В своей боевой жизни на Северном флоте лодка носила название «Новосибирский комсомолец». Построена она в 1980 году на Горьковском заводе «Красное Сормово» в «золотое время» советского военного кораблестроения, когда СССР активно догонял по количественному соотношению военно-морские силы США. Надо сказать, не без успеха! По недавно рассекреченным данным, с 1955 по 1990 год была построена 321 лодка различных классов. Для сравнения: с 1990 по 2000 г. – всего лишь 32.
«Новосибирский комсомолец» – одна из немногих субмарин своего класса, сохранившаяся до наших дней. Однако и сейчас она не спешит на заслуженную пенсию. Четыре года назад правительство Москвы заказало специалистам северодвинского завода «Севмаш» переоборудовать лодку в музей на воде. Подобные музеи существовали в российских городах уже более 20 лет, а вот Москва до сих пор не могла похвастаться этим. Окончательно субмарину переделали уже по прибытии ее в столицу, но и тогда сделанное севмашевцами впечатлило. Все усилия они подчинили одному – максимально полно и достоверно показать боевую подлодку. Приборы здесь настоящие, а не муляжи. Из трех электродвигателей осталось два, из дизелей – один. Расширены проходы, чтобы лодку смогли посещать люди различной комплекции. Боевые и многие жилые помещения оборудованы прозрачными перегородками – опять же для того, чтобы экскурсанты могли увидеть все, каждую мелочь. Установили смотровую площадку, пандусы, сделали проходы в поперечных переборках, оборудовали учебный класс. Для оснащения отсеков использовали оборудование, демонтированное с утилизируемых субмарин. Установлена субмарина на специальных подводных пилонах, что позволило открыть для обозрения ватерлинию, винторулевой комплекс и сделать оптимальным восприятие внешнего вида корабля. Попасть на борт вместо люков можно через специально сделанные двери на носу и корме.
Изначально предполагалось, что Б-396 прибудет в белокаменную в середине лета позапрошлого года, но из-за обмеления водных путей транспортировку пришлось отменить. Лишь после пополнения водой рек и каналов субмарина отправилась в свой нелегкий путь через половину нашей Родины. Два буксира спереди и сзади вели ее со скоростью 6 – 7 км в час. Такая неспешность была обусловлена тем, что осадка в надводном положении у нее 2,5 метра, а глубина на некоторых участках маршрута чуть больше этой цифры.
…На достигнутом решили не останавливаться, и Б-396 лишь заложила начало исторической акватории в столичных водах.
По словам генерального директора подводой лодки-музея Александра Искры, который проводил слет, в самое ближайшее время здесь будут поставлены экраноплан и десантный катер, а на берегу построят выставки технических средств и боевой техники вооружения.
Советник министра обороны РФ адмирал Геннадий Сучков в свою очередь заявил, что правительство Москвы для подводников скоро сделает еще один подарок: на Химкинском водохранилище будет построено большое здание музея военно-морского флота.
Префект СЗАО г. Москвы Виктор Козлов, передавая всем присутствовавшим поздравления от мэра Москвы Юрия Лужкова, отметил, что в мэрии работает постоянно действующая группа, в задачах которой стоит дальнейшее развитие данной акватории. И одной из приоритетных задач на сегодняшний день в этом направлении является открытие второго экспоната к Дню военно-морского флота. Только теперь это будет надводный корабль. «Все организационные моменты решены, и как только лед сойдет окончательно, мы начнем работу по транспортировке данного экспоната», – сказал Виктор Козлов.
Отмечу: несмотря на то, что это всего лишь первый слет подводников, руководство музея надеется со временем привлечь к себе членов экипажей не только дизельных, но и атомных субмарин. Традиция заложена действительно хорошая: она позволяет ветеранам встретиться, пообщаться и вспомнить свои боевые походы. Более того, такие встречи непременно во многом будут способствовать и воспитанию молодежи, ведь планируется на все мероприятия приглашать учеников и студентов. Молодежь будет воспитываться на лучших традициях отечественного подводного флота.