Совсем недавно в России отметили День космонавтики. В этот праздник традиционно внимание общественности было привлечено не только к истории освоения космоса, в которой наша страна сыграла выдающуюся роль, но и к проблемам, стоящим перед отечественной космонавтикой сегодня, к новым проектам. Естественно, не был обойден вниманием и «Клипер» - корабль, который скоро станет основой пилотируемой космонавтики в нашей стране.
Как известно, проект многоразовой космической транспортной системы нового поколения разрабатывается в одном из ведущих предприятий отрасли - Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия». Появление «Клипера» сегодня особенно актуально, ведь пилотируемым «Союзам», на которых до сих пор доставляют экипажи на МКС, более сорока лет и они уже трижды модернизировались. Несмотря на свою знаменитую надежность, эти корабли устарели и морально, и по элементной базе.
Другой немаловажный фактор заключается в том, что для обслуживания МКС, полета к другим планетам нужно иметь вместительный многоразовый корабль.
Перспективы «Клипера» обрисовал президент, генеральный директор корпорации Николай Севастьянов.
Новый корабль можно будет выводить на орбиту как с Байконура, так и с космодрома Плесецк, находящегося в Архангельской области. «Клипер» может менять траекторию во время посадки, что позволит ему приземляться там, где надо.
Сегодня РКК «Энергия» совместно с ЦСКБ «Прогресс» ведет проработку новой космической транспортной системы, позволяющей выводить на орбиту объекты массой до 12 тонн, в перспективе и «Клипер». Что касается Плесецка, то для запуска нового корабля с этого космодрома планируется использовать модернизированные ракеты-носители «Союз-2» и «Союз-3».
«Союз-3», как отметил Николай Севастьянов, сможет выводить на орбиту грузы массой до 15 тонн.
В планах ракетно-космической корпорации создание к 2017 году флота из пяти кораблей «Клипер», причем два из них будут базироваться в Плесецке. Но для этого кораблю нужно пройти серьезные летные испытания, которые, возможно, начнутся в 2013 году.
Стоимость программы, включая весь комплекс работ от разработки и испытаний до постройки, составит около 50-60 млрд. рублей.
Напомним, что «Клипер» - это корабль с многоразовой возвращаемой капсулой общей длиной более 10 метров и со стартовой массой до 14,5 тонны. Он сможет доставить на орбиту 6 человек экипажа и 700 килограммов груза. В нем широко использован уникальный опыт «Союзов», а отечественный челнок с несчастливой судьбой «Буран» даст новичку решения по многоразовому теплозащитному покрытию и уникальную навигационную систему.
Новый корабль сможет работать по широкому спектру программ: от МКС до полетов на Марс и Луну. В сравнении с работающим сегодня кораблем «Союз» новичок будет удобнее и вместительнее.
Себестоимость доставки «Клипером» на орбиту одного космонавта составит около 9 млн. долларов, что в 3-4 раза меньше, чем «Союзом».
Все это, отметим, - характерные черты перспективного пилотируемого корабля.
|