на главную страницу

18 Апреля 2007 года

Геополитика

Среда

«Кладовые» Средней Азии и Россия

Игорь НОВИКОВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



В начале апреля министр иностранных дел Сергей Лавров совершил поездку в Туркмению. Как сообщил он по возвращении в Москву, президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов рассчитывает в ближайшее время на встречу с президентом России. По словам министра, новый глава Туркмении в ходе встречи с ним «подтвердил приверженность всем планам по сотрудничеству с Россией, в частности в энергетической сфере». Глава российского внешнеполитического ведомства отметил, что министерства иностранных дел России и Туркмении работают над согласованием сроков встречи на высшем уровне.


     СИМПТОМАТИЧНО, что новый руководитель Туркмении совершит свой первый зарубежный визит именно в Москву. Правда, до этого он намерен в ближайшие дни в качестве паломника побывать в Саудовской Аравии, чтобы поклониться мусульманским святыням Мекки и Медины. Но это дань уважения духовным традициям Востока, где лидер может рассчитывать на авторитет среди соотечественников, если помнит о древнем культурном наследии.
     Не случайно предшественник Гурбангулы Бердымухаммедова - опытный и по-восточному мудрый Сапармурат Ниязов стал автором двухтомного сочинения «Рухнама» («Книга духа»), которое служит для жителей Туркмении основным кодексом поведения. В нем первым туркменским президентом были заложены заветы грядущим поколениям своего народа. Основная задача книги «Рухнама», говорил Ниязов, - «направление духовного развития, восстановление забытых обычаев и традиций».
     Надо также заметить, что в России до сих пор бытует весьма упрощенное представление о туркменском народе и его истории. Между тем у каждого из народов Средней Азии свое многовековое культурное и политическое прошлое, будь то таджики, узбеки или туркмены. Мало кто знает, например, сегодня в России, что исторически туркмены - военный народ. На это обратил внимание израильский публицист Авраам Шмулевич, который справедливо указал, что вплоть до конца XIX века они являлись, так сказать, чеченцами Средней Азии. Так же, как последние на Кавказе, они опустошали своими набегами сопредельные районы - от центра Ирана и до Астрахани и имели репутацию отчаянных, ни перед чем не останавливающихся воинов. Окончательно туркмены были интегрированы в состав Российской империи военно-политическими методами относительно недавно - в 1881 году генералом Скобелевым. Английская пресса писала тогда по этому поводу: «Отчаянное упорство, выказанное ахал-текинцами (туркменами) при защите, почти беспримерно в летописях Средней Азии, и счастье наше, что афганцы не были похожи на сынов туркменских степей».
     Кстати сказать, покойный Сапармурат Ниязов в значительной степени опирался на представителей своего племени Ахалтеке (традиционно туркмены делятся на племена, их насчитывается 24). Но это история, без которой, впрочем, трудно понять соседние народы и их образ мышления…
     Что касается дня сегодняшнего, то в истории российско-туркменских отношений открывается, несомненно, новая страница. Руководство России намерено вывести эти отношения на новый уровень. Не случайным в связи с этим видится назначение вице-премьера Сергея Нарышкина сопредседателем туркмено-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Известно, что бывший до Нарышкина на этом посту руководитель Росэнерго Сергей Оганесян так и не приступал к работе. Да и Игорь Юсуфов, который также представлял Россию в этой комиссии, мало что сумел реально сделать для выведения межправительственного сотрудничества с Туркменией на более высокий уровень.
     Контакты между Россией и Туркменией не ограничиваются межгосударственными отношениями. Параллельно поездке Сергея Лаврова в Ашхабад делегация Туркмении, возглавляемая министрами экономического блока, побывала в Свердловской области. Региональные контакты, наметившиеся на уровне Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Астрахани, дополняют взаимное стремление Москвы и Ашхабада не замыкать отношения между двумя республиками бывшего СССР рамками темы экспорта газа для «ненасытной» Западной Европы.
     Ожидается также, что на этой неделе (22 - 23 апреля) в Ашхабаде после большого перерыва возобновит работу специальная рабочая группа по Каспию, в состав которой входят представители Азербайджана, Казахстана, России, Туркмении и Ирана. Возможно, что теперь удастся достигнуть консенсуса относительно проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря или по крайней мере выработать единую позицию бывших советских республик, что позволит склонить к компромиссу Тегеран. Иранцы настаивают на принципе деления Каспия на пять равных частей (на деле это заставило бы четыре постсоветские республики поделиться с Ираном своим морским сектором).
     ВНИМАНИЕ, которое уделяет сегодня Россия развитию отношений с Туркменией, как и в целом с постсоветскими государствами Средней Азии, вполне объяснимо. Стремление Москвы к развитию торгово-экономических и политических связей с республиками, еще недавно представлявшими значительный сегмент единого экономического и оборонного пространства евразийской сверхдержавы, детерминировано несколькими факторами.
     Во-первых, новые независимые государства, вынужденно возникшие в начале 90-х годов из-за распада СССР, подвергаются давлению со стороны находящихся в подполье экстремистских организаций, практикующих в борьбе за власть террористические методы. Религиозные фанатики стремятся к исламизации общественно-политической жизни, что, как показывает пример Афганистана времен талибов, ведет к отбрасыванию социального бытия на многие десятилетия, если не на столетия.
     Россию, приложившую много усилий для сдерживания религиозного экстремизма, отнюдь не радует перспектива «исламизации» Средней Азии, которая неизбежно станет в этом случае плацдармом для операций радикальных организаций против Российской Федерации. Москва однозначно заинтересована в сохранении светских режимов в столицах постсоветских республик Средней Азии, нуждающихся во всесторонней поддержке со стороны «старшего брата». Инструменты этой поддержки известны: двусторонние связи, Евразийское экономическое сообщество, Организация Договора о коллективной безопасности и Шанхайская организация сотрудничества.
     Во-вторых, после событий 11 сентября 2001 года (авиационная атака экстремистов на Нью-Йорк) в Средней Азии оказались воинские подразделения стран НАТО, которые стремились проникнуть в «мягкое подбрюшье» России еще в XIX веке. «Западники» обрели военные базы в Киргизии и Таджикистане (из Узбекистана их уже выдворили) под предлогом необходимости противостояния «общей угрозе». Но системный анализ их деятельности на территории Средней Азии показывает, что потребность в свержении режима талибов в Афганистане была лишь поводом для получения плацдарма в зоне жизненных интересов России. Укрепление влияния западных стран в Средней Азии, сопровождающееся захватом их компаниями ключевых позиций в экономической сфере, однозначно не в национальных интересах России.
     В-третьих, Средняя Азия еще с досоветских времен в какой-то мере является сырьевой базой для России. Ныне особо важное значение для Москвы приобрело сотрудничество в газовой сфере. На территории Российской Федерации имеются свои огромные месторождения «голубого топлива», но газовый баланс в нашей стране на ближайшие годы довольно напряженный. России (точнее говоря, «Газпрому») приходится выполнять многолетние контракты на поставки газа в Европу, приостановка которых вызвала бы экономический и внутриполитический коллапс в западных странах, население которых привыкло к весьма комфортной жизни за счет чужих ресурсов еще со времен колониального покорения Америки, Африки и Индии.
     Наша справка. Объем экспорта российского газа по итогам 2006 года превышает 140 млрд. кубометров в год. Почти 65 процентов из этих объемов составляют поставки в европейское дальнее зарубежье, включая страны Балтии (остальное – страны СНГ). В ближайшие годы экспорт в Евросоюз превысит 150 млрд. кубометров в год, что составит почти 40 процентов российской среднегодовой газодобычи (35 процентов в 2006 году).
     

     Сегодня ряд российских аналитиков высказывают опасения, что у «Газпрома» в ближайшие годы возникнут серьезные проблемы из-за непрогнозируемого еще пять – семь лет назад ускорения экономического возрождения России. Внутреннее потребление газа в нашей стране растет быстрее, чем ожидалось аналитиками крупных корпораций, и в связи с этим ряд западных экспертов с неким злорадством предрекают России проблемы с ее внешними обязательствами. Возможно, российский газовый гигант действительно несколько увлекся внешними (а также непрофильными в России) приобретениями и запоздал с инвестициями в газодобычу. Но выход из ситуации все же есть.
     Некоторые аналитики даже считают, что «Газпрому» и не стоит торопиться с разработкой как основной Ямальской группы месторождений, так и Штокмановского месторождения (тем более что на их освоение потребуется в общей сложности более 50 млрд. долларов). Достаточно сосредоточить основные усилия на инвестировании в уже освоенные месторождения. Речь идет в первую очередь о Харвутинской «площадке» Ямбургского месторождения (в 2007 году потребуется около 26 млрд. рублей) и освоении Южно-Русского месторождения (21 млрд. рублей).
     ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ газового баланса по внутреннему потреблению и экспорту (не принимая во внимание интерес Китая к газу из России) «Газпрому» можно «приберечь» свои дорогостоящие арктические месторождения и сосредоточиться на наращивании покупок «голубого топлива» в Средней Азии. Тем более что страны Средней Азии способны к существенному увеличению добычи – при содействии геологоразведке на их территориях и созданию новых экспортных транспортных коридоров.
     Газопровод Средняя Азия – Центр, по которому Российская Федерация получает с советских времен «голубое топливо», явно «обветшал» и нуждается в модернизации. В лучшем случае через него можно транспортировать из Туркмении не более 50 млрд. кубометров газа, хотя когда-то он пропускал до 100 млрд. кубометров.
     Наша справка. В 2007 году Туркмения намерена добыть 80 млрд. кубометров природного газа, из которых 50 млрд. будут экспортированы в Россию, 8 млрд. – в Иран. В первом квартале 2007 года добыча газа возросла на 50 процентов к аналогичному периоду прошлого года (с января по март 2006 года производство газа составляло 18,75 млрд. кубометров).
     

     В отношении запасов природного газа в Туркмении у западных экспертов имеются некоторые сомнения, основанные на том, что до смерти Сапармурата Ниязова было затруднительно провести независимый аудит газовых запасов в этой республике (западные оценки запасов колеблются от 8 до 20 трлн. кубометров, британские эксперты из «Бритиш петролеум» ведут речь о 2,9 трлн. кубометров доказанных запасов). В СМИ появились даже сообщения, что в начале прошлого года имело место временное уменьшение подачи газа населению, и столичный Ашхабад испытал якобы перебои с топливом.
     Но новое руководство Туркмении категорично опровергает сообщения, ставящие под сомнение способность Ашхабада выполнять принятые на себя обязательства по поставкам газа. Президент Гурбангулы Бердымухаммедов недавно заявил на открытии газокомпрессорных станции Дерьялык и Йыланлы в Дашогузском велаяте (области), что «Туркменистан обладает колоссальными запасами нефти и газа, причем эти запасы были определены еще до распада Советского Союза». Он подчеркнул, что у республики «достаточно газа, чтобы продавать его и в Россию, и в Иран, и в Китай, и по другим направлениям». В качестве примера туркменский лидер привел газовое месторождение «Осман», при бурении на котором в прошлом году «образовался газовый фонтан такой мощности, что работы по закрытию этого фонтана затянулись на четыре месяца». Туркменские специалисты считают, что открытый пласт в десять раз превышает все ныне разрабатываемые запасы.
     Наша справка. По открытым данным, обязательства Туркмении перед зарубежными странами таковы: России («Газпрому») - 50 млрд. кубометров в 2007 году (в дальнейшем до 80 млрд.); Ирану - 8 млрд. кубометров (14 млрд. – в 2008 г. после расширения газопровода); Китаю - 30 млрд. кубометров с 2009 года. Кроме того, Евросоюз ожидает 30 млрд. кубометров для проектируемого газопровода «Nabucco» (через Каспий, Азербайджан и Турцию в Европу). Трансафганский газопровод в Пакистан и Индию может потребовать еще 30 млрд. кубометров в год.
     

     КРУПНЫМИ месторождениями природного газа располагает, помимо Туркмении, и ряд других республик, расположенных в Центральной Азии. Например, Казахстан, который в прошлом году закачал в газотранспортную систему «Газпрома» 24 млрд. кубометров газа. Астана после смерти С.Ниязова интенсифицировала контакты с Ашхабадом в энергетической сфере.
     В марте президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов принял министра энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Бахыткожа Измухамбетова, который прибыл в Ашхабад по поручению президента Нурсултана Назарбаева. В ходе встречи, как говорилось в официальном сообщении, «основное внимание было уделено вопросам увеличения объемов транзита туркменского природного газа через территорию Казахстана как в северном, так и в других направлениях, рассматриваемых Туркменистаном в числе наиболее перспективных». Ожидается, что в этом году состоится визит Гурбангулы Бердымухаммедова в Астану.
     Наша справка. В настоящее время туркменский газ транспортируется в Россию через территорию Казахстана по трубопроводу Средняя Азия – Центр. Одной из тем переговоров в Астане может стать вопрос о совместной модернизации этого экспортного маршрута. Другая тема – лоббируемый Евросоюзом газопровод «Nabucco». Этот транскаспийский маршрут, выводящий среднеазиатский газ в Европу, обе страны относят к числу перспективных трубопроводных проектов.
     В Россию природный газ может поступать также из Узбекистана. В прошлом месяце в Ташкенте председатель правительства РФ Михаил Фрадков провел переговоры, на которых, в частности, шла речь о возможном увеличении поставок узбекского газа на российский рынок. Ежегодно Узбекистан добывает около 60 млрд. кубометров природного газа, но большая его часть идет на внутренние нужды.
     Российская сторона заинтересована в инвестициях в топливно-энергетический комплекс Узбекистана, которые уже составили более 2,5 млрд. долларов. Сегодня средства необходимо вкладывать прежде всего в инфраструктуру, ориентированную на экспортные поставки углеводородов в Россию. В Узбекистане в 2006 году было закуплено около 5 млрд. кубометров газа, но в этом году «Газпром» может приобрести уже 13 млрд. кубометров. Российские эксперты считают, что «если инвестировать средства в развитие магистральных газопроводов и новые месторождения, Узбекистан может стать серьезным игроком на газовом рынке, сопоставимым с Туркменией».
     Активно работает в Узбекистане российская компания «ЛУКОЙЛ». Председатель правительства России Михаил Фрадков заявил журналистам, подводя итоги российско-узбекских межправительственных переговоров, что «ЛУКОЙЛ» пришел сюда всерьез и надолго. В газовой сфере компания «создает хорошую конкуренцию наравне с «Газпромом», строго соблюдая требования по экологической безопасности».
     В 2007 году «ЛУКОЙЛ» планирует инвестировать в Узбекистане в проект «Кандым - Хаузак - Шады - Кунград», который реализуется на условиях соглашения о разделе продукции, около 300 млн. долларов. На сегодняшний день это самый крупный инвестиционный проект в республике. В конце этого года должен быть добыт первый промышленный газ. В дальнейшем на месторождении Кандым будет построен завод по переработке добываемого здесь природного газа (к 2011 году мощность - 10 млрд. кубометров в год).
     Неплохие перспективы открываются для России и в Таджикистане, где, по предварительным данным, запасы «голубого топлива» составляют более 1 трлн. кубометров. «Газпром» получил в этой республике две лицензии на проведение геологического изучения на нефтегазоперспективных площадях Саргазон в Хатлонской области (к юго-востоку от Душанбе) и Ренган в районе Рудаки (в 20 километрах к югу от Душанбе). Перспективные ресурсы свободного газа в Саргазоне оцениваются в 30 млрд. кубометров, а в Ренгане - в 35 млрд. кубометров.
     В настоящие время на юге Таджикистана открыто 12 месторождений нефти и газа, в том числе 6 нефтяных, 4 газовых и 2 нефтегазовых, из которых в разработке пока находятся 2 газовых и 5 нефтяных месторождений. Потребности республики в газе составляют чуть больше одного миллиарда кубометров в год (1,2 – 1,3 млрд.), остальной добываемый газ можно было бы экспортировать в Россию. Пока же из-за неразвитости газодобывающей промышленности потребности Таджикистана в «голубом топливе» в основном покрываются за счет импорта. В 2007 году в Узбекистане будет закуплено около 700 млн. кубометров газа.
     Таким образом, для России весьма резонно развитие сотрудничества с государствами Средней Азии в нефтегазовой сфере. Их запасы «голубого топлива» позволяют на среднесрочную перспективу поддерживать газовый баланс России на приемлемом уровне. Разумеется, на среднеазиатском «энергетическом поле» все более активны Евросоюз и Китай, но это уже отдельная тема.
     



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex