на главную страницу

21 Апреля 2007 года

Страна и мир

Суббота

Табу на хорошее

Вадим МАРКУШИН



     Известный кинорежиссер Владимир Меньшов, раскрыв конверт и увидев, что лучшим фильмом года признана лента «Сволочи», демонстративно отказался от предоставленной ему почетной роли. Он бросил конверт на сцену и сказал, что не желает вручать премию фильму, который позорит честь его страны.
     «Скандал», - воодушевились и загалдели одни. «Поступок», - тихо сказали другие. «Ну и ну!..», - подумали третьи. Дело было поздно вечером в четверг в московском кинотеатре «Пушкинский», где происходила торжественная церемония вручения призов за лучшие большие и малые роли, сценарии, операторские работы, костюмы, фильмы в целом по версии зрителей МТВ. На звание лучшей картины претендовали «Питер ФМ», «Бумер. Фильм второй», «Жара», «Волкодав» и эти самые «Сволочи».
     Фильм «Сволочи» рассказывает о событиях, которые, по сведениям авторов, происходили во время Великой Отечественной войны, конкретно в 1943 году, в глубоком советском тылу. Сюжет развивает линию таких картин, как «Штрафбат». Действие разворачивается в тренировочном лагере, где из малолетних преступников готовят диверсантов для заброски в немецкий тыл. Наставники – взрослые преступники, также отобранные из числа заключенных.
     Разговоров о «Сволочах» и до эпизода на упомянутом собрании столичного кинобомонда было немало. Имели место негодующие отклики ветеранов ФСБ, фронтовиков, просто граждан России, которых возмущает набравшая силу тенденция смакования всего порочного в прошлой (да и в настоящей) жизни. Вся эта сермяжная «правда», весь этот агрессивный натурализм, считают поклонники «Добровольцев», «Дома, в котором я живу», «Горячего снега», «Августа сорок четвертого», многих других картин, повествующих о военном времени, несут в себе зло.
     Владимир Меньшов, прославившийся в том числе и тем, что поставил киношлягер «Москва слезам не верит», сделал на публике то, что, может быть, захотели бы сделать тысячи и тысячи наших соотечественников. Но не каждому предоставлена такая возможность. Точнее, даже так: практически никому из тех, у кого поступок известного режиссера и актера вызвал прилив еще большего уважения к нему, такой возможности нет. У Меньшова она оказалась, и он сделал то, что велела ему совесть. Спасибо ему.
     Между тем решение отметить «Сволочей» отразило не только нездоровые вкусы в нашем киноискусстве. Не только пагубное стремление целого ряда производителей самого востребованного духовного материала к оголтелым пляскам на «негативах». Это подтверждает более общую и, к большому сожалению, безрадостную тенденцию в толковании нашей истории и в показе реальной окружающей действительности. Акценты тут расставляются, увы, неоправданно.
     Кто-то недавно удачно выразился насчет «табу на хорошие новости из России». Точное замечание, хотя никакого открытия тут нет. На Западе всегда недолюбливали и недолюбливают вести о позитивных переменах в нашей стране. Конечно, это не поголовная склонность. В Европе и за океаном живет немало людей, которые с симпатией относятся к России, рассматривая ее и как родину величайших творений и талантов, и как силу, сумевшую в свое время сокрушить главное мировое зло – фашизм. Но речь-то идет не о них, а о тех, кто формирует общественное мнение, о средствах массовой информации. А тут налицо чуть ли не узаконенное правило выставлять Россию в качестве истока неприятностей.
     Так вот, складывается впечатление, что «табу на хорошее» кое-кто хотел бы ввести и внутри самой России. Заметим, что во многом сторонники этого уже преуспели. Что ими движет? Трудно сказать. Но факты есть факты, против них, как говорится, не попрешь. Пресловутая «чернуха» лезет в наши дома через все щели. Она заполняет наше духовное пространство, зовет к себе неокрепшие молодые души, щерится коварством, хохочет какофонией, внедряет в мозги обман и хитрость. Не всегда и не сразу ее разглядишь, поскольку она научилась наряжаться в глянцевые одежды.
     «Эпоха победившего гламура», - констатирует Никита Михалков. Не по себе делается от подобных обобщений. Не хочется верить в проигрыш настоящего, цельного, истинно национального. Да и нет пока этого проигрыша. А есть агрессия «негатива». Ее надо остановить. «Негатив» должен знать свое место.
     На нашем телевидении, ругать которое стало привычкой, есть немало достойных передач. Случается, что с домашнего экрана на тебя пахнет такой свежей и самобытной мыслью, что невольно воскликнешь: «Браво!» Жаль только, что не хватает у нас какой-то аккумулирующей силы, которая бы превращала одиночные всплески интеллекта в единый поток национальной мысленной энергии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex