на главную страницу

28 Марта 2007 года

Русский космос

Среда

Что там, в недрах Лунных?

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда».



В Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана прошли очередные, XXXI Академические чтения по космонавтике. В этом году они были посвящены 100-летию со дня рождения первого Главного конструктора ракетно-космических систем Сергея Павловича Королева. В чтениях приняли участие руководители и ведущие специалисты предприятий отрасли, космонавты, ветераны космоса, представители вузов.


     Может, может земля российская рождать собственных Платонов и Невтонов! Эта переложенная на прозу мысль, высказанная Михаилом Ломоносовым еще в XVIII веке, вновь и вновь приходила в голову на конференции. Думается, если бы радетелю за отечественную науку, имя которого носит классический вуз нашей страны, посчастливилось оказаться в стенах МГТУ им. Баумана, то героями его восторженных строк стали бы пионеры космической эры… Среди них обязательно прозвучало бы имя великого русского инженера, который полвека назад отправил вокруг Земли первый искусственный спутник, а через четыре года – Юрия Гагарина…
     И ракеты-носители семейства
     Р-7, и пилотируемые корабли «Союз» - все это начиналось при Королеве. Да, собственно, и оба крупнейших космодрома – Байконур и Плесецк - закладывались под бдительным взором Сергея Павловича. Ведь именно благодаря ему, оставившему нам «ключи от космоса», мы живем в эпоху легендарных научных свершений, когда верстаются планы развития мировой космонавтики и национальных программ покорения внеземного пространства. Не случайно наряду с материалами исторических исследований, имеющих отношение к выдающимся отечественным ученым, на чтениях были представлены доклады, раскрывающие суть новейших замыслов.
     
Космическая АБВГДейка

     В принципе проекты будущего, разработанные Московским государственным авиационным институтом (техническим университетом), МАИ, можно выразить в виде космической азбуки. От традиционной ее отличает лишь количество букв… Последовательность та же: КЛМНОПРСТ. Итак, обо всем по порядку. Начнем с аббревиатуры КЛМ, которая расшифровывается как комбайн лунного материалообеспечения. Он будет возделывать на Селене грунтовые «пашни».
     - Помните шутку о том, как лучше ловить тигра в пустыне? - иронизирует доктор технических наук Геннадий Малышев. – Надо собрать все в кучу, а потом просеять. То, что останется, и будет крупным хищным млекопитающим. Здесь приблизительно тот же случай. Сгребая все воедино, обрабатываем лунный грунт комбайновым способом.
     Оказывается, широко разрекламированный в средствах массовой информации гелий – лишь капля в море кондиционных продуктов зернистого поверхностного слоя Селены. В серию ингредиентов входят также и водород, и метан, и азот, и углекислый газ.
     - При создании технологического потока, - поясняет Геннадий Малышев, - можно отказаться от полетов на земных «харчах». Добывая все эти элементы, представляется реальным создание системы жизнеобеспечения и получение топлива.
     В ракетно-космической промышленности не исключают, что на смену «Ангаре» придет новое поколение носителей на основе универсального ракетного модуля с кислородно-метановыми двигателями. По крайней мере в это верят. Будущее – в лунном грунте…
     Итак, вернемся к загадочным буквам НОП. Все гениальное просто. Из лунного комбайна «полезные ископаемые» будут поступать в Накопитель Обеспечивающей Продукции. Ну а космическим буксиром в данном проекте выступит ракетная система транспортировочная (РСТ), которая предшествует точке в интригующем ребусе. Поистине чисто русское ноу-хау! Не подкопаешься.
     Вообще, лабораторию при кафедре академика Василия Мишина, в которой ныне работает Геннадий Малышев, можно без преувеличения назвать кузницей научных изысканий. К примеру, здесь совсем недавно создали аэродинамическую интегральную систему телекоммуникаций («Аист»). Она представляет собой гибрид планера с воздушным змеем. Три подобные птички могут решить ту же задачу, что и 1.300 вышек с передатчиками на мобильные телефоны. Однако интересный проект на сегодняшний день повисает, словно журавль в небе. Случай типичнейший для нашего времени…
     
Экзотика… и не только

     Наряду с фундаментальными исследованиями были также обнародованы разработки, не имеющие научного значения. В их числе, к примеру, летающий скафандр. Следует оговориться, что дорогостоящий герметический костюм после использования, как правило, выбрасывают. Однако российские «невтоны» умудрились снабдить поношенную одежду космонавта элементарным набором спутников связи. Космическое чучело от души позабавило творческую интеллигенцию. Кто знает, может быть, ему когда-нибудь поручат вполне реальное задание. Скажем, распугивать инопланетных ворон или иных неведомых космических негодяев.
     Не менее интересные проекты предложило научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина. К примеру, для осуществления межпланетной миссии запланирован запуск автоматической станции «Фобос-Грунт». Она наряду с дистанционными позволит провести контактные исследования спутника Марса Фобоса и доставить на Землю грунт с его поверхности. Планируется также создание космического комплекса для исследований Луны «Луна-Глоб». В задачи этой миссии входит облет Луны, подготовка и выбор площадок для лунохода, инженерных и научных комплексов, которые станут основой будущей базы. Кроме того, возможно изучение ядра Луны с помощью пенетраторов (специальных буровых устройств). А международную орбитальную астрофизическую обсерваторию «Спектр-Рентген-Гамма» по праву принято считать козырной картой в колоде отечественных космических идей. Она создается при активном международном участии. Кстати, и в Федеральной космической программе России на 2006 – 2015 годы значительное место отводится реализации ряда астрономических и астрофизических проектов, основными из которых являются обсерватории «Спектр».
     На фоне вполне реальных и близких к реализации новшеств на чтениях также рассматривались планы необозримого будущего. Вот только кому отвечать за их воплощение в жизнь? Вопрос, конечно, интересный… Понятно, что авторы-составители грандиозной космической фантастики ориентируются на своих детей, а может быть, и внуков.
     
Научный туризм

     Досадно, что значительная доля нынешних селенологических исследований ориентирована на одноразовые прогулки быстрого приготовления… Проще говоря, на проекты-экспедиции. Они, к сожалению, не нацелены на создание инфросистемы и напоминают турне по экзотическим местам с элементами экстрима…
     Если тщательно проанализировать программу, которую подготовили Центральный научно-исследовательский институт машиностроения и ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева, то можно с уверенностью сказать, что это повторение американского лунного проекта «Аполлон».
     - Своеобразные космические турпрогулки с общепознавательными целями – это слишком дорогое и в высшей степени опасное удовольствие, - комментирует ситуацию ведущий инженер физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Николай Третьяков. - И в противовес царствующему сейчас принципу единичных грандиозных разработок необходимо приступить к планомерному, систематическому освоению Солнечной системы.
     По его мнению, основная ближайшая цель – перевод пилотируемой космонавтики из чисто исследовательского режима в промышленный. Настало время создания в околоземном пространстве орбитальной производственно-транспортной инфраструктуры, которая позволит покорять «космические горизонты», снизив не только финансовые затраты, но и неоправданный в мирное время риск.
     Казалось, что доклады постоянного участника Королевских и Циолковских чтений по космонавтике будут представлять собой километры замысловатых формул. Ничего подобного. Они доступны и понятны не только маститым ученым, посвятившим десятилетия проблемам малозатратного освоения космоса, но и гуманитариям, присутствующим на форуме впервые… Следует оговориться, что Николай Евгеньевич не претендует на роль творца «готовых чудодейственных проектов», а лишь понуждает профессионалов посмотреть на космические исследования нетрадиционно. Итак, за что радеет Третьяков?
     Главное - создать парный орбитальный комплекс (металлургический завод и транспортно-заправочную станцию), обеспечивающий малозатратный и надежный вывод космических аппаратов на низкую околоземную орбиту. Не менее важно, с точки зрения сотрудника МГУ, через несколько лет, необходимых для «обкатки» проекта, создать подобную систему, обслуживающую транспортные операции «Земля – Луна». Таким образом, у нас появится два парных комплекса: один – у Земли, другой – у Луны. Зачем? Во-первых, каждая станция будет производить из воды, доставляемой с Земли, посредством бесплатной солнечной энергии компоненты ракетного криогенного топлива (водород и кислород), выступая при этом в роли заправочной базы. Во-вторых, она станет диагностическим центром. В-третьих, ей предстоит по мере готовности и в соответствии с рабочим графиком загружать «полученными» с Земли космическими аппаратами «грузовики» (автоматические грузовые корабли), которые затем доставят их на рабочие орбиты. Кроме того, ей уготована роль космической станции технического обслуживания, то есть она будет обеспечивать профилактику космических аппаратов на рабочих орбитах.
     
«Энергетическое» освоение Луны

     Немалый интерес участников чтений вызвал доклад президента РКК «Энергия» им. С.П. Королева, генерального конструктора Николая Севастьянова.
     Кто знает, быть может, промышленное освоение Луны будут обеспечивать многоразовый корабль «Клипер» и межорбитальный буксир «Паром». Они вместе образуют транспортно-грузовой космический комплекс, который, вполне возможно, в недалеком будущем обеспечит доставку грузов и работу лунной базы. Главный конструктор корпорации «Энергия» предполагает начало эксплуатации «Клипера» в 2015 году.
     Система «Паром» должна работать по принципиально новой схеме. Сам космический корабль груз нести не будет – ему предначертана роль буксировки грузовых контейнеров. «Паром» выводится на низкую околоземную орбиту высотой около 200 км ракетой-носителем. Затем на других ракетах туда доставляются контейнеры с грузами. После чего на орбите формируется караван, с которым стыкуется буксир. Международная космическая станция при этом начинает играть роль космопорта. Для этого планируется организация ее работы в постоянном режиме. Количество отсеков, вероятнее всего, увеличится до 12. Само собой разумеется, что запусков «Союзов» и «Протонов» для обеспечения работы Международной космической станции будет больше. Это позволит быстро увеличить площадь МКС и организовать монтаж на орбите лунного корабля и станции. Первый пилотируемый полет на Луну Россия может осуществить уже через восемь лет, проект обойдется всего в 2 млрд. долларов. Николай Севастьянов пояснил, что сначала надо просто облететь Луну, затем осуществить переход на круговую орбиту с автоматической посадкой лунного модуля и только в третьей экспедиции высадить человека на спутник Земли. По его словам, в случае реализации проекта уже «к 2020 году мы могли бы создать промышленную транспортную систему для регулярных полетов к Луне и добычи там полезных ископаемых».
     
* * *

     Впрочем, на XXXI Академических чтениях по космонавтике было и много других грандиозных программ. Неспроста соратник Сергея Королева, председатель оргкомитета академик Борис Черток обратил внимание участников на то, что «ракетно-космическое сообщество России не потеряло оптимизма и надежды выстоять на передовых рубежах мировой космонавтики».
     Важно, что у нас, в стране ученых и ге
     роев, не переводятся Циолковские и Королевы, а самое главное, не иссякают гениальные идеи и фантастические проекты, которые в той или иной мере, если будут найдены средства, можно осуществить.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex