на главную страницу

13 Апреля 2007 года

Армия и общество

Пятница

«Оборонка» в обороне…

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



Конечно, ситуация в оборонно-промышленном комплексе России сегодня выправляется, но будем откровенны: государству пока удалось решить лишь часть серьезнейших проблем, стоящих перед отраслью. При посещении любого отечественного предприятия «оборонки» его руководство назовет вам десятки противоречий, законодательных и прочих недоработок, чиновничьих препон, которые на корню душат экономическое возрождение заводов и НИИ, кующих, подчеркнем, оборонный потенциал страны.


     Тульский машиностроительный завод - один из столпов обороноспособности государства. В судьбе завода и победы, и поражения, все успехи и все застарелые болезни отечественной «оборонки».
     Падение в перестроечный омут было особенно болезненным. Раньше на заводе работал не один десяток тысяч рабочих, теперь здесь трудится около 8 тысяч человек. Выживало предприятие, хватаясь за любую работу, только бы загрузить простаивающие производственные мощности, не растерять потенциал и трудовой коллектив.
     Когда госзаказ сократился до минимума, главной задачей стало сохранить финансовую устойчивость и мобилизационную готовность. Предприятие начало активно осваивать выпуск новых видов гражданской продукции. Одним из наиболее удачных и востребованных конверсионных изделий стал дизельный двигатель. Он оказался настолько эффективным, что им заинтересовались и военные. В 2001 году дизельный двигатель ТМЗ-450Д был принят на снабжение Вооруженных Сил России. Через пять лет предприятие начало выпуск дизель-генераторной установки ДГУ5 для бортового питания объектов военной техники, работающих в условиях экстремальных температур. В том же 2006 году разработана и запущена в производство отливная мотопомпа ДНА 60/25 для аварийно-спасательных служб ВМФ.
     Однако основные приоритеты предприятия - в оружейной тематике. На протяжении почти 70 лет АК «Туламашзавод» специализируется на изготовлении малокалиберных автоматических пушек. Изготавливаемые в настоящее время автоматические пушки калибра 30 мм устанавливаются на БМП-2, БМП-3, БРМ-3К, БТР-80А, БМД-2, БМД-3, БМД-4, зенитных самоходных установках «Тунгуска». Ими оснащены и современные ударные вертолеты Ми-28Н «Ночной охотник», Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор», истребитель МиГ-27 и его модификации.
     Во всем мире хорошо известны артиллерийские установки АК-306, АК-630М производства АК «Туламашзавод», которыми оснащаются надводные корабли всех классов – от патрульных катеров до авианесущих крейсеров. С момента начала их выпуска и вплоть до сегодняшнего дня на заводе за счет собственных средств постоянно проводится усовершенствование их конструкции в целях повышения тактико-технических и эксплуатационных характеристик.
     
С перспективой на будущее

     Выжили, выстояли, вытянули сами себя из болота. Не забывали о ближних и дальних перспективах. Осваивали, внедряли и участвовали в разработке новых изделий. В 1997 году совместно с разработчиком выполнены работы по конструкторско-технологической отработке и изготовлению одноместного боевого модуля 9К131 «Кливер», изготовлен опытный образец стрельбового модуля 9П337 «Багульник» для изделия «Сосна». В 2004 году освоили серийное производство боевого отделения Б8Я01 «Бахча» для объектов бронетанковой техники. Через два года - зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С1» для ПВО.
     В 1983 году начали производство уникального ракетно-артиллерийского комплекса 3М87«Каштан». В назначенный срок комплексы передали Военно-морскому флоту. Они установлены на атомных крейсерах «Адмирал Нахимов», «Петр Великий», тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов», сторожевом корабле «Неустрашимый», большом противолодочном корабле «Адмирал Чабаненко».
     Технические идеи, заложенные в комплекс «Каштан», и заводской опыт его изготовления были использованы в разработке следующего поколения артиллерийско-ракетного вооружения кораблей. В 1989 году были разработаны опытные образцы артиллерийской установки «Пальма». В 2000 году провели опытно-конструкторские работы по созданию комплекса «Вихрь-К». В настоящее время ведутся работы по глубокой модернизации изделия АК-630М с использованием технологий «Стелс» и системы цифрового электропривода. Изготовлен и проходит испытания опытный образец АК-630М-2 «Дуэт».
     Отдельной строкой в военном производстве завода стоит выпуск высокоточных боеприпасов. В начале 1980-х на предприятии начат выпуск принципиально нового для АК «Туламашзавод» вида вооружения – высокоточных противотанковых снарядов серии ЗУБК10, управляемых по лучу лазера. Их выпуску предшествовал огромный труд всего предприятия. В предельно сжатые сроки создали современное высокотехнологичное производство. Для этого построили новый корпус, провели комплекс работ по разработке и внедрению новых технологических процессов, создали современный станочный парк, отработали конструкцию изделия на технологичность. В 1993 году завод приступил к освоению производства выстрелов 3УБК10М-3 с модернизированной ракетой 9М117М, оснащенной тандемной боевой частью для преодоления динамической защиты современных танков. В 1998 году на Тульском машзаводе совместно с ГУП КБП были начаты опытно-конструкторские работы по созданию и постановке на серийное производство перспективных видов управляемого вооружения – противотанкового управляемого выстрела 3УБК23-3 «Аркан» и управляемого артиллерийского снаряда «Краснополь М1», затем «Краснополь М2», продолжавшиеся до 2006 года. В 2006 году серийное производство ПТУРов 3УБК23-3 «Аркан» было освоено заводом, а производство «Краснополь М2» забрал Ижевск.
     По-разному сложилась судьба изделий. Что-то, как «Вихрь-К» и «Кливер», пока не востребовано рынком. А вот АК-630 и «Каштан» уже составляют основу оборонной мощи ВМФ России. Такие комплексы, как «Аркан» и «Дуэт», имеют отличную перспективу для перевооружающейся Российской армии. И только судьба тех, чьими руками создается русское оружие, похоже, незавидна.
     
И вечный бой…

     Как и большинство серийных заводов, АК «Туламашзавод» почти десятилетие находилась в условиях, когда именно разработчик решал, кому отдать выпуск изделия. Предложения разработчика звучали словно шантаж: «Будешь делать за такую цену – бери, нет – тогда найду другого». Разумеется, ни о каких договорах, в которых было бы четко прописано распределение работ, финансовых вложений и соответственно прав на возникающую в результате доработки интеллектуальную собственность, не могло быть и речи.
     Здесь надо пояснить, что разработка любого изделия - только первый шаг к его поступлению в войска. Не менее важным эксперты считают производственное освоение. На этом этапе фактически происходит доводка изделий. Ведь ни для кого не секрет, что между бумажным вариантом и функционирующим оружием – дистанция огромного размера. Например, потребовалось внести более 14.000 (!) конструктивных изменений в ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан». Именно на заводе его, как говорится, довели до ума. Или другой пример: знаменитый «Краснополь М2», ныне переведенный «волевым решением» для производства в Ижевск, целых пять лет фактически «учили летать» на Тульском машиностроительном заводе. В противном случае страна вообще не получила бы оружия, которым сейчас по праву гордится.
     Доводка изделий - не исключение, а нормальный процесс, имеющий место во всем мире при запуске в серию любого изделия. Вот почему у специалистов вызывает недоумение сложившаяся парадоксальная ситуация. Заводчане ведут конструктивные доработки, расходуют силы и средства, но их право на интеллектуальную собственность никто не признает.
     Меняется ситуация в стране, но по-прежнему не регламентированы договорные отношения между разработчиками и производителями. Все права на документацию остаются у разработчика, который волен распоряжаться ею по своему усмотрению.
     Как выйти из этой конфликтной ситуации? Вспомнить о существовании Закона о размещении государственного оборонного заказа и организации тендеров (Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд») и реализовать его. Он предполагает, что заказчик предоставит производителю техническую документацию.
     В настоящее время заказчику представить просто нечего. Нет у него ни исключительных прав на интеллектуальную собственность, ни самой этой собственности. Не могут силовые структуры России передать предприятиям документы, которые по-прежнему в собственности компаний-разработчиков. Конструкторы если и декларируют готовность расстаться с такой документацией, то в цену за нее планируют включить все свои расходы и, конечно же, прибыль. Ведь им надо развиваться и работать над новыми проектами. Государство финансировало ряд проектов полностью или частично, но, очевидно, чиновники не готовы к переходу на такие взаимоотношения.
     Получается, что документация превратилась в инструмент обеспечения финансовых и экономических интересов разработчика. Именно поэтому из полутора тысяч оборонных предприятий основную долю выручки получают около полусотни головных, а соисполнителям достаются копейки от их щедрот.
     Такое положение дел прежде всего не отвечает интересам государства, а не только исполнителей и разработчиков. Во всем мире гособоронзаказ у любой компании вызывает интерес, и только в России из-за бездействия чиновников он порой становится непривлекательным.
     
Чинуши, рейдеры, банкротство…

     Экономическая ситуация в стране меняется в лучшую сторону. Казалось бы, имеются все предпосылки для успешного развития предприятий ОПК, оставшихся на плаву после экономического лихолетья. Только отношения между разработчиками, производителями и государственными чиновниками остались прежними.
     Странно, но сегодня опять появляются ростки чиновничьей диктатуры, заинтересованной в чем угодно, только не в защите государственных интересов. Они сквозь пальцы смотрели на попытки преднамеренного банкротства предприятий ОПК. Порой способствовали атакам рейдеров, издавая незаконные приказы о смене руководства фирм «оборонки».
     В конце прошлого года Военно-промышленной комиссией при Правительстве России были приняты решения и поставлен заслон чиновничьей «инициативе» при помощи конкурсов сменить руководство предприятий ОПК. Ведущую роль в противостоянии чиновникам сыграли руководители регионов и полномочные представители Президента России. Они успели разобраться и понять, что предлагаемые кандидаты порой даже не имели представления, чем занимаются фирмы, которые они собрались возглавить. «Атака», угрожавшая интересам страны и градообразующим заводам, была отбита. Только победу праздновать рано. Теперь в кабинетах некоторых чиновников набирает обороты новая инициатива.
     Когда десятки потов сойдут с людей, изготавливающих оружие, когда сотни дней уйдут на его доводку и внедрение в серию, когда на это будут затрачены миллионы рублей, причем своих, кровных, отрываемых от зарплаты коллектива или взятых в банке под огромные проценты, вы думаете, начнется выпуск вооружения?
     Нет. Заводам-изготовителям предстоит преодолевать следующее препятствие, заключающееся в том, что должны быть обеспечены равные условия для всех претендентов на выполнение гособоронзаказа. Основание – ранее упомянутый Федеральный закон № 94 от 21.07.2005 г. Но «равные условия» – только звучит благородно, а в данном контексте означает, скорее, «грабеж». Ранее участник разработки и освоения изделия по умолчанию включался в список изготовителей. Что же происходит теперь?
     Предприятию, вложившему немалые собственные средства в освоение и отработку изделия, устранившему многочисленные конструкторские огрехи, говорят: «Знаете, у нас тут общая очередь, так что занимайте, если хотите». При этом чиновники предлагают начать выпуск продукции на производственных мощностях других фирм. Наибольший интерес к выпуску военной продукции проявляют те, кто в свое время сделал выбор в пользу гражданского сектора и фактически свернул свое военное производство. Причем кабинетные инициативы начинаются, как правило, при выделении средств на закупку конкретного образца или типа вооружения и военной техники. Каждый завод рискует потерять потом и кровью выстраданное изделие просто потому, что так кто-то решил.
     И такие решения предприятиям обходятся очень дорого. АК «Туламашзавод» работы по созданию большинства изделий, от отливной мотопомпы ДНА 60/25 для аварийно-спасательных служб ВМФ до артиллерийского комплекса «Дуэт», выполнила за счет собственных средств. На НИОКР и освоение было израсходовано около 1.152 млн. рублей, из которых более 1.070 млн. рублей (т.е. более 90% !) инвестированы предприятием. На техперевооружение затрачено 800 млн. рублей, в том числе заводом – более 746 млн. (и снова – почти 100%).
     На Тульском машиностроительном заводе такое бывало раньше, случается и теперь. После нескольких лет освоения производства «Туламашзаводом» «Краснополь М-2» забрал Ижевск. Фактически ушел «Кортик», непонятна ситуация с «Арканом», может уйти «Бахча». Заберите у АК «Туламашзавод» выпуск механического модуля унифицированного боевого отделения для «Бахчи», и российские десантники получат новую технику еще не скоро. Что делать? Узаконить защиту интересов предприятий, затративших свои средства на освоение изделий. Иначе в дальнейшем никто не будет вкладывать средства в разработку.
     
Цена вопроса…

     В качестве главного довода по переносу производства чиновники называют более низкую цену изделия при выпуске его на облюбованном производстве. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.
     Ценообразование – для производителей самая животрепещущая тема. Это только логика нам подсказывает, что цены должны определяться рынком, а не являться результатом политических спекуляций, экономического давления или шантажа. Казалось бы, чего проще: найти на мировом рынке аналогичные изделия, произвести корректировку стоимости в соответствии с тактико-техническими характеристиками и серийностью выпуска изделия, оснащенностью производства, а затем сделать поправки на налогообложение.
     На самом деле система формирования цены так и застряла в советском времени. И почему-то всегда находятся люди, которые знают, как наказать и отнять, а вот тех, кто готов поблагодарить и дать (а точнее, отдать заработанное), редко найдешь. Низкий уровень рентабельности, применяемый при формировании цены, не дает возможности даже в минимальной степени финансировать столь необходимое технологическое обновление. Получается, что предприятия живут на голодном пайке, не имея средств на закупку нового оборудования и привлечение квалифицированных кадров.
     Руководство предприятий, переживших экономический шторм, бьет в набат. Невозможно найти высококвалифицированного специалиста на работу с мизерной зарплатой. Когда средняя зарплата по АК «Туламашзавод», заложенная в цену военной продукции, составляет 7—7,5 тысячи рублей, о чем тут можно говорить? Только надеяться, что специалист не поймет элементарной вещи – предлагаемая ему зарплата в полтора, а то и в два раза ниже, чем за такую же работу при выпуске гражданских изделий.
     Но не только в зарплате проблемы. Государство приняло федеральные целевые программы, которые должны помочь предприятиям в решении назревших проблем. Вот только внимание чиновников сосредоточено теперь на Государственной программе вооружения 2007–2015 годов. Заводы-изготовители в настоящее время не имеют достойной технической базы для выполнения Государственной программы вооружения (ГПВ). Конечно, затраты, необходимые для техперевооружения, предусмотрены Федеральной целевой программой (ФЦП) «Развитие ОПК на 2007–2010 годы и период до 2015 года», но денег завод пока не увидел. И предприятие вынуждено вкладывать свои средства (фактически вопреки ФЦП) в новое оборудование и технологии, а за неимением денег выполнять гособоронзаказ с использованием старого технического фонда. Кому это нужно? Вопрос риторический, да и пути решения очевидны: надо, чтобы сроки финансирования техперевооружения предшествовали срокам поставки продукции по ГПВ.
     Впрочем, и этого недостаточно. Надо разработать и реализовать федеральную программу восстановления и развития производства металлообрабатывающего оборудования, соответствующего уровню мировых достижений в этой области. Надо исключить зависимость от зарубежных поставщиков и обеспечить инвестиции в российскую экономику для решения этой проблемы. По оценке некоторых специалистов, положение уже критическое.
     Сегодня треть оборонных предприятий, по данным Минпромэнерго, – фактические банкроты. Инвестиции в военные исследования и разработки в 10 раз ниже, чем в развитых странах. Фондовооруженность ниже в 2—3 раза. Более половины уникальных технологий, обеспечивающих потребности производства, либо утрачены, либо морально устарели. Затратность производства в среднем по ОПК крайне высока: на рубль доходов приходится более 90 копеек расходов.
     Вдумайтесь только: Россия тратит на военные НИОКР в разы меньше, чем США, Израиль или Китай. Откуда такая экономия? В советское время государство финансировало все затраты на НИОКР, а в настоящее время мы расхлебываем последствия того, что было заложено еще в безденежные девяностые.
     Здесь уместно будет вспомнить о циничной концепции, когда-то предложенной Михаилом Касьяновым: «Государство не должно давать деньги на разработки, предприятия в состоянии выискивать их сами». Не поддерживаемая формально, эта концепция фактически продолжает действовать. Сегодня на самом высоком уровне идет речь о создании целой системы политических рычагов и экономических стимулов, при которых предприятия были бы заинтересованы укрепить свой производственный и технический потенциал. На деле же все происходит с точностью до наоборот.
     У той же АК «Туламашзавод» с десяток реализуемых проектов, среди которых выпуск башенных установок комплексов «Панцирь», «Кливер», ТБК-0215, выполнение которых будет поставлено под угрозу, если не реализовать намеченные программы.
     Все затраты на освоение военной продукции легли на плечи предприятий, которые произвели крупные финансовые вливания. А теперь у них забирают право на выпуск продукции и отказывают в возмещении затрат на разработку и освоение производства военных изделий заводами-изготовителями. Получается, работники акционерных компаний, переставших быть государственными, из своего кармана оплачивают Государственную программу вооружения. Никак не назовешь выстраиванием взаимовыгодных партнерских отношений между государством и бизнесом такой беспредел чиновников. Или в их кабинетах своя выгода?
     Специалисты «оборонки» говорят, что у них подчас возникает такое ощущение, будто кто-то специально расставляет капканы и ловушки на пути оборонных заводов, чтобы посмотреть, сколько они еще пробегают, высунув язык, и когда наконец махнут на все рукой, переключившись на менее хлопотные мирные изделия. Иными словами, предприятию, которое больше теряет, чем зарабатывает, проще НИЧЕГО не делать. И ему порой выгоднее заняться другой, более прибыльной гражданской тематикой, нежели вкладывать средства, технику и человеческие ресурсы в то, что не принесет ничего, кроме бессмысленно потраченного времени.

     На снимках: Корабельный зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан».
Башенная установка одноместного боевого модуля «Кливер».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex