где женам военнослужащих негде было работать.
     Сейчас в нашей области даже дают звание «Ветеран труда Ивановской области», но опять-таки нужны награды, которые я должна была получить до 1990 года. Получается замкнутый круг. Куда я ни обращалась, все посылают в другую инстанцию. Обращалась к губернатору Ивановской области, в областную думу, в профсоюзный комитет области, к депутатам, но все письма, все мои личные просьбы возвращаются в управление социальной защиты. А там говорят, что законы устанавливает Государственная Дума.
     Мне 72 года, но я работаю и без работы не могу. Так воспитана».
     Что можно ответить Людмиле Анатольевне? Действительно, звание «Ветеран труда» могут получить не все. Однако условия и порядок присвоения этого звания определяются на региональном уровне – законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. Поэтому в Ивановской области вполне могут учесть многолетнюю профессиональную деятельность жены военнослужащего и наградить Людмилу Анатольевну почетным званием. И все будет по закону, по справедливости, по совести.

     На снимке: а быть боевой подругой трудно, но почетно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex