на главную страницу

19 Апреля 2007 года

Армия и общество

Четверг

Легко ли быть механиком-инструктором?

Тарас РУДЫК, «Красная звезда».



     Должность механика-инструктора танка или БМП можно отнести к одной из самых трудных в Сухопутных войсках. В линейных частях механики-водители отвечают за техническое состояние своей машины и за умелую и грамотную ее эксплуатацию в ходе плановых занятий и тактических учений. Однако занятия или учения в таких частях проводятся не каждый день, поэтому у этих людей все же есть время для передышки. Ведь тот же мотострелковый полк, как правило, не занимается в полном составе в учебном центре, если это не учение или не подготовка к нему. Боевая подготовка даже в частях постоянной готовности построена таким образом, что подразделения выезжают на полигон поочередно.
     У механиков-инструкторов батальона обеспечения учебного процесса (БОУП) Омского танкового инженерного института (ОТИИ) полевые занятия проводятся ежедневно, кроме выходных и праздничных дней и периода курсантских каникулярных отпусков. Работать в таком режиме тяжело: сегодня вождение в одном курсантском взводе, завтра – в другом и т.д.
     Обучаемые – с разным уровнем подготовки, хотя и водят танки с 1-го курса. Во время эксплуатации машины курсант по незнанию или рассеянности способен допустить ошибочные действия, следствием чего могут стать серьезные неисправности. Механик-инструктор должен вовремя предупреждать ошибки.
     - В нашем подразделении – не одна сотня человек и большое количество бронетанковой и автомобильной техники, – рассказывает заместитель командира БОУП по воспитательной работе подполковник Тарас Ивахненко. – Поскольку вуз готовит будущих военных инженеров, то здесь бронетехника, как говорится, на любой вкус: танки, БМП, БТРы, БРМ, БМД и другие машины. Нагрузка на механиков-инструкторов очень большая.
     Ежедневно утренний подъем личного состава БОУП происходит в 6.30. Однако механики-инструкторы вынуждены вставать раньше. По-другому не получается, потому что с 9 утра у курсантов начинаются занятия. Подготовить танк к эксплуатации, заправить его горючим, добраться до полигона – на все нужно время. А не поставить машину к 9.00 на исходный рубеж – это в институте расценивается как чрезвычайное происшествие.
     Когда в курсантском взводе идет занятие по вождению, то на маршруте танкодрома постоянно находится порядка 10-12 машин. Помимо вождения, техника используется в ходе тактических занятий. Так что механики-инструкторы (как из числа солдат по призыву, так и прапорщики) – самые «ранние пташки» в батальоне обеспечения учебного процесса.
     А теперь представьте, что человек служит в таком ритме 18 лет! Как, например, старший механик-инструктор по вождению танков старший прапорщик Николай Попенко. Еще в 1984 г. он окончил учебное танковое подразделение в одной из частей Южной группы войск, а после срочной службы в 1986 г. – школу прапорщиков. В Омском институте Николай Александрович с 1989 года (правда, в то время у этого вуза был статус военного училища). Многие из тех, кого прапорщик Попенко когда-то ругал за несоблюдение температурных режимов танка в процессе его эксплуатации, уже стали полковниками, а кто-то, может, и генералом.
     К тому, что Николай Александрович ежедневно ни свет ни заря срывается с теплой постели, привыкли и его жена Светлана, работающая в аптеке, и дочь – школьница Анастасия. Когда Настя просыпается, папа уже на полигоне...
     Пять лет служит в БОУП командир танкового взвода прапорщик Владимир Брайченко. Он всегда на полигоне вместе со своими подчиненными, нередко заменяя их в качестве механика-инструктора. И его ранние выходы на службу воспринимаются, как само собой разумеющееся, супругой Аленой и 13-летним сыном Сашей.
     13 лет проходит службу в батальоне старшим механиком-инструктором по вождению старший прапорщик Алексей Авраменко, семь лет в такой же должности прапорщик Роман Романов. Этот список тружеников БОУП еще долго можно продолжать…
     Зимой механики-инструкторы нередко работают на сильном трескучем сибирском морозе. Весной же на здешних полигонах – «грязищи по уши». После снежных зимних месяцев здесь настоящее половодье, идешь, а под ногами хлюпает серая жижа.
     Осенью грязи не меньше – бывает, что дожди идут неделями. Зачастую по образовавшемуся вязкому «болоту» не то что гнаться за «противником» – ходить трудно.
     Летом в танке духота от раскаленной брони, а на полигонных дорогах клубы пыли. Механики-инструкторы, можно сказать, месяцами «без вылазки сидят» на танковых и БМП директрисах. Подразделения сменяют друг друга на полигоне в процессе учебы, а «знатоки железа» остаются.
     - Само название нашего батальона говорит о его предназначении, – продолжает разговор подполковник Ивахненко. – Поскольку в институте много различной техники, в том числе и устаревшей, то вся она не может постоянно работать идеально. Случаются неисправности, поломки. Их устранением занимается ремонтная рота под командованием капитана Виталия Диянешева.
     Ежедневно в пути около 30 автомобилей ОТИИ. Подвоз горючего, продовольствия, материальных средств – задачи автомобильной роты батальона обеспечения учебного процесса. Также институт постоянно выделяет транспорт на проведение гарнизонных мероприятий в городе.
     Между прочим на традиционных международных выставках военной техники и вооружения Сухопутных войск, которые проводятся в Омске, тактико-технические характеристики наших танков демонстрируют именно механики-инструкторы ОТИИ. Так что, можно сказать, в это время в руках военных «работяг» не просто рычаги танков, а серьезные контракты наших оборонщиков. Ведь задача механика-инструктора – не просто проехать по определенному маршруту, а сделать это так лихо, чтобы русский танк «засверкал» во всей своей красе и вызвал восторг у иностранных гостей. Помните фотоснимок, обошедший многие мировые издания: летящий в буквальном смысле танк «Черный орел»? Тогда многие СМИ «выстрелили» броскими заголовками типа «Полет «Черного орла» и т.п. Так вот, тогда за рычагами этой железной «птицы» сидел механик-инструктор Омского танкового инженерного института…
     В штабе БОУП Омского института – военнослужащие более десятка специальностей: токари, водители-слесари, водители-сварщики, водители-аккумуляторщики, крановщики, экскаваторщики, повара, связисты и другие.
     - Приятно осознавать, что твой труд востребован и от него напрямую зависит качество подготовки будущих офицеров, – говорит старший механик-инструктор по вождению прапорщик Романов. – Когда это глубоко осмысливаешь, то забываешь, что уже восьмой час находишься на морозе, а на завтра метеорологи снова обещают – 30оС. Просто работаешь, и тебя благодарят за это и преподаватели, и курсанты. Ты понимаешь, что нужен людям, армии, России. К тому же семья, которая тебя поддерживает и понимает, рядом. Что еще нужно для счастья?
     «Нам без этой брони уже нельзя», – в свою очередь, улыбаясь, добавил старший прапорщик Николай Попенко и, сняв шубенку (теплая сибирская рукавица. – прим. авт.), мягко провел ладонью по башне танка.
     Движение руки механика-инструктора показалось мне прикосновением не к бесчувственному и холодному железу, а к живому существу, к которому за годы службы эти люди прикипели душой. Это и есть любовь к броне, страсть и нежность к «ревущему зверю».
     На снимке: старший прапорщик Николай ПОПЕНКО, прапорщики Владимир БРАЙЧЕНКО и Роман РОМАНОВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex