на главную страницу

20 Апреля 2007 года

Страна и мир

Пятница

Стратегия сотрудничества

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда». Фото Виталия ДЕНИСОВА.



В ходе недавнего визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Москву речь шла об упрочнении взаимоотношений России и Казахстана как в двустороннем, так и в многосторонних форматах. Во время переговоров с Президентом России Владимиром Путиным был обсужден широкий комплекс вопросов стратегического партнерства, в том числе в энергетике, торгово-экономической сфере и интеграционных структурах. В этом контексте были рассмотрены и вопросы обеспечения региональной безопасности и стабильности, в том числе и участия Казахстана в развитии и модернизации единой системы ПВО стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), а также в совершенствовании объединенной группировки сил ОДКБ в Центральной Азии. Высокая интенсивность встреч на высшем уровне является отличительной чертой российско-казахстанского политического диалога. В 2006 году таких встреч состоялось более десяти. В мае Владимир Путин совершит ответный визит в Астану.

     
Российский вектор

     После распада СССР отношения между Россией и Казахстаном превратились в одну из важнейших составляющих не только на постсоветском пространстве, но и в сфере геополитики. Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан установлены 22 октября 1992 года, и все это время российско-казахстанские отношения развиваются в духе добрососедства, союзничества и стратегического партнерства. Казахстан был первым государством СНГ, с которым Россия заключила 25 мая 1992 года Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Договором предусматриваются создание общего военно-стратегического пространства, совместное использование военных баз, полигонов и иных военных объектов. За прошедшие годы между двумя странами было подписано более 270 договоров и соглашений о сотрудничестве.
     Во внешнеэкономических связях России со странами СНГ Казахстан занимает третье место (после Республики Беларусь и Украины). В общем товарообороте РФ со странами СНГ доля РК составляет 15 процентов. Удельный вес России в товарообменных операциях Казахстана - 24,7 процента. В результате подписанного в августе 2006 года соглашения по совместному транзиту грузов через территорию Казахстана и российских грузов через Казахстан в Среднюю Азию, в Китай грузооборот между Казахстаном и Россией вырастет на 30 процентов. Из 27 субъектов РФ, расположенных по границе с государствами СНГ, 12 граничат с Казахстаном. Это придает особую актуальность расширению и углублению приграничного сотрудничества между ними.
     В 2005 году товарооборот между Казахстаном и Россией составил порядка 10 млрд. долларов вместо планируемых 9 млрд. За 2006 год оборот между Россией и Казахстаном вырос, достигнув объема примерно 12,8 млрд. долларов. Доля российского экспорта в нем составила 8,9 млрд. (рост на 37,3 процента), импорта – около 3,8 млрд. (рост на 19,1 процента). Реализуются и несколько значительных совместных российско-казахстанских проектов. Один из самых амбициозных – «Евразийский банк развития» с уставным капиталом в 1,5 млрд. долларов (доля России – 1 млрд., Казахстана — 500 млн.). Цель – финансирование различных экономических программ в рамках ЕврАзЭС. В настоящее время рассматриваются планы расширения мощностей Каспийского трубопроводного консорциума до 67 млн. тонн нефти в год за счет увеличения объемов поставок по маршруту Тенгиз - Новороссийск. Ведется совместная разработка каспийских месторождений Курмангазы, Хвалынское, Центральное. Между Москвой и Астаной подписано соглашение о сотрудничестве в создании совместного предприятия на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода. Комментируя это соглашение, Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что впервые Казахстан вкладывает большие деньги в экономику России. Проект по созданию данного СП он назвал мощным пунктом двустороннего сотрудничества.
     В финансовой сфере наблюдается вхождение казахстанских банков на российский рынок, и прежде всего двух лидеров – «Казкоммерцбанка» и банка «ТуранАлем». Оба эти банка настроены на долгосрочное сотрудничество с Россией. Так, «ТуранАлем» к 2015 году ставит задачу увеличить свою долю в российском банковском секторе с 1 процента до 3. В последние годы они закупили и используют специализированное банковское программное обеспечение, разработанное российской компанией «ИНЭК». Многие крупнейшие российские банки пользуются тем же программным обеспечением, что, безусловно, способствует интеграции казахстанских банков в российскую финансовую среду.
     В планах России и Казахстана есть проекты по созданию химических и нефтехимических совместных предприятий на территории республики. Еще один не менее серьезный проект - создание единого электроэнергетического рынка России и Казахстана. По словам главы Росатома Сергея Кириенко, в перспективе есть намерение и возможность строительства в Казахстане атомной электростанции (АЭС) в городе Актау (бывший Шевченко). Речь идет об АЭС с использованием реактора третьего поколения ВБРР-300 на базе «модульной технологии реакторов для подводных лодок». Астана для Москвы является стратегическим партнером в атомной сфере. Казахстан занимает второе место в мире по запасам урана. Россия - первое место в мире по конверсии в сфере обогащения урана. Интеграция двух стран в атомной энергетике позволит усилить позиции обоих государств на мировых рынках.
     Но все-таки основа движения стран навстречу друг другу – топливно-энергетический потенциал. В ходе состоявшегося в конце марта визита в Астану председателя Правительства России Михаила Фрадкова одним из важных аспектов повестки дня переговоров являлся вопрос дальнейшего развития сотрудничества в нефтегазовой сфере. В частности, был подписан Протокол о внесении дополнений в Соглашение между Правительством РФ и РК о транзите нефти от 7 июня 2002 года. Изменения закрепляют объемы транзита нефти по трубопроводу на ближайшие пять лет. Планируемый ежегодный объем нефти составляет 15 млн. тонн. При этом, выдвигая предложения по увеличению пропускной способности существующих нефтепроводов, казахстанская сторона стремилась прежде всего решить вопросы по расширению экспортных возможностей поставок нефти на внешние рынки. Казахстан придерживается принципа многовекторности. Но при всем при этом следует подчеркнуть, что в реализации Казахстаном энергетической политики российский вектор остается стратегическим. И в вопросах развития альтернативных экспортных маршрутов Казахстан стремится к достижению согласованной позиции с Российской Федерацией. В частности, казахстанская сторона пока воздерживается от реализации проекта Одесса – Броды – Гданьск. Не рассматривает Астана всерьез и проект строительства транскаспийского газопровода, активно лоббируемого правительством Соединенных Штатов.
     
Стратегический аспект

     Обе стороны интенсивно развивают военное и военно-техническое сотрудничество. На территории Казахстана находятся самые крупные в ближнем зарубежье военные базы России. Это мощный полигонный комплекс, имеющий важнейшее значение для обороноспособности России: ядерные полигоны в Семипалатинске, в Азгире, полигон Сары-Шаган (испытания стратегических систем противовоздушной и противоракетной обороны) и полигон Эмба (системы войсковой ПВО). Кроме того, на территории Казахстана находятся так называемые боевые поля - районы, где падают отработанные ступени ракет, запущенных с полигонов Капустин Яр и Владимировка (4-й и 929-й полигоны). Совет Федерации Федерального Собрания России недавно рассмотрел вопрос об изменениях в федеральном законодательстве, касающихся ратификации Протокола и дополнения в Договор между Россией и Казахстаном. Поправки в закон, проработанные думскими комитетами по делам СНГ и обороне, призваны сэкономить средства, выделяемые российской стороной на аренду полигонов. Таким образом, после вступления в силу закона и ратификации договоров аренда составит 24,5 млн. долларов.
     С 1994 года в рамках межправительственного Договора о военном сотрудничестве Казахстана с Россией подписано более 50 двусторонних документов, охватывающих широкий спектр вопросов обеспечения совместной безопасности. С 1996 года Россия и Казахстан несут совместное боевое дежурство в рамках объединенной системы ПВО СНГ. Стороны регулярно взаимодействуют в плане согласования оборонных доктрин, военно-экономической кооперации, а также охраны внешних границ СНГ. С января 2001 года функционирует двусторонняя комиссия по военно-техническому сотрудничеству. В феврале 2000 года государственная компания «Росвооружение» подписала генеральное соглашение с государственным предприятием «Казспецэкспорт», которым определены основные направления военно-технического сотрудничества, в том числе экспорт в Республику Казахстан российской продукции военного назначения в счет частичного погашения долга России за аренду космодрома Байконур.
     Очень важным блоком военно-технического сотрудничества в Казахстане считают подготовку в России казахстанских офицеров. В 2002 году стороны договорились, чтобы это обучение проводилось по единым программам, на современных военно-доктринальных разработках. 16 января 2004 года в Москве было подписано Соглашение о совместном планировании применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности. Документ был подготовлен в развитие положений Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 года и Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. А на недавней встрече в Москве министра обороны Российской Федерации Анатолия Сердюкова с министром обороны Республики Казахстан Даниалом Ахметовым было подчеркнуто, что у сторон полное взаимопонимание по обсуждаемым вопросам и сотрудничество в военной сфере будет поднято на более высокий уровень.
     
Коллективная безопасность

     Казахстан и Россия являются активными участниками Организации Договора о коллективной безопасности, созданной в 2003 году на основе Договора о коллективной безопасности. Согласно достигнутым договоренностям военно-технические поставки из России для Казахстана в рамках ОДКБ осуществляются по внутренним российским ценам (соглашение о льготных условиях продажи вступило в силу с 1 января 2004 года). В новой военной доктрине Казахстана определено, что приоритетным направлением в международном военном сотрудничестве республики является активизация военного и военно-технического сотрудничества с государствами - членами ОДКБ «исходя из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности».
     Кроме того, важнейшим приоритетом внешней политики Республики Казахстан становится и развитие взаимовыгодного сотрудничества со странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую входят также Россия, Китай, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Как подчеркнуто в послании Нурсултана Назарбаева народу страны, «сегодня эта организация основывается на двух основных моментах: безопасности и экономике, причем ведущую роль играют вопросы обеспечения безопасности. И это правильно, потому что сейчас угроза безопасности является самой серьезной для региона».
     Экономическая интеграция в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) также остается для Казахстана главным ориентиром. В Казахстане считают, что расширение ЕврАзЭС будет, безусловно, способствовать более эффективной реализации задач формирования общего энергетического рынка, транспортного союза, углубления взаимодействия в промышленности, аграрной сфере, проведения согласованной социальной политики. 18 апреля в Астане состоялось заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества. В столице республики побывали премьер-министры шести государств, входящих в ЕврАзЭС: Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. В повестке дня было 18 вопросов. Руководители правительств поделились своими доводами и предложениями на тему дальнейшего развития сообщества.
     Именно через партнерство с Россией в рамках ШОС и ЕврАзЭС Казахстан к 2015 году намерен войти в число 50 наиболее развитых стран мира. Программа «30 корпоративных лидеров Казахстана», разрабатываемая правительством, направлена на выполнение этой задачи. Президент Назарбаев ставит перед государственными структурами и страной конкретные цели: увеличить общие объемы промышленного производства в 2 раза; национальная банковская система обязана обеспечить превращение республики в финансовый центр Центрально-Азиатского региона; сельское хозяйство страны должно достичь уровня производства восточноевропейских стран и Казахстан должен войти в пятерку мировых экспортеров зерна.
     
Пристальный взгляд из-за океана

     По всей видимости, именно это и не дает покоя заокеанским партнерам Москвы и Астаны. В Казахстане в прошлом году побывали госсекретарь Кондолиза Райс, министр энергетики Сэмуэль Бодман, министр сельского хозяйства Майк Йоханс, вице-президент США Ричард Чейни. А помощник государственного секретаря США, руководитель Бюро по делам Южной и Центральной Азии Ричард Баучер после визита президента Назарбаева в Вашингтон со всей определенностью заявил, что успех США в Южной и Центральной Азии имеет решающее значение для американских национальных интересов.
     Несомненно, в США начали осознавать необходимость срочных мер по восстановлению и усилению собственного присутствия в регионе. Очень активным оказался посол США в Казахстане Джон Ордвей, встретившийся в январе с министром обороны Даниалом Ахметовым. Не успел и месяц пройти, как приехал Ричард Баучер. Основная цель визита – обсуждение дальнейших перспектив казахстанско-американского сотрудничества в сфере энергетики. Также в начале года Казахстан посетил специальный представитель генерального секретаря НАТО по странам Центральной Азии и Кавказа Роберт Симмонс. Он ознакомился с результатами реализации индивидуального плана партнерства между Казахстаном и НАТО, по которому предусматриваются организация силами альянса мероприятий по подготовке и переподготовке казахстанских военных кадров, оказание помощи при реформировании оборонной системы и создание военно-морских сил на Каспийском море.
     Катастрофическая потеря Узбекистана ослабила позиции Вашингтона в Центральной Азии. Белому дому необходима замена для помахавшему ему ручкой Ташкента. А наиболее желанный для всех партнер в регионе - Казахстан - продолжает вести свою игру. Потеря же влияния в Центральной Азии может грозить администрации Джорджа Буша ухудшением дел на Каспии, а этого допустить на берегах Потомака ну никак не могут: нефть, газ – «кровь» американской экономики. Поэтому ставка сегодня делается на Казахстан.
     Практическая же сторона этого замысла, вероятно, будет воплощаться в жизнь путем подчеркивания важности сотрудничества Казахстана с евроатлантическими учреждениями (с НАТО, Европейским союзом, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе и с отдельными европейскими странами). В качестве дивидендов за сотрудничество с Вашингтоном США намерены усилить инвестиции в экономику Казахстана, предоставлять Астане передовые американские технологии, укреплять ее политические и экономические контакты с Западом, а также поддержать республику в стремлении возглавить ОБСЕ если не в 2009, то в 2012 году.
     В Казахстане прекрасно понимают, чего от него хотят в США, и не согласны с той ролью (аналогичная Тбилиси), которая уготована стране Америкой. Астана, и это не раз подчеркивали казахстанские официальные представители, свой выбор делает в пользу сближения с Москвой, на реализацию всех совместных с Россией проектов, экономических и политических союзов, оборонного потенциала ОДКБ. Укрепление позиций Казахстана в Центральной Азии в качестве регионального лидера без поддержки России невозможно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex