на главную страницу

11 Апреля 2007 года

Армия и общество

Среда

Россия и геополитика газа

Игорь НОВИКОВ,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».



9 – 10 апреля в Дохе, столице Катара, прошло заседание Форума стран – экспортеров газа. В нем приняла участие Россия, обладающая крупнейшими в мире запасами «голубого топлива». Представители 14 газодобывающих стран обсудили вопросы, касающиеся повышения уровня координации сотрудничества между членами организации. Встреча, возможно, и прошла бы незамеченной для широкой общественности, если бы некоторыми из участников не выдвигалась идея превращения форума в структуру, напоминающую организацию стран – экспортеров нефти – ОПЕК. Среди потенциальных членов новой организации – газового «двойника» ОПЕК – назывались Россия, Иран, Венесуэла, Катар, Индонезия, Бруней, Нигерия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Малайзия, Тринидад и Тобаго. Но сенсации не произошло…

     ПЕРВАЯ встреча такого рода состоялась в Дохе еще в мае 2001 года, но с 2005 года форум не собирался. Намерение стран-экспортеров вновь собраться вместе вызвало в условиях обостренного внимания к энергетической составляющей международных отношений оживленные комментарии в политических и экономических кругах крупнейших индустриально развитых стран. «Первой ласточкой» стало обнародование в ноябре 2006 года влиятельной британской газетой The Financial Times информации о докладе, который подготовили эксперты НАТО, занятые мониторингом ситуации в сфере энергетической безопасности. Натовские аналитики, опираясь на имеющиеся в их распоряжении сведения и прогнозы, высказали предположение, что Россия может создать картель стран - экспортеров газа.
     Российские официальные представители опровергли тогда подобного рода предположения, заявляя, что Россия не намерена инициировать создание газового аналога ОПЕК и что речь не идет о заключении какого-либо картельного соглашения по ценовой политике в газовой сфере.
     Надо заметить, что сама по себе идея координации экспортной политики стран - экспортеров природного газа имеет «рациональное зерно», на которое указывал, например, председатель Комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы РФ Валерий Язев, неоднократно высказывающий предложение о создании газового альянса бывших советских республик, обладающих месторождениями «голубого топлива».
     Идея газового «двойника» ОПЕК встретила энергичную поддержку Ирана и Венесуэлы, чьим руководителям она импонировала не только по экономическим соображениям, но и в силу их известного отношения к внешней политике США и других ведущих западных стран.
     В январе этого года духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи напрямую предложил России (на встрече с секретарем Совбеза РФ Игорем Ивановым) сформировать газовый картель. Немного позднее к его предложению присоединился и президент Венесуэлы Уго Чавес.
     Вскоре позиция нашей страны по этому вопросу была конкретизирована Президентом РФ Владимиром Путиным. 1 февраля глава российского государства, выступая на ежегодной пресс-конференции, отметил, что такое предложение представляется ему интересным. Дословно его слова звучали так: «Газовый ОПЕК» - идея интересная. Мы подумаем». Вскоре после этого во время официального визита в Катар он заявил, что экспортеры газа «должны координировать свои действия» вне зависимости от того, будут ли они объединены в формальную организацию.
     ИДЕЯ координации действий газодобывающих стран на международной арене имеет прежде всего объективную технологическую основу. Дело в том, что развитие техники открывает возможность для широкого применения технологий сжижения природного газа. Сжиженный газ (СПГ) – это газ в сильно охлажденном состоянии, который можно транспортировать на большие расстояния в танкерах. Уже в ближайшей перспективе, как указывают эксперты, это произведет настоящую революцию на рынке сбыта, поскольку газ в таком состоянии становится глобальным продуктом и его можно доставлять с одного континента на другой - буквально в любой уголок планеты.
     Пока, как известно, торговля природным газом в мире ведется в основном в рамках региональных рынков, так как «голубое топливо» в основном поставляется из страны в страну по магистральным газопроводам. Распространение технологий СПГ ведет к формированию мирового рынка газа по аналогу нефтяного, а такой тип рынка подвержен ценовым скачкам. И это, естественно, заставляет страны, добывающие газ, задуматься о создании какой-то структуры, которая могла бы заняться для начала проведением аналитических исследований по мониторингу мирового рынка и моделированию тенденций спроса и предложения.
     Ранее природный газ реализовывался в основном по прямым долгосрочным контрактам между поставщиком и покупателем. Теперь же начинает развиваться так называемый спот-рынок, на котором сделки производятся за наличные деньги, а товар отгружается немедленно (как на нефтяном рынке). В начале этого десятилетия только около 12 процентов СПГ поставлялось по краткосрочным контрактам, заключаемым менее чем на два года. Однако к 2020 году этот показатель возрастет, по прогнозам, до 30 процентов.
     Рост индустрии СПГ в мире подтверждается статистическими данными и оценками Международного энергетического агентства и крупнейших западных компаний. Известно, что в период до 2010 года в производственные объекты и танкеры для производства и транспортировки СПГ в мире будет инвестировано более 135 млрд. долларов. В 2005 году объемы потребления газа во всем мире составили 2,75 трлн. кубометров, из них 7 процентов было поставлено в виде сжиженного газа (еще 19 процентов - по межгосударственным экспортным трубопроводам). Но к 2010 году мировые объемы производства СПГ должны вырасти до 476 млрд. кубометров, тогда как в 2005 году они составляли 246 млрд. кубометров.
     


     Наша справка. По оценкам западных аналитиков, производство СПГ - один из наиболее быстрорастущих секторов рынка энергоресурсов. К 2010 году поставки сжиженного газа увеличатся почти вдвое и составят около 40 процентов мировой торговли природным газом. Мировой рынок сжиженного газа будут способны контролировать Россия, Катар, Алжир, Малайзия и Индонезия. Произойдет также рост поставок СПГ из Ирана, Нигерии и Австралии.
     


     Такие страны, как Иран и Венесуэла, обоснованно считают, что сильная организация стран - экспортеров газа могла помочь им отстаивать свои условия на переговорах с западными покупателями, заинтересованными по понятным причинам в как можно более низкой цене на «голубое топливо» и поэтому всячески препятствующими созданию газового аналога ОПЕК. Согласно имеющимся данным 14 участников Форума стран - экспортеров газа в Дохе (прежде всего Россия, Иран, Катар и Алжир) располагают 42 процентами мировой добычи газа и более чем 70 процентами его запасов. Для сравнения: 12 членов ОПЕК контролируют примерно 43 процента нефтедобычи на планете.
     Министр нефти Венесуэлы Рафаэль Рамирес откровенно заявил о том, что его страна поддерживает создание организации производителей газа по образцу ОПЕК из-за роста спроса на газ. «Страны-потребители всегда выступают против интересов стран-производителей, - подчеркнул он. - Мы пытаемся защитить наши интересы».
     США враждебно восприняли наметившееся сближение газодобывающих стран, рассматривая эту тенденцию как еще одну угрозу энергетической безопасности стран Запада. Палата представителей конгресса США обратилась на днях к госсекретарю Кондолизе Райс с письмом по поводу возможности создания газового аналога ОПЕК. Заместитель председателя комитета по иностранным делам нижней палаты конгресса США Илеана Роз-Летинен (от Республиканской партии) потребовала проинформировать Правительство России о том, что «создание газового картеля будет рассматриваться как умышленная угроза» для США и их союзников. Так группа американских конгрессменов отреагировала на сообщения о том, что в Дохе учредителями новой организации, объединяющей экспортирующие газ страны, станут Алжир, Венесуэла, Иран, Катар и Россия. Палата представителей считает, что Кондолиза Райс должна «энергично выступить против создания глобальной организации по вымогательству и рэкету, которая будет представлять основную и долговременную угрозу мировым поставкам энергоресурсов».
     Аналогичной позиции придерживается и Европейский союз. Создание газовой ОПЕК «приведет к нестабильности на мировом рынке «голубого топлива», заявил журналистам комиссар Евросоюза по торговле Питер Мандельсон. Он не стал скрывать, что «ЕС не заинтересован в создании такой организации», ибо создание картеля, «несомненно, не отвечает интересам ЕС». По его словам, Евросоюз выступает «за прозрачный и прогнозируемый рынок газа, основанный на учете интересов как потребителей, так и поставщиков».
     К этому можно добавить, что в январе еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс уже негативно отзывался о возможности создания Россией и Алжиром газового картеля. Он утверждал, что, если РФ и Алжир договорятся о сотрудничестве в добыче и поставках газа на европейский рынок, это будет означать «вид картельных соглашений» (наша справка: РФ обеспечивает четверть потребностей Европы в газе, Алжир – 10 процентов).
     Третий в мире крупнейший экспортер нефти и газа Норвегия, являющаяся членом Евросоюза, также настороженно относится к идее «газовой ОПЕК». Министр энергетики Норвегии Одд Рогер Эноксен отметил недавно, что он не является сторонником идеи создания газового аналога ОПЕК. «Норвегия не будет участвовать ни в каких формах картелей - ни в нефтяных, ни в газовых», - заявил министр.
     


     Наша справка. По итогам 2006 года объемы экспорта норвежского природного газа составили около 85 млрд. кубометров. По имеющимся прогнозам, в начале следующего десятилетия экспорт норвежского газа увеличится до 125–140 млрд. кубометров. Норвегия не участвует в работе форума в Дохе.
     


     БУДУЩЕЕ Форума стран - экспортеров природного газа во многом буде зависеть от позиции России, в адрес которой и без того высказывается на Западе много жестких упреков в использовании своего «энергетического оружия». Поэтому вряд ли следует ожидать, что Россия станет форсировать процесс сближения газодобывающих стран, хотя у нее есть объяснимый экономический интерес в международной координирующей структуре в газовой сфере.
     На недавнем форуме «ТЭК России в XXI веке» начальник департамента внешнеэкономической деятельности «Газпрома» Станислав Цыганков, как сообщали СМИ, высказал мнение, что «газовые компании заинтересованы в согласованных действиях на рынке. Любой инструмент, который защищает интересы производителей газа, будет полезен. Мы, как производители, имеем возможность создать функционирующий орган…». К этому можно добавить, что в мире есть только три страны, способные добывать газ в долгосрочной перспективе: Россия, Иран и Катар.
     


     Наша справка.Иран располагает 12 процентами общемировых разведанных запасов нефти (137 млрд. баррелей) и 15,5 процента запасов природного газа (29 триллионов кубометров). Объем запасов газа у Катара составляет 7,1 трлн. кубометров.
     


     Поясним: Катар - маленький арабский эмират с населением в 600 тысяч человек, четыре пятых которого составляют иммигранты (преимущественно выходцы из Южной и Юго-Восточной Азии), сохраняет свою независимость в очень нестабильном регионе Среднего Востока во многом благодаря американским гарантиям безопасности. Поэтому он традиционно ориентируется во внешней политике на США и вряд ли будет политизировать деятельность форума в Дохе.
     Это государство живет прежде всего благодаря развитию индустрии сжиженного газа. Катар создает сегодня крупнейший в мире комплекс по производству СПГ. Открытие четвертой очереди предприятия позволит довести производство сжиженного «голубого топлива» до 15,5 млн. тонн в год. Катарцы, как сообщало ИТАР-ТАСС, уже подписали контракт с индийцами на поставку им ежегодно в течение 25 лет 7,5 млн. тонн СПГ. Аналогичный контракт на четверть века подписан с Южной Кореей (4,8 млн. тонн ежегодно). Покупает СПГ у Катара и Япония - 5,8 млн. тонн в год. После ввода в эксплуатацию новых объектов по добыче газа на морском шельфе Катар планирует довести ежегодный экспорт сжиженного газа до 30 млн. тонн.
     Если сравнить Иран и Катар, то легко убедиться, что, несмотря на близость экономических мотивов, у крупных игроков газового рынка политические интересы весьма различны. Далеко не все из них разделяют радикальные внешнеполитические взгляды антиамериканской направленности. Поэтому каких-либо неожиданностей от встречи в Дохе ожидать и не следовало.
     ПОЗИЦИЮ России относительного «второго ОПЕК» обнародовал накануне поездки в Доху министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, который возглавил на форуме российскую делегацию. По его словам, «для того чтобы подписывать соглашение, оно должно быть сначала подготовлено». В качестве обеспечения более активной и эффективной работы форума, сказал Христенко, «мы считаем целесообразным создать исполнительный орган или координационное бюро, которое бы обеспечивало текущую работу». Кроме того, следует «обеспечить активную работу по координации усилий с Международным газовым союзом, объединяющим производителей газа из 60 стран». По его оценке, «глобальный газовый рынок сформируется не ранее чем через 15–20 лет» и до тех пор создание подобной ОПЕК организации государств – экспортеров газа немыслимо.
     Вместе с тем надо отметить, что в перспективе газовый альянс вполне возможен и даже будет выгоден России. Квотирование экспорта в рамках «газового ОПЕК» в перспективе может стать инструментом регулирования цен на СПГ на мировом рынке, а значит, и сохранения объемов экспортной выручки.
     Долгосрочные трубопроводные контракты только в среднесрочной перспективе будут играть решающую роль в деятельности «Газпрома» и реализоваться через систему экспортных газопроводов в европейские страны (а вскоре, возможно, и в Китай, и в Южную Корею). Технологии сжижения газа все активнее начинают осваиваться и в России. «Газпром» постепенно приобретает опыт работы на рынке сжиженного газа. К настоящему времени в рамках разменных операций с трубным газом и по своповым сделкам компания продала уже более 10 танкеров с СПГ в объеме примерно 800 млн. кубометров в США, Корею и Японию.
     


     Наша справка. Первый в России завод по производству СПГ строится на Сахалине в рамках проекта «Сахалин-2». Кроме того, планируется в перспективе построить такие же предприятия на базе Штокмановского месторождения (побережье Баренцева моря) и в Ленинградской области.
     


     Осторожность России в отношении возможного газового альянса, как представляется, обусловлена не только внешнеполитическими соображениями, но и распространенностью мнения, что для нашей страны нет особой нужды в международном квотировании добычи газа (по примеру нефти). Пока объемов добываемого газа достаточно для выполнения экспортных контрактов и удовлетворения растущего внутреннего спроса, эта позиция действительно обоснованна.
     Но, как отмечает ряд экспертов, в нашей стране газодобывающим структурам все сложнее становится успевать за ростом внутреннего спроса и в тоже время обеспечивать выполнение внешних обязательств перед европейскими странами. Глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс предупредил в феврале со ссылкой на утвержденный правительством газовый баланс страны, что дефицит газа в России в 2007 году составит 4 млрд. кубометров, а в 2008-м - 8 млрд. кубометров. Через несколько лет он достигнет 40 миллиардов, что будет существенно тормозить не только производство электроэнергетики, но и в целом экономическое развитие страны. Из-за нехватки газа РАО «ЕЭС России» сложно вводить новые мощности.
     


     Наша справка. По данным российских СМИ, в 2007 году в энергобалансе страны (с учетом необходимости выполнения международных обязательств) ожидается дефицит газа в объеме 4,2 млрд. кубометров. К 2010 году газовый дефицит может достичь в случае непринятия контрмер 27,7 млрд. кубометров, к 2015-му - 46,6 млрд.
     


     Выход видится многим экспертам в переходе электростанций на другие виды сырья - уголь и мазут. Доля угля энергобалансе РАО «ЕЭС России» составляет пока 25,9 процента, а газа - 70,6 процента. Себестоимость выработки электроэнергии на угле меньше, чем на газе. К тому же по запасам угля Россия находится на втором месте в мире. В стране добывается почти 300 млн. тонн, но возможен рост добычи к 2010 году до 400 млн. тонн (для сравнения: в конце 80-х годов добывалось 426 млн. тонн). Но захотят ли энергетики переходить на уголь?..
     Так что в условиях «напряженки» с увеличением газодобычи нашей стране не помешала бы площадка для согласования экспортной политики с другими газодобывающими странами. И хотя работа в Дохе проходила в основном в закрытом режиме, итоги форума были обнародованы. Решено создать комиссию (координационную группу) высокого уровня - не ниже заместителей министров, которая бы занялась вопросами газового рынка, в том числе механизма ценообразования на газ, а также вопросами инфраструктуры и взаимоотношений с покупателями. Кроме того, участники встречи приняли предложение России о проведении следующего заседания в Москве, что само по себе свидетельствует об авторитете нашей страны в энергетической сфере.
     Пока в Дохе сделан лишь первый шаг в направлении координации газодобывающими странами своей экспортной политики на зарождающемся мировом рынке «голубого топлива», становящегося благодаря новым технологиям сжижения глобальным мировым продуктом. До настоящего оформления «газового ОПЕК» еще очень далеко, и многое будет зависеть от международной обстановки, в том числе политики США в отношении Ирана, Венесуэлы и России.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex