на главную страницу

14 Апреля 2007 года

Армия и общество

Суббота

Место сбора — Тверь

Юрий АПАЛЬКОВ, «Красная звезда».



Под руководством заместителя главнокомандующего Сухопутными войсками по воспитательной работе – начальника управления воспитательной работы генерал-майора Виктора Батмазова на базе Тверского суворовского военного училища прошли сборы заместителей начальников суворовских военных училищ по воспитательной работе.

     Более десяти лет в Сухопутных войсках не проводились подобные мероприятия, отвечая на вопросы корреспондента «Красной звезды», подчеркнул генерал-майор Батмазов. Регулярно проводя сборы с начальниками училищ и кадетских корпусов, мы почему-то упустили из вида заместителей начальников суворовских военных училищ по воспитательной работе. Кому как не им, непосредственным организаторам воспитательной работы, делиться друг с другом позитивным опытом. Кстати, и место проведения сборов было выбрано совсем не случайно. Тверское училище, которым вот уже более 15 лет руководит генерал-майор Юрий Федоров, сегодня одно из лучших, тут есть чему поучиться и что перенять для реализации на базе уже своих училищ. Поверьте, сам обмен опытом дорогого стоит.
     Уделяя большое внимание роли суворовских военных училищ, кадетских корпусов в подготовке военных кадров, главнокомандующий Сухопутными войсками, управление воспитательной работы Сухопутных войск приняли решение совместить проведение сборов с военным советом Сухопутных войск. Серьезный разговор о путях повышения качества воспитания и обучения, поддержания правопорядка и воинской дисциплины, начавшись в штабе Сухопутных войск, продолжился оживленной двухдневной дискуссией уже на базе Тверского суворовского военного училища. Вопросы укрепления воинской дисциплины и правопорядка всех категорий военнослужащих суворовских училищ, организация учебного процесса и взаимодействие с родительскими комитетами стали «театром боевых действий» для воспитателей Казанского, Санкт-Петербургского, Уссурийского, Ульяновского и других суворовских училищ, Омского кадетского корпуса.
     При этом в своем докладе заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками по воспитательной работе – начальник управления воспитательной работы генерал-майор Виктор Батмазов обратил особое внимание на тот факт, что по результатам работы комплексных групп Главного командования Сухопутных войск в суворовских военных училищах и кадетских корпусах в 2006—2007 гг. организация воспитательной работы в них в целом отвечает требованиям руководящих документов, реальному морально-психологическому состоянию всех категорий личного состава, состоянию правопорядка и дисциплины. В числе лучших были названы Санкт-Петербургское, Московское, Екатеринбургское, Уссурийское суворовские военные училища, Санкт-Петербургский ракетно-артиллерийский кадетский корпус.
     Однако отсутствие в последние 10—12 лет единого руководящего и координирующего органа военного управления привело к тому, что сегодня нет единой системы организации и проведения мероприятий воспитательной работы, поддержания правопорядка и воинской дисциплины в суворовских военных училищах и кадетских корпусах.
     Существенные различия в требованиях основных руководящих документов по планированию воспитательной работы в учебных заведениях, а именно приказ министра обороны РФ 2001 года № 25, организационно-методические указания Главного командования Сухопутных войск, а также аналогичные указания командующих военных округов, привели к тому, что каждая прибывающая комиссия вышестоящего органа военного управления предъявляет свои требования к порядку и содержанию планирования, организации и проведения воспитательных мероприятий. В результате чего в учебных заведениях отрабатывается от 6 (Московское СВУ) до 24 (Уссурийское, Санкт-Петербургское СВУ) планирующих документов. Многочисленные планы, системы работы дублируют друг друга, они не обеспечиваются временем в распорядке дня, наличием сил и средств. Все это порождает формализм и бумаготворчество в одних учебных заведениях и упрощенчество в других. Именно искоренению этих негативных явлений и должны послужить регулярные сборы офицеров воспитательных структур суворовских училищ.
     Самой кропотливой работой офицеров-воспитателей по-прежнему остается отбор будущих суворовцев и кадетов из числа абитуриентов. И помогать им в этом должны группы профотбора, но, как выяснилось в процессе сборов, в некоторых вузах их попросту нет. В итоге вся работа по профотбору целиком ложится на плечи заместителей начальников училищ по воспитательной работе. Но даже не это сегодня беспокоит офицеров-воспитателей больше всего. Юные, хрупкие души их воспитанников, зачастую детей из неблагополучных семей, сирот или, напротив, избалованных чад состоятельных родителей, нуждаются в квалифицированных воздействии и помощи. Работа психолога, признали все участники сборов, становится одним из главных критериев в решении вопросов дисциплины и правопорядка. Вся проблема заключается лишь в том, что на все училище лишь один психолог, в то время как жизнь подсказывает, что практически в каждой роте должен быть свой специалист по психологии.
     - Мы выезжали во многие суворовские училища, - продолжил генерал-майор Батмазов, - и в ходе данных сборов с заместителями начальников суворовских училищ и кадетских корпусов попытались выявить самые существенные проблемы, присущие каждому вузу. Безусловно, причины возникновения проблем и возможные варианты их решения могут быть во многом схожи, а быть может, и наоборот, поэтому мы и постарались их вынести на обсуждение. Итогом сборов станут специальные рекомендации для всех суворовских училищ, что, безусловно, должно стать хорошим подспорьем в работе офицеров-воспитателей суворовских училищ.
     Было бы неправильно не отметить высочайший уровень организации и проведения данного мероприятия. И что самое главное, для начальника Тверского СВУ генерал-майора Юрия Федорова и его заместителя по воспитательной работе полковника Александра Пыжова сборы не стали каким-то авральным событием. Тверское училище действительно сегодня в числе лучших, а его материальная база по праву может считаться предметом гордости командования Сухопутных войск. Вооружившись опытом коллег, офицеры-воспитатели вернутся к своим суворовцам и кадетам, чтобы продолжать прививать им высокие нравственные качества, ценности гражданина и патриота, формировать в их сознании понятия взаимовыручки и войскового товарищества, умение и желание подчиняться и выполнять приказы командиров и начальников. А уже через год они вновь соберутся для того, чтобы подвести итоги проделанной работы и поделиться опытом.
     На снимке: идет обсуждение.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex