на главную страницу

11 Апреля 2007 года

Без камуфляжа

Среда

Май

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



В отечественном «кино о войне» - пополнение. 19 апреля стартует художественный фильм режиссеров Марата Рафикова и Ильи Рубинштейна «Май». В 2001 году сценарий Ильи Рубинштейна «Старлей, Победа и весна», по которому снят «Май», был удостоен специального приза жюри Всероссийского конкурса киносценариев. Создатели фильма определили картину как «патриотическую сказку в ритме вальса». Почему «Май» выходит в прокат в преддверии самого любимого россиянами весеннего месяца, вроде бы следует из самого названия ленты. Хотя все не так однозначно…

     На самом деле само слово «май» у россиян вызывает эмоциональную бурю. Май для нас это не только преддверие лета, смывающие зимнюю хандру талые воды, зеленое кружево юной листвы. Это и небо в красочных сполохах традиционного салюта Победы, это ежегодное эхо далекого Парада 1945 года на Красной площади с поверженными фашистскими знаменами. Май – это Праздник, ожидание которого может сравниться только с ожиданием Нового года. Но новогодье – это ожидание Чуда, прикосновение к тайне будущего, когда отсветы блестящей мишуры в огоньках свечи хочется перенести на дальнейшее течение будней. А в майских праздниках есть ощущение высокого душевного подъема. Этот месяц соткан из невидимых, связующих поколения нитей. Обратите внимание: именно в победные торжества старые и малые, что называется, говорят на одном языке. Слушают, слышат и ПОНИМАЮТ друг друга.
     Не случайно главный герой фильма старший лейтенант Печалин приезжает с Северного Кавказа, «с войны» в свой внеочередной отпуск домой в Москву именно на майские праздники. В роли старлея – актер Андрей Кузичев (телесериал «Дети Арбата», «Не родись красивой», фильмы «Папа», «Доктор Живаго» и т.д.).
     «Май» - словно полотно соткан из мельчайших бытовых деталей, которые неожиданно становятся главными, порой определяющими текущую жизнь. В нем есть четкая дорога с разделительной полосой из черной и белой красок между встречным движением Добра и Зла, которая вдруг переходит то в пыльный серпантин узкой горной дороги, то в школьный коридор, где в майском победном вальсе кружат бок о бок Встреча, Потеря, Дружба, Любовь – все, что определяет нашу жизнь… На этом полотне улицы и площади главной нашей столицы, которые живут в едином ритме со страной: то в громыхающем перестуке колес в метро, который странным образом перекликается со скрежетом БТРов на дорогах Кавказа, то в нежной мелодии Любви, что имеет одну тему с любимой всеми песней о «синеньком скромном платочке». Звучит в фильме и хорошая, настоящая песня про спецназ на ту же мелодию. Я сначала подумала, что песня-самоделка пришла «оттуда», с Кавказа, так точно она «попала» в картину. Но оказалось, что слова написал сам сценарист, которого с армией связывают разве что судьбы родных, воевавших и погибших в Великую Отечественную. Такое «врастание» в тему тоже свидетельствует о животворящей силе мая.
     Во внеочередной отпуск старлея Печалина отправляет комбат. Но за эту короткую побывку дома Печалин должен успеть многое. Задание такое: набрать новобранцев с последующей их доставкой в часть, купить кое-что «по хозяйству» и… познакомиться с хорошей девушкой. По мнению комбата, главное, чтобы девушка была с «культурной программой». Печалин и сам не против встретить такой идеал офицерской жены. Почему-то он думает, что с такой девушкой можно познакомиться только в консерватории. Кстати, что важно для сюжета, старлей, боевой офицер – несостоявшийся филолог, который судьбу военного принял по глубоким нравственным убеждениям. Сценаристу Илье Рубинштейну хотелось провести аналогию между героем «Мая» и поколением мальчиков-романтиков 1930-х годов, которые учились в тогдашнем институте философии, литературы и искусства (ныне Литературном институте), – Павлом Коганом, Семеном Гудзенко, Михаилом Кульчицким. Которые, несмотря на тяжелые времена, сумели не отделить свою личную судьбу от судьбы страны. Такие чистые мальчики из интеллигентных семей. Потом они ушли на войну. Ту самую, Великую Отечественную. И не вернулись.
     Наш современник старший лейтенант Печалин – «связной» того поколения.
     …Но кто же станет «настоящей офицерской женой»? Не буду лишать удовольствия от просмотра. Скажу лишь, что зовут ее Виктория, а играет героиню Виктория Толстоганова («Московская сага», «На безымянной высоте», «Грозовые ворота», «Мужской сезон, Бархатная революция», «Андерсен. Жизнь без любви» и т.д.). Правда, ее нынешняя «профессия» по роли совершенно не соответствует мечтам старлея.
     Любовь любовью, но куда же в таком фильме без мужской дружбы? В «Мае» она так же неоднозначна, как и любовь. Боевой друг Печалина, ныне в гражданской жизни офицер милиции Гаевский, - личность яркая и незаурядная. Играет его актер Андрей Мерзликин (сериал «Солдаты», фильмы «Жмурки», «Франц+Полина», «Бумер» и т.д.).
     Вообще актерская команда подобралась сильная: Ирина Розанова, Лариса Лужина, Алексей Панин, Станислав Дужников, Алиса Гребенщикова, Сергей Шарифуллин и другие.
     Почему же фильм «о войне», если он по основной линии сюжета – о любви? Это ощущение возникает из целого ряда ассоциаций. Война и Победа. Война и Чечня. Противостояние пошлости и чистоты отношений. И рефреном к месту звучащие слова: «Война не кончается, пока жив последний ее солдат». И понимаешь, что эти слова имеют еще и другой, более глубокий смысл.
     Эпизод из фильма. На призывном пункте ребята разговаривают «о жизни». Один читает стихотворение Симонова «Жди меня». Всем нравится, спрашивают, кто написал. Ответ всех удовлетворяет: «Пацаны сказали, что Майкл Джексон. А Дэцл перевел». Вот так. Без комментариев.
     Радует то, что создателям фильма удалось уйти от штампов, в картине нет назидательной риторики и каких-либо лозунгов. Хотя тяжелые социальные вопросы, армейские проблемы показаны и оговорены тоже.
     Что важно, есть ощущение проникновения зрителя в зале в сказочную экранную жизнь с точно выверенной долей сарказма, драмы, юмора, с правдой человеческих отношений, что и определяет долгую жизнь кино в будущем. А в настоящем – хороший прокат. О том, что фильм однозначно состоялся, свидетельствует и то, что права на его показ выкупил телеканал СТС.
     Пронзительные, щемящие ноты «мелодии» фильма могут вызвать ассоциации с картинами «Я шагаю по Москве», «Баллада о солдате», «Женя, Женечка и катюша», даже в чем-то с «Иронией судьбы». По-моему, главное, что их связывает, - это попытка определить современного «героя нашего времени». Которому не то, чтобы хотелось подражать. А кто бы давал надежду на то, что из настоящего не исчезли вечные человеческие духовные ценности и есть место мужеству, дружбе, вере и любви. В том числе и любви к Отечеству.
     Обратите внимание на эпизод, где идет рассуждение о «наших», российских черепахах, которые летали в космос. Благополучно вернулись, а потом были отпущены в родную пустыню. Где… «ползают и жрут свои колючки, как все. И никто из тамошних обитателей не знает об их подвиге. А может, и правильно. Главное, что летали».
     Такой вот ненавязчивый призыв к окружающим быть внимательнее друг к другу. Гордиться страной и теми, кто без показухи честно ей служит, стоя на защите Отечества по долгу и убеждению.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex