на главную страницу

20 Апреля 2007 года

Армия и общество

Пятница

РАВНЕНИЕ НА «ОБОРОНКУ»

Ольга ПОСПЕЛОВА.



Подобно зданию, которое должно иметь прочную опору, российская экономика сегодня выбирает «точкой отсчета» оборонную промышленность. Реализация стратегического курса на инновационное развитие отечественной индустрии, определенного руководством страны, требует применения интеллектуального потенциала высококвалифицированных специалистов, 80 процентов которого, по данным экспертов, сосредоточено именно в российском ОПК. Благо, большинству предприятий отрасли, несмотря на депрессивные годы неопределенности и безденежья, удалось не только выжить, но сохранить и даже преумножить свой потенциал. И все это в условиях стремительного старения производственного оборудования и острого дефицита кадров, практически без поддержки государства, за счет собственного энтузиазма, усилий и средств. Теперь, похоже, смутное время закончилось и пора переходить к активным действиям.

     Президент России Владимир Путин четко определил приоритетные направления в развитии российской «оборонки». Авиастроение, ракетно-космическая отрасль и судостроение станут основой ее фундамента, от прочности которого будут зависеть в дальнейшем устойчивость и жизнеспособность экономической конструкции страны. В этих областях уже созданы интегрированные структуры – альянсы наиболее успешных предприятий по принципу рационального объединения производственных, финансовых и интеллектуальных возможностей, построения эффективных, прозрачных систем управления и контроля по выбранным индустриальным направлениям. «Коэффициент полезного действия» этих структур можно будет определить по прошествии времени, но даже по оценкам сегодняшнего дня применение такого подхода, принятого, кстати, во всем мире, уже позволило предприятиям некоторых отраслей российской промышленности перейти от хаотичной тактики «выживания в одиночку» к разработке четкого плана совместных действий. В ОПК опыт, полученный при этом в решении вопросов финансирования, создании общих проектов и обеспечении производства ряда конкурентоспособной продукции, не только положительно отразился на объемах заказов и продаж на внутреннем рынке, но и повлиял на показатели военно-технического сотрудничества России.
     По данным ФГУП «Рособоронэкспорт», объем экспорта продукции военного назначения в 2006 г. составил около 5,6 млрд. долларов.
     Во многом благодаря началу реализации планомерной интеграционной политики в ОПК во многих его секторах уже наметились положительные тенденции. В авиастроении, например, создана Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Помимо собственных средств предприятий — участников ОАК, в рамках господдержки для реализации пяти «авиационных» программ выделено более 300 млрд. руб. В ракетно-космическом комплексе действует четыре программы с общим бюджетом от государства около 430 млрд. руб.
     В судостроении все только начинается. После 9 лет безуспешных попыток принятия соответствующего закона и полного отсутствия в этой отрасли целевых госпрограмм приняты наконец решения о создании Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) о разработке и включении в проект трехлетнего бюджета страны ФЦП по развитию гражданского судостроения до 2015 г. Удивительно, что это не было сделано ранее. Ведь в общей сумме прибыли ОПК России за 2006 г. (около 26 млрд. руб.) доля судостроения составила всего 1,8 млрд., и то во многом благодаря экспортным заказам.
     
Один в поле не воин

     Понимание перспектив ОПК и обоснованности отведения ему роли лидера в инновационном «марш-броске» отечественной экономики привело к усилению внимания к состоянию «оборонки» практически во всех ветвях государственной власти.
     В марте 2007 г. в Москве на территории одного из ведущих предприятий в области газотурбинного двигателестроения ФГУП «ММПП «Салют» состоялась Всероссийская конференция «Развитие оборонно-промышленного комплекса как фактор национальной безопасности Российской Федерации», организованная при участии Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, Федерального агентства по промышленности, Минпромэнерго РФ, ФГУП «Рособоронэкспорт», Лиги содействия оборонным предприятиям. В мероприятии из 334 представителей приняли участие 12 депутатов Государственной Думы РФ и членов Совета Федерации, 25 глав и представителей федеральных органов исполнительной власти, 82 руководителя предприятий ОПК, 14 руководителей ассоциаций и объединений этой отрасли.
     Место проведения столь масштабного и уникального по своей значимости мероприятия было выбрано не случайно. По словам первого заместителя председателя Правительства России, председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Сергея Иванова, в ОПК России в ближайшее время планируется создать 50-60 интегрированных структур с последующим их укрупнением до 35-40 к 2015 г. Приоритет здесь отдан стратегически важным предприятиям, выпускающим продукцию в сфере высоких технологий, к которой, безусловно, относится и газотурбинное двигателестроение. Не случайно одна из задач, поставленных перед Управлением инновационной промышленности Роспрома на 2007 г. - создание интегрированных структур в авиационном двигателестроении и разработка национальной стратегии в этой области. ФГУП «ММПП «Салют», которое в этом году отметит свой 95-летний юбилей и по праву считается одним из самых успешных предприятий в двигателестроительной отрасли, стало пионером создания интегрированной производственной структуры. В ее состав сегодня помимо головного вошли 9 региональных предприятий, между которыми налажены тесные кооперационные связи: ОАО «Агрегат», филиал ВМЗ «Салют», НТЦ МКБ «Гранит», филиал «НИИД», филиал МКБ «Горизонт», ОАО «КБ «Электроприбор», ОАО «ГМЗ «Агат», АО «Топаз», филиал АО «Прибор». В ближайшем будущем список дополнят еще три организации: ФГУП «ОМО им. П.И. Баранова» (г. Омск), ОАО «НИИТ» (г. Уфа) и ОАО «НФМЗ» (г. Наро-Фоминск).
     В основу подобного объединения, по мнению Юрия Елисеева, генерального директора ФГУП «ММПП «Салют», заложен принцип максимальной эффективности организации производства, снижения себестоимости изготовления продукции, минимизации издержек, повышения экономической эффективности разработки и производства ВВТ, создание оптимальных условий для диверсификации и обеспечение долговременной устойчивой деятельности предприятий интегрированной структуры. Иными словами, его целью является создание крупного научно-производственного комплекса газотурбиностроения, обеспечивающего полный жизненный цикл продукции от разработки до эксплуатации. В столице располагаются ведущие технические вузы страны: МВТУ им. Баумана, МГАПИ, МАИ, МАТИ, МИСиС, МФТИ, МЭИ и другие, сосредоточившие в себе более 30 процентов научного потенциала страны, поэтому НИОКР и опытное производство высокотехнологичной продукции, такой как газотурбинные двигатели, логично сосредоточить в центре. Серийный ее выпуск проще и дешевле передавать регионам, то есть входящим в холдинг профильным заводам, что не только обеспечивает оптимальную загрузку их производственных мощностей, но создает дополнительные рабочие места, помогает решать проблему острого дефицита кадров.
     История «Салюта» берет начало в 1912 году, когда был основан завод «Гном» – одно из первых предприятий по производству авиационных двигателей в России. Сегодня ФГУП «ММПП «Салют» – крупнейшее российское специализированное объединение по изготовлению и сервисному обслуживанию газотурбинных двигателей, руководство которого в числе первых осознало, что в современных условиях любому из предприятий ОПК для успешного развития и выпуска конкурентоспособной продукции необходимы разработка и реализация стратегии диверсификации производства. Удачно выстроенная диверсифицированная структура сегодня выгодно отличает «Салют» от многих других профильных моторостроительных предприятий. По опыту последних лет только такой современный подход в равной степени позволяет уделять должное внимание производству продукции как военного, так и гражданского назначения. В области военной авиации это производство ГТД МД-120 для малоразмерных беспилотных самолетов-мишеней комплекса «Дань» многоразового использования, создание и дальнейшее совершенствование авиадвигателей АЛ-31Ф/ФН/ФМ1 (для всемирно известных самолетов семейства Су-27, Су-30МКИ, Су-32, Су-33, Су-34), ремонт АЛ-21Ф (для Су-22, Су-24), Р-15Б-300 (для МиГ-25), изготовление узлов и деталей
     АИ-222-25 (для многоцелевого УБС Як-130). В инициативном порядке ФГУП «ММПП «Салют» за счет собственных средств (более 50 млн. руб.) без бюджетного финансирования провел и продолжает осуществлять модернизацию АЛ-31Ф. Обновленный авиадвигатель приобрел качественно новые характеристики, по словам генерального директора предприятия Юрия Елисеева, прошел все виды испытаний и в 2007 г. будет поставлен на вооружение ВВС России. Тяга силовой установки увеличена на 1.000 кг, ресурс – в 2 раза. Результаты модернизации, согласно комментариям первого заместителя начальника управления начальника вооружения ВС РФ генерал-лейтенанта Владимира Михеева, оказались даже «выше требований ТТЗ на ОКР «Демон», по которой планируется получить новый авиадвигатель АЛ-41». Последний, кстати, многие специалисты считают реальным прообразом двигателя для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА). Специалистами ФГУП «ММПП «Салют» разработано две концепции создания авиадвигателей пятого поколения. Первый подход, исходя из реального состояния экономики, требует минимума финансовых затрат и строится на поэтапной модернизации и разработке основных модифицированных узлов. Создавая и поставляя промежуточные варианты двигателя с отдельными модифицированными узлами, предполагается выйти на уровень параметров 5-го поколения, внедряя перспективные сплавы и композиты по мере их разработки и появления. Второй путь, или концепция «большого скачка», предполагает осуществить разработку двигателя на сверхвысокие (по сегодняшним меркам) параметры при одновременной концентрации усилий на проектных, конструкторских и материаловедческих решениях.
     Такой подход сегодня трудноосуществим из-за огромных финансовых затрат – свыше 1 млрд. долларов. Но есть и контраргумент в его пользу: по оценкам специалистов, если Россия в течение ближайшего десятилетия не выйдет на этот высокий уровень, отечественные авиа- и двигателестроение навсегда отстанут от мировых.
     С точки зрения создания продукции гражданского назначения интересен опыт международного сотрудничества. В кооперации с украинским АО «Мотор-Сич» (г. Запорожье) организовано производство модулей для турбореактивного двухконтурного двигателя Д-436Т, предназначенного для
     Ту-334, Як-42, Ан-72, Ан-74, многоцелевых самолетов-амфибий Бе-200. Для оснащения высокоэкономичных пассажирских и транспортных самолетов с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками налажен выпуск узлов первого в мире маршевого винтовентиляторного двигателя Д-27, уже установленного «на крыло» среднего транспортного самолета Ан-70, имеющего широкие экспортные перспективы.
     
Не только в небе, но и на земле

     Инновационные проекты «Салюта» в рамках диверсификации производства привлекли внимание представителей ТЭК и крупных транспортных структур России. Принято решение о создании на территории предприятия при поддержке Роспрома, Мининформсвязи, Российского союза промышленников и предпринимателей, правительства Москвы, руководителей ведущих технических вузов страны, известных предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса промышленно-энергетического технопарка высоких технологий. Это позволит в одном месте сконцентрировать усилия по созданию конкурентоспособной продукции не только гражданского, но военного и двойного назначения, максимально сократив время от возникновения идеи до ее внедрения в производство, коммерциализации и организации эффективно действующей системы послепродажного обслуживания. Уже сегодня интегрированное применение информационных технологий поддержки жизненного цикла продукции СALS-технологий в проектно-конструкторских работах, создании деталей и узлов ГТД, литейном производстве, механообработке, финансово-экономической деятельности и управлении предприятием, маркетинге и подготовке IT-персонала стало визитной карточкой ФГУП «ММПП «Салют». Следуя курсу, заданному правительством страны, в процессе модернизации производства предприятие ориентируется в большей степени на поиск внутренних ресурсов, а не на поддержку федерального бюджета. В течение нескольких лет на эти цели «Салют» инвестировал более 50 млн. руб. собственных средств. В итоге сегодня здесь более 500 станков с числовым программным управлением, в том числе и пятикоординатных, 4.500 компьютеризированных рабочих мест. Целью такой политики является достижение полной компьютеризации производства.
     В современных условиях возникает потребность поиска новых энергетических источников, которыми, по мнению большинства экспертов в области ТЭК, в ближайшее десятилетие могут стать только два направления: развитие атомной энергетики и создание в стране альтернативной энергосистемы на базе газотурбинных технологий (ПГУ-технологий). Газотурбинные электростанции, работающие по принципу когенерационной схемы, то есть одновременной выработки электроэнергии и тепла с возможностью регулирования их процентного соотношения, имеют кпд до 97 процентов, не требуют затрат на строительство дополнительных линий электропередачи и, кроме того, решают проблему утилизации попутного газа при добыче углеводородов. В условиях мегаполисов они могут работать даже на газе, вырабатываемом мусороперерабатывающими заводами при утилизации твердых бытовых отходов. Новые технологии уже внедрены в Ивановской области, Санкт-Петербурге, Сочи, Тюмени, Уфе, Калининграде. С учетом будущих газификации Дальневосточного региона, разработки Тихоокеанского шельфа и строительства газопровода из России в Китай их применение имеет широчайшие перспективы. По данным экспертов, экономия газа в масштабах страны за счет реализации «парогазового» сценария на 23 процента дешевле атомного и сравнима с газодобычей. Тем более что в качестве головных в ядерной энергетике России сегодня рассматриваются энергоблоки типа ВВЭР, производящие только электроэнергию, а не атомные станции теплоснабжения или атомные ТЭЦ, вырабатывающие в том числе и тепло. Внедрение ПГУ-технологий исключает дорогостоящие мероприятия по выводу из эксплуатации атомных энергоблоков и утилизации ядерного топлива, которые делают «атомный» вариант еще на 50-60 процентов дороже «парогазового» в расчете на замещение единицы природного газа. Проведенный анализ показывает: экономия газа за счет модернизации газовых ТЭС по стоимости сравнима с разработкой Штокмановского месторождения. Есть и еще один немаловажный фактор – ядерная энергетика оставляет отходы, способы утилизации которых пока не разработаны, есть только методы их консервации.
     Идея создания наземных ГТУ для индустриальных нужд нашла применение не только в виде строительства блочных газотурбинных электростанций. Подобные технологии используются для производства газоперекачивающих установок и агрегатов, мобильных энергоустановок, потребность нефтегазового комплекса в которых, по информации президента ОАО «Лукойл», председателя комитета РСПП по энергетической безопасности Вагита Алекперова, сегодня возросла в разы и «составляет сотни тысяч единиц». Здесь одновременно решаются две проблемы. Во-первых, вопрос импортозамещения уникального оборудования для добычи и транспортировки добываемого сырья, которое ранее российские компании вынуждены были закупать за рубежом. Во-вторых, нет необходимости в дорогостоящей процедуре утилизации отработавших свой ресурс военных и гражданских авиадвигателей. Если в первом случае в процессе переработки они превращаются в металлолом, то при создании ГТУ индустриального применения получают «вторую жизнь» на земле. С учетом практически полного обновления авиапарка, планируемого в России к 2015 г., например, вывода из эксплуатации лидера пассажироперевозок Ту-154 и Ту-134, количество которых сегодня составляет около 500, нетрудно оценить экономический эффект от конверсии их силовых установок в ГТУ для промышленных нужд. Количество отработавших свой ресурс авиадвигателей АЛ-21, использовавшихся для оснащения боевых самолетов Су-27, Су-24, Су-17М, сейчас составляет более 2.000 – великолепная возможность для создания на их базе наземных промышленных ГТУ. Средства от коммерциализации таких проектов в свою очередь могут быть направлены на модернизацию оборудования и обновление производственной базы двигателестроительных предприятий. Востребованность газотурбинных электростанций доказана практикой рыночного спроса. На базе ГТУ-89СТ-20 разработки и производства ФГУП «ММПП «Салют», в основу которой положен авиадвигатель АЛ-21, на Ямбургской ГТЭС-72 построена блочная газотурбинная электростанция БГТЭС-20С, наработка головной установки которой превышает 28.000 часов. В сотрудничестве с АО «Мосэнерго» и Институтом высоких температур внедрены в производство оригинальные технологии создания паротурбинных блоков на основе газотурбинных настроек с частичным окислением природного газа. В результате мощность используемых ГТУ в процессе проведения испытаний увеличилась с 20 до 50 МВт, кпд достигает 70 процентов, количество выбросов токсичных оксидов азота снижено в 5-7 раз. Есть перспективный проект создания установки ПГУ-500С мощностью 500 МВт. Настоящее ноу-хау в области энергетики – газопаротурбинная электростанция с интегрированной газификацией угля мощностью 25МВт совместной разработки ФНЦП «ММПП «Салют» и ОАО «НИИХИММАШ», электрический кпд которой составляет 45 процентов при удельных капзатратах не более 700 долларов за кВт. Такие установки позволяют по принципу безотходного производства использовать уголь для получения газа, электричества и тепла и могут применяться в отдаленных регионах России в условиях отсутствия линий электропередачи и газопроводов.
     Помимо современной инфраструктуры, мощного производственного комплекса в центре Москвы и испытательной базы, «Салют» – единственный сегодня в России федеральный научно-производственный центр, который обладает командой опытных специалистов в разных областях оборонных, высоких технологий и управленцев с опытом доведения инновационных идей до экспериментальных и промышленных образцов. На предприятии существуют 7 конструкторских бюро, 9 научно-технологических центров и 2 института: НИИ двигателестроения и Институт целевой подготовки специалистов по двигателестроению (структура РГТУ-МАТИ им. К.Э. Циолковского). Здесь работают 14 докторов технических наук, 122 кандидата технических наук, 36 профессоров и доцентов.
     По оценкам большинства специалистов, благодаря такому уникальному «фундаменту» ФГУП «ММПП Салют» в самое ближайшее время станет центром газотурбинного двигателестроения. Он объединит лучший производственный, научно-технический, технологический и интеллектуальный потенциал в этой отрасли. По словам Юрия Елисеева, доля гражданской продукции предприятия, составляющая сегодня около 20 процентов от общего объема, в ближайшие 3-5 лет будет доведена до 50 процентов. Сомнений в этом не возникает с учетом широкого, увеличивающегося с каждым днем спектра предложений инновационных образцов продукции для нужд гражданского сектора промышленности. Газификатор твердых топлив, предназначенный для энергетической утилизации твердых бытовых отходов и других твердых топлив, может помочь решить проблему экологии в крупных промышленных центрах страны. Результатом сотрудничества ФГУП «ММПП «Салют» и ОАО «СверДНИИХиммаш» стало создание опреснительных установок «Каскад», позволяющих получать дистиллированную воду из морской в промышленных объемах. Потребность в таких установках уже сегодня в стоимостном выражении составляет 5-7 млрд. долларов в год. Газотурбинный двигатель ГТД-1000С в будущем может стать основой для модернизации локомотивов на железных дорогах России. «Салютом» сегодня созданы опытные образцы этих силовых установок, к ним проявляет интерес основной отечественный перевозчик «РЖД», и в ближайшем будущем ГТД-1000С будут опробованы на практике.
     
«Зри в корень…»

     Победа, как известно, не приходит без трудностей. В ОПК есть большое количество нерешенных проблем, сложных вопросов, которые надо решать путем объединения усилий всех его предприятий при непременном включении в этот процесс соответствующих федеральных структур и обязательной поддержке государства. Прежде всего это касается выработки общей идеологии, стратегии и построения четкой программы действий, где совершенно конкретно будут определены роли каждого из ее участников.
     Основная цель сегодня, по мнению главы Федерального агентства по промышленности Минпромэнерго РФ Бориса Алешина, – создание в ОПК России «современной системы управления, придание ему современного облика. Абсолютно магистральный путь, который задан президентом и правительством, – это путь на реструктуризацию отрасли в целях концентрации ресурсов, обеспечения адекватной конкуренции, создания условий преодоления издержек». Первую задачу планируется решать путем оптимизации самой структуры оборонной промышленности. Ряд предложений по ее реформированию сейчас вызывает дискуссии в среде руководителей предприятий ОПК. Помимо создания интегрированных структур по ряду профильных направлений, уже начат процесс реформирования предприятий «изнутри». Это переход от государственной формы собственности (ФГУПов) к акционерным обществам, управляемым советами директоров и имеющим международную систему финансового учета. Такая «более гибкая схема управления предприятиями», принятая во многих странах мира, по мнению главы Роспрома, имеет значительные преимущества.
     Вторая проблема ОПК – острая необходимость обновления его производственной базы. По данным статистики, несмотря на то, что темпы выпуска продукции в ОПК России в 2006 г. составили 109,8 процента, средний износ оборудования в этой отрасли сегодня составляет 67 процентов, а в отдельных его секторах зашкаливает за 75 процентов.
     «На каждый вложенный рубль товарной продукции оборонное предприятие сегодня тратит 88 коп., поэтому вопрос технологического переоснащения, модернизации производства – это вопрос номер один, равно как и обеспечение кредитами на приемлемых условиях», – считает директор департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго РФ Юрий Коптев. По итогам анализа, проведенного экономистами одной из оборонных структур, на технологическое перевооружение предприятий ОПК сегодня требуется не менее 140 млрд. руб., а не 30 млрд., как запланировано соответствующими ведомствами. При этом без поддержки государства оборонщикам не обойтись. Помимо возврата к существующей ранее системе налогообложения, при которой был предусмотрен ряд льгот в части средств, направляемых на модернизацию производства, необходимо принятие срочных мер для обеспечения государственными гарантиями лизинговых сделок на приобретение нового современного оборудования и хотя бы частичного субсидирования процентных ставок по получению на эти цели кредитов в российских банках. Все эти суммы должны быть внесены в проект трехлетнего бюджета страны на 2008–2010 гг. Пока эта проблема решается лишь в области авиастроения, усилиями межведомственной рабочей группы в ОАК.
     В минувшем году в основной капитал предприятий ОПК было вложено 36,7 млрд. руб. инвестиций, в том числе 25,9 млрд. руб. собственных средств. Участие крупных инвесторов при этом исчисляется суммой менее 2 млрд. руб., и, по мнению большинства руководителей оборонных предприятий, рассчитывать на ее увеличение в ближайшее время не приходится, поскольку при существующей структуре заказов военно-промышленный комплекс для инвесторов с экономической точки зрения не привлекателен.
     
Цена обороны страны

     Другая сторона медали – отсутствие в системе оборонной промышленности единой политики ценообразования и федерального органа, призванного ее регулировать, если не считать ФТС, которая всего лишь регистрирует цены по определенному перечню продукции, не решая проблемы в целом. Это, как показывает практика, негативным образом влияет на темпы реализации Госпрограммы вооружения, в частности, на своевременное и полноценное исполнение предприятиями ОПК обязательств по контрактам в рамках размещения гособоронзаказа. «Возможность их заключения на 2007 г. была предоставлена предприятиям с 10 октября 2006 г., – рассказывает первый заместитель начальника управления начальника вооружения ВС РФ генерал-лейтенант Владимир Михеев, – но из 300 млрд. руб. выделенных средств сегодня удалось законтрактовать только 179 млрд., то есть 59,8 процента от общей суммы. Из 68 млрд. руб., предназначенных для размещения в первом квартале 2007 г., авансировано 52 процента – 36,1 млрд. руб. Уже имеем 9 крупных «отказников». Их не устраивают цены. И это несмотря на то, что таковые зафиксированы в Госпрограмме вооружения, утвержденной 14 октября 2006 г. Верховным Главнокомандующим ВС РФ». Согласно комментариям Бориса Алешина, действительно, есть ряд проблем по заключению контрактов по гособоронзаказу на 2007г. Во многом это связано с внесением поправок в законодательство РФ в части правил проведения экспертизы инвестиционных проектов, осуществляемых за счет бюджетных средств и доработкой нормативно-законодательной базы в этой области. Многие руководители предприятий ОПК одной из основных причин называют несоответствие реальной себестоимости продукции и ее контрактной цены, на которую согласно Госпрограмме вооружения ориентируются заказчики. В том числе наблюдается отсутствие согласования между соответствующими ведомствами в расчетах индекса дефлятора. Минфин РФ на 2006-2007 гг. определяет его в размере 1,06, Минэкономразвития – 1, 075, а по расчетам экономистов Министерства обороны, он должен составлять как минимум 1,09. И цифры это непростые. По некоторым данным, Министерство обороны только в 2007 г. на их несогласованности потеряло 7,1 млрд. руб. Кроме того, цена на выпускаемую продукцию меняется постоянно и необъяснимо. Если в 2006 г. танк, выпускаемый «Уралвагонзаводом» стоил 42 млн. руб., сегодня его предлагают приобрести за 58 млн. руб. Цена машины боевого охранения ПГРК «Тополь» с 7,6 млн. руб. в течение полугода возросла до 52 млн. руб. Проблема здесь не только в установке на него нового оборудования, «корень зла», оказывается, зарыт гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
     Рассмотрим ситуацию в двигателестроении. Если в 2001 г. цена на авиадвигатель АЛ-31 была 3 млн. 200 тыс. долларов, а в 2005 г. – 3 млн. 270 тыс., то себестоимость его изготовления за это время возросла почти в два раза в связи с удорожанием основных материалов и энергоресурсов. Жаропрочные сплавы составляют более 50 процентов веса двигателя. По словам руководителя Ступинского металлургического комбината – одного из основных производителей этого вида продукции, только за период с III квартала 2006 г. по I квартал 2007 г. их стоимость увеличилась на 70 процентов. Цены на кобальт, никель, молибден, вольфрам, используемых в спецметаллургии, – на 108 процентов. На тонну рения, необходимого для производства монокристальных сплавов, цена выросла с 1 млн. 800 тыс. до 10 млн. долларов. Если такая тенденция сохранится, то производство одного авиадвигателя в нашей стране сравнится по себестоимости с полетом в космос. Сплавы из этих металлов используются не только в двигателестроении, но и при производстве другой продукции предприятий ОПК. Вопрос здесь в том, почему сегодня их цена на внутреннем рынке сравнима с экспортной на Лондонской бирже? Ответ простой: необходимо государственное регулирование ситуации в спецметаллургии, контроль политики ценообразования в этой области и, в частности, освобождение предприятий от налогов в части производства продукции для нужд отечественного ОПК.
     
Что посеешь, то и пожнешь

     Особое внимание участники конференции уделили проблеме кадров в отечественном ОПК. Действительно, согласно данным статистики, работать на оборону России сегодня становится просто некому. Молодежь в военно-промышленный комплекс не идет, предпочитая более доходные и менее обременительные с точки зрения ответственности за судьбу страны профессии. Более того, найдя легкий путь обучения той или иной инженерной специальности за счет бюджетных средств, выпускники традиционно «оборонных» факультетов имеют стопроцентную возможность выгодно «продавать» себя вместе с полученными от государства знаниями в профильные инофирмы, часто составляющие конкуренцию нашим стратегически важным предприятиям на мировых рынках. Так сегодня происходит в самолетостроении, радиоэлектронной промышленности, судостроении, ракетно-космической отрасли и многих других. В штате концерна «Боинг», например, более 500 специалистов, окончивших МАИ, выпускники Санкт-Петербургского «Военмеха» по 18 основным инженерным специальностям уезжают в Норвегию, трудоустраиваясь на предприятиях нефтегазового комплекса, работают на прокладке трубопроводов с шельфа. Подобных примеров немало, но легитимно противостоять этому в настоящее время невозможно. Престиж рабочей профессии падает, образовательная система подготовки техперсонала среднего звена практически разрушена. При этом некоторыми властными структурами периодически поднимается вопрос о реформировании высшего образования, введении «бакалавриата», принятого на Западе, вместо ныне существующей двухступенчатой системы подготовки инженерных кадров. Подобная практика, по мнению многих руководителей известных технических вузов страны, может привести к полному нивелированию и так уже не очень эффективных учебных планов (когда из 500 программ непрерывной подготовки сегодня сохранилось только 115), снижению количества часов обучения, дальнейшему смешению образовательных программ для совершенно разных инженерных специальностей.
     Многие предприятия ОПК в силу отсутствия государственных мер пытаются найти решение кадровой проблемы собственными силами. Так, ФГУП «ММПП «Салют» найден собственный путь привлечения и закрепления кадров. На территории завода успешно действует Институт целевой подготовки специалистов по двигателестроению – филиал РГТУ им. К.Э. Циолковского МАТИ, содержание которого обходится более 30 млн. рублей в год. На предприятии ежегодно и совершенно бесплатно проходят преддипломные, производственные и технологические практики около 2.000 студентов, затраты на которые «Салют» также возмещает за счет собственных средств. В сотрудничестве с ведущими техническими вузами страны и средними техническими учебными заведениями здесь разработана собственная программа непрерывного обучения школа–колледж–вуз–предприятие. Функции института разнообразны: ведется обучение работников «Салюта» на вечернем отделении МАТИ, наставники занимаются практикой со студентами, своими силами налажен выпуск специальной литературы и методических пособий. В рамках кооперации с МВТУ им. Баумана, МАИ, МАТИ, МИСиС и другими днем многие студенты этих вузов работают на предприятии конструкторами и получают достойную заработную плату, а вечером продолжают обучение своей специальности в стенах вуза. Студентам второго и третьего курсов предлагается заключить контракт о работе на заводе по окончании института. В 2006 году так поступили семь студентов МАИ. С учетом положительного опыта, накопленного в этой области, ФГУП «ММПП «Салют» разработано специальное положение, в котором определены льготы для будущих специалистов. Завод берет на себя обязательства по выплате дополнительной стипендии таким студентам на протяжении всего периода обучения, предоставляет своим молодым специалистам «подъемные» средства, что помогает им решать часть личных финансовых проблем. Кроме того, есть планы сотрудничества с рядом банков, за счет чего работникам «Салюта» предоставляется возможность частичной оплаты ипотечных кредитов, различных ссуд на неотложные нужды или приобретение дорогостоящих товаров. И, наконец, молодой специалист, желающий работать на заводе, сроком на один год получит ставку средней заплаты на предприятии по данной категории, ему не придется начинать с нуля.
     Все это немаловажно, но мер, предпринимаемых самими предприятиями, без государственной поддержки в этом процессе не достаточно. В решении кадрового вопроса ОПК и совершенствовании нормативно-правовой базы в этой области необходим масштабный, комплексный подход, где государство призвано сыграть решающую роль. Не обойтись здесь без участия Министерства образования и науки. Давно пора разработать программу мер по стимулированию молодежи к трудоустройству в оборонных отраслях.
     На снимке:Юрий ЕЛИСЕЕВ рассказывает Сергею ИВАНОВУ о достижениях ФГУП «ММПП «Салют».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex