на главную страницу

30 Марта 2007 года

Страна и мир

Пятница

Единая Европа: пятьдесят лет спустя

Владимир КУЗАРЬ.



В прошедшие выходные Европа отмечала 50-летие с начала процесса своего объединения. По этому поводу в Берлине состоялись торжества, в которых приняли участие лидеры 27 стран – участниц Евросоюза и около 500 тысяч горожан и их гостей. Как и водится в таких случаях, на юбилее было все: музыка, песни, фейерверки, торты, испеченные по национальным рецептам, — ирландский пропитали «Гиннесом», от французского пахло десертным вином… Даже друзья-конкуренты поздравили, вывесив на здании недостроенного американского посольства плакат: «И в пятьдесят… Европа ягодка опять». Естественно, были и речи. Вспоминали о пройденном пути, говорили о сегодняшнем дне союза, размышляли о его будущем.

     
Объединение состоялось


     А началось все с подписания 25 марта 1957 года в Риме… «пустого договора». По словам участников того события, лидеры ФРГ, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Франции и Италии, задумав основать Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), долго и дотошно согласовывали детали договора. Работа над его текстом шла вплоть до поздней ночи накануне дня подписания документа. Когда же утром пришли чиновники, чтобы набело переписать договор и размножить его для подписания, согласованного текста не оказалось – уборщицы, посчитав исчерканные листы соглашения ненужным мусором, выбросили их. Чиновники устремились восстанавливать текст, но не успели. Поэтому они взяли красивые папки, оформили титульный и последний листы, между ними вложили пустые листы и предложили своим лидерам подписать договор в таком виде.
     Естественно, позже текст договора восстановили, а сообщество, главной целью которого были объявлены совместная экономическая политика и ликвидация торговых барьеров, стало развиваться как качественно, охватывая все новые сферы деятельности, так и количественно. В 1973 году в него вошли Великобритания, Дания и Ирландия. Греция присоединилась в
     1981-м, Испания и Португалия - в 1986-м. После подписания в 1992 году Маастрихтского договора сообщество превратилось в Европейский союз, в рамках которого впервые были поставлены задачи объединения в сфере законодательства, социальной и внешней политики и других направлениях. С 1 января этого года, после присоединения Болгарии и Румынии, список государств - членов ЕС расширился до 27. А это почти 500 миллионов человек от самых западных островов Аран в Ирландии до Черного моря.
     Не приходится сомневаться, что Евросоюз доказал свою состоятельность. Полвека назад разве что только неисправимый мечтатель мог предположить, что когда-то можно будет проехать через всю Европу от Швеции до Сицилии, не проходя пограничный контроль и пользуясь почти на всем пути единой европейской валютой. Или что на континенте создадут беспошлинный единый рынок, который опирается на фундамент общих экономических норм и правил. В Евросоюзе действует эффективная система социального обеспечения, которая приносит его народам достойное благополучие и безопасность. Благодаря ей 2 процента населения ЕС трудоспособного возраста постоянно проживают в других странах союза, а не на родине. А программа «Эразм», принятая по инициативе бывшего председателя Европейской комиссии Жака Делора, позволила примерно 1,5 миллиона молодых европейцев в течение года обучаться в университетах других стран ЕС.
     Евросоюз сегодня – это по сути глобальная супердержава, имеющая огромный экономический авторитет и политическое влияние. Он предоставляет 70 процентов общемировой иностранной экономической и гуманитарной помощи. Почти все миротворческие и международные полицейские силы, действующие за пределами Ирака, комплектуются либо финансируются в основном европейцами. Евросоюз является крупнейшим торговым и инвестиционным партнером Ближнего Востока, прилагает немалые дипломатические усилия как совместно с другими странами, так и самостоятельно по мирному урегулированию сохраняющегося в регионе конфликта.
     И вместе с тем Европейский континент по-прежнему расколот. В том числе в языковом отношении - с 1 января 2007 года в ЕС 23 официальных языка. Хотя, несомненно, языковое многообразие как раз и делает Европу неповторимой, сохраняет ее очарование, ее силу. У Европы, пишет «Вашингтон пост», нет единых средств массовой информации, нет единого пространства для политических дискуссий, нет даже согласия в том, что такое «европейская идея». Страны Центральной и Восточной Европы настроены более проамерикански, чем большинство «старых» членов союза. Сегодня они вместе с Великобританией составляют «клуб внутри клуба», рассматривая Европу скорее как общий рынок, а не политическую силу, как аморфную ассоциацию, а не стратегический союз.
     Особенно усердствует в этом плане Польша, которая стала серьезной занозой на «теле» Евросоюза. С приходом к власти президента Леха Качиньского она стала еще больше «кровоточить». «При Качиньском Польша отличается антифедерализмом, национализмом и крайним консерватизмом, - отмечает немецкий политолог Карл Кайзер. - Ей кажется, что она имеет дело с прежней Германией и прежней экспансионистской Россией. В психологическом плане она еще не подключилась к долгому процессу интеграции». В результате Варшава воспринимает соглашение России и Германии о строительстве газопровода по дну Балтийского моря, связывающего две страны напрямую, а не через польскую территорию, как очередной сговор Москвы с Берлином против нее.
     Все эти противоречия, существующие в Евросоюзе, в очередной раз проявились при подготовке Берлинской декларации, подписание и оглашение которой стали кульминацией празднования пятидесятилетнего юбилея. Великобритания потребовала не включать в текст декларации слово «конституция», так как это атрибут государства. Франция хотела включить туда понятие о европейской модели социального обеспечения в качестве базовой ценности Евросоюза, однако другие страны выступили против этого. Польша настаивала, чтобы было упомянуто о «христианских корнях» Европы, чему воспротивилось большинство союза. В результате декларация получилась похожей на документ, который подписывался в Риме. Он такой же «пустой», только не по исполнению, а по сути. В нем много рассуждений об общих ценностях, но нет конкретики, как жить Евросоюзу дальше.
     
Чтобы не упасть вниз

     «ЕС летит на автопилоте, он в глубоком кризисе», - заявил бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, подчеркнув, что, если не принять срочных мер, союз может рухнуть. В какой-то мере такую оценку разделяет и канцлер ФРГ Ангела Меркель, хозяйка юбилейных торжеств и председательствующая нынче в Евросоюзе. «На карту поставлено многое», - сказала она, выступая в Берлине. И призвала объединить усилия, чтобы поставить Европейский союз к 2009 году на обновленную совместную основу.
     Главное, с чем предстоит определиться европейцам до этого времени, так это с единой конституцией. Без нее объединенная Европа станет политически менее управляема и утратит свое влияние на международной арене. Следует четко, отметила Меркель, разграничить компетенции, определить, за что отвечают отдельные страны, а за что - сообщество, которое должно сконцентрироваться на самом существенном, сохраняя при этом, где только возможно, национальные особенности государств — членов ЕС.
     По большому счету все это прописано в проекте конституции, которую в 2005 году «провалили» французы и голландцы. И они не одиноки в своих настроениях. Причем сопротивление конституции наблюдается не только среди простых граждан, но и во властных элитах национальных государств. Изменить эти настроения будет весьма непросто, если не сказать, практически невозможно. Более того, в связи с глубинными изменениями, происходящими в союзе в результате расширения, впереди возможны еще более трудные времена.
     В этой связи перед Евросоюзом стоит еще одна серьезная задача – подготовка его граждан к новым условиям мирового развития, к положительному восприятию ими процесса глобализации. Оказалось, что жители Западной Европы активно поддерживают развитие тесного сотрудничества со странами, находящимися от них на востоке, однако они абсолютно не желают делить свой собственный дом с албанцами, турками, сербами, особенно после подселения к ним поляков и румын. Тем более что растущая миграция из отдельных стран, помноженная на бурную рождаемость среди беднейших слоев иммигрантов, ведет к вытеснению в отдельных районах стареющей Европы коренного населения. А это значит, делают вывод некоторые наблюдатели, что следует ожидать рост антимусульманской и неонационалистической реакции на стремление интегрировать в Европу быстро растущие национальные меньшинства.
     Третий комплекс проблем связан с завершением создания экономического и валютного союза, принятием единой энергетической политики. И здесь есть свои трудности. Как считается, экономика Европы завязла в цикле медленного роста и постоянно увеличивающихся социальных расходов, которые со временем превратятся в невыносимое бремя. Отказаться же от так называемой европейской социальной модели, предусматривающей всеобщее медицинское страхование и щедрые пособия по безработице, или даже пойти на некоторую ее коррекцию означало бы для Старого Света потерю своей идентичности. Что касается энергетического будущего, то, по оценкам Еврокомиссии, к 2030 году зависимость ЕС от импорта энергоресурсов достигнет 70 процентов. При этом до 40 процентов газа будет поступать из России, а есть еще нефть и уголь. Однако у Евросоюза до сих пор не сложился единый подход к этой проблеме, особенно в вопросе, как и за счет чего решать энергетические проблемы.
     
На первом плане — внешняя политика и безопасность

     Таким образом, можно предположить, что ближайшее десятилетие пройдет в развитии ЕС под знаком «переваривания» вновь принятых стран. На этот период союзу придется отказаться от своего дальнейшего расширения. При этом, скорее всего, будет сохраняться нынешний суверенитет государств-членов внутри Евросоюза при полной передаче в ведение наднациональных органов вопросов внешней политики и безопасности.
     «Глобализация вынуждает Европу в будущем еще больше, чем до сих пор, сталкиваться с внешними влияниями. Поэтому единая внешняя политика и политика безопасности в Европе являются насущно необходимыми», - заявила Меркель. Причем данная политика должна, по ее словам, проводиться не в изоляции, а, естественно, совместно с партнерами за пределами Европы. Канцлер выразила убежденность в необходимости тесных и дружеских связей с США, а также наличии сильного союза НАТО, подчеркнув при этом, что Европа ни по какому вопросу не должна расколоться или позволить себя расколоть. Тем не менее такая опасность существует. И связана она с американскими планами размещения баз системы ПРО в Польше и Чехии. Многие в Европе понимают, что появление этих баз больно ударит по безопасности ЕС. Однако в Варшаве и Праге не хотят этого признавать и, наоборот, считают своим политическим успехом то, что США разместят у них свои объекты ПРО. А посему отказываются обсуждать эту проблему в рамках Евросоюза и НАТО.
     И это лишь одна из проблем, которые создают страны-новички для безопасности Евросоюза. Так, из-за Румынии ЕС может превратиться в одну из сторон конфликта в Приднестровье – многие бухарестские политики мечтают о присоединении Молдавии вместе с левобережьем Днестра. Это может также заметно осложнить отношения ЕС с Россией и отчасти с Украиной. В тех же Румынии и Болгарии США намерены разместить свои военные базы, что ведет к нарушению существующих договоренностей о сокращении обычных вооруженных сил в Европе.
     Следует отметить, что в последние годы ЕС успешно осуществил целый ряд совместных проектов в области внешней безопасности и поддержания мира. В этой связи некоторые европейские политики напоминают, что в преамбуле Маастрихтского договора от 1992 года говорится, что со временем Европа может трансформироваться также в оборонительный союз, и подчеркивают, что формирование единой армии следом за введением единой валюты стало бы еще одним символом европейской интеграции. К тому же это позволило бы наиболее оптимальным способом использовать материальные и человеческие ресурсы. Ведь если у Евросоюза будет собственная армия, его государства смогут сократить численность национальных вооруженных сил. Как пишет в этой связи «Зюддойче цайтунг», существование в странах ЕС множества мелкотравчатых национальных армий наряду с ограниченным национальными рамками мышлением приводит лишь к пустой трате денег. В совокупности военный бюджет европейских стран составляет 60 процентов от американского, в то время как военная мощь европейцев едва достигает 10 процентов в сравнении с США.
     За создание единой европейской армии численностью в 100 тысяч человек выступил премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт. Канцлер ФРГ также заявила, что Евросоюзу следует более плотно заняться вопросом создания единых вооруженных сил. Однако эту идею поддерживают лишь 38 процентов европейцев. 72 процента из них готовы доверить ЕС охрану окружающей среды, 69 процентов – энергетическую безопасность, 67 процентов – борьбу с преступностью и 64 процента – вопросы безопасности, но большинство выступает против отказа от национальных армий.
     
Без разделительных линий

     Вопросы безопасности, как и многие другие проблемы, Евросоюз должен решать вместе с Россией. Эту мысль высказывали на праздновании 50-летия ЕС многие европейские политики. В частности, Ангела Меркель заявила, что союз нуждается во всеобъемлющем стратегическом партнерстве с Россией. Об этом же говорит в своей статье «Полвека европейской интеграции и Россия» Владимир Путин. По его словам, единство Европы невозможно без участия России в европейских процессах. «Ни входить в Евросоюз, ни вступать с ним в какую-то форму ассоциации Россия не собирается, но в развитии многоплановых связей готова идти максимально далеко», - подчеркивает Президент России.
     Логика отношений между Россией и ЕС уже подвела к необходимости выработать Договор о стратегическом партнерстве взамен выполнившего свои задачи соглашения десятилетней давности. Этот договор должен стать инструментом, способным обеспечить более высокий уровень экономической интеграции, взаимодействия в обеспечении свободы и безопасности на Европейском континенте. Стороны были готовы начать переговоры по новому документу, однако Польша на правах члена ЕС заблокировала этот процесс, настаивая на отмене Россией запрета на ввоз мяса из этой страны. Он был введен в связи с тем, что через территорию Польши в РФ попадала продукция, не соответствующая установленным нормам. В Москве подчеркивают, что запрет на поставки мяса из Польши – это проблема двусторонних отношений, которая лежит в плоскости экономических и санитарных норм и не может выноситься на обсуждение Брюсселя. Вето же Польши на начало переговоров – это, напротив, внутренний вопрос Евросоюза, и к его решению Россия не имеет отношения. Или взять Энергетическую хартию, которую Евросоюз предлагает нашей стране. Ее нынешняя редакция категорически не устраивает Россию из-за желания европейцев получить доступ к российской трубопроводной системе, не дав ничего взамен.
     Разумеется, интересы России и Евросоюза не могут всегда и во всем совпадать. Однако при этом не надо, например, за «чистой» экономикой выискивать некие политические замыслы, а на законные и вполне понятные действия по защите национальных интересов наклеивать идеологические ярлыки из арсенала «холодной войны». Как отмечает Владимир Путин, Россия готова снимать возможные расхождения через открытый диалог и компромисс на основе совместно согласованных правил.
     Нельзя допустить, чтобы в европейской политике возобладали блоковые подходы, чтобы на нашем континенте появились новые разделительные линии, чтобы реализовывались односторонние проекты в ущерб интересам и безопасности. В этой связи важна коллективная работа над актуальными вопросами – от борьбы с терроризмом до размещения систем ПРО. И Россия готова к такой совместной с Евросоюзом работе, заявил Владимир Путин. Стабильная, процветающая и единая Европа отвечает российским интересам.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex