на главную страницу

25 Апреля 2007 года

Армия и общество

Среда

Удар «молнии»

Лада ГЛЫБИНА.
Фото капитана 1 ранга запаса Валентина ТРУХАНЕНКО.
Тихоокеанский флот.



     Малый ракетный катер на Российском флоте называют «молнией». По «ту сторону баррикад» для МРК нашли иное, менее ласковое название – «тарантул». В самом деле, маленький быстроходный кораблик, оснащенный новейшим ракетным комплексом «Москит», в случае чего очень больно кусается. На борту катера – четыре крылатые ракеты, каждая стоимостью 4 миллиона долларов. По правому борту 8 миллионов «баксов» в стальных контейнерах навешано и по левому столько же!
     Правда, драгоценные эти «москиты» из серии «висит груша, нельзя скушать». В том смысле, что стрелять такими ракетами будут сами знаете в каком случае, как говорится, упаси Бог! Учебные стрельбы выполняют «термитами», которые военному бюджету обходятся значительно дешевле.
     Катер, на борту которого нас приветили, оказался сравнительно новым, правда, с долгой строительной историей. Заложили корабль еще в 1992 году, а на воду спустили только в 2003-м. В экипаже по штатному расписанию – 6 офицеров, 9 мичманов, 27 матросов. Есть, правда, еще один нештатный член этой военной семьи – кот Шарик. Полтора года назад принесли сюда полосатого котенка, типичную кошачью «дворняжку», и за это время из серого пушистого комочка вымахал вальяжный красавец, знатный крысолов и любимец всего экипажа.
     – А что, считаю, и кот на корабле много пользы приносит, – улыбается командир катера гвардии капитан-лейтенант Александр Сидун. – Помните, как в мультике говорится: помогает строгость снять и сердитость! Все-таки служба на корабле – дело трудное, на берегу служить намного легче. Хотя я, если честно, теперь иной службы для себя не представляю. Здесь каждый день такая круговерть, ведешь себя как белка в колесе, но зато чувствуешь, что нужен. Не сидишь на диване с газетой, а Родине служишь.
     Командир катера видит свою семью - жену и трехлетнего сына – один раз в неделю. Потому что служба каждый день заканчивается поздним вечером, дорога из соединения на другой конец Владивостока занимает полтора часа. Значит, чтобы поспеть утром вовремя, надо подниматься в шесть. Так что переночевать лучше в каюте…
     – Да и потом, когда я на корабле, я за весь экипаж спокоен, – говорит гвардии капитан-лейтенант. – При мне никаких происшествий точно не может быть. Жена, конечно, порой ворчит, жалуется, сын скучает. Но я ей как-то сказал: ты же хочешь, чтоб муж стал адмиралом? Значит, придется потерпеть…
     – А вы действительно хотите стать адмиралом?
     – Вне сомнений! В будущем году собираюсь в академию поступать. Надо же кому-то Родину и дальше защищать!
     У гвардии капитан-лейтенанта Александра Сидуна погоны на плечах, можно сказать, наследство. Отец тоже морской офицер, все детство – по гарнизонам. После школы, куда идти, особо не раздумывал - подал документы в Тихоокеанский военно-морской институт имени С.О. Макарова. Что удивительно, не жалеет!
     Впрочем, времена, когда молодые офицеры после первого года службы массово бежали с флота, к счастью, уже прошли. Так, в прошлом году из 600 новоприбывших на ТОФ лейтенантов рапорт об увольнении в запас подали всего несколько человек. А это серьезное доказательство, что не все так плохо в Вооруженных Силах, как это иногда малюют.
     Здесь остаются служить не только офицеры, но и матросы, все чаще переходя на контрактную службу. И хотя заработки контрактников пока невелики, даже до десяти тысяч рублей не дотягивают, однако есть другие плюсы. К примеру, для гвардии матроса Тимофея Шуршакова, командира отделения радиотелеграфистов, служба по контракту - это единственная возможность воплотить в жизнь заветную мечту - получить высшее образование, выучиться на инженера по ремонту радиоаппаратуры и компьютеров.
     Так случилось, что кроме флота помочь в этой жизни Тимофею некому. В 12 лет он мальчишкой вместе с братом и сестренкой попал в детский дом. О родителях с тех пор ни слуху ни духу. Правда, нет худа без добра – детдомовская закалка пригодилась парню на военной службе. По словам моряка, трудностей в ратной жизни для него не было никаких.
     – А вот про «дедовщину» многие на «гражданке» говорят?..
     – Такого не видел, - качает головой Тимофей.- Во-первых, в небольших коллективах, таких как наш экипаж, отношения нормальные. Во-вторых, у нас на катере командир хороший, а от этого многое зависит. В общем, на службу не жалуюсь. Отличную специальность получил, теперь по контракту служить останусь, думаю параллельно в институт на заочное отделение поступить. Я бы очень хотел, чтобы мои дети никогда не испытали того же, что пережили в свое время мы с братом и сестрой. Так что я обязательно выучусь, и флот, надеюсь, в этом поможет. Мне в сущности ведь некуда на «гражданку» возвращаться. Корабль – дом родной.
     …Едва лед отступит от причалов, МРК устремится в морские просторы. Хватит заниматься базовой подготовкой, так хочется проверить себя в реальных условиях! Благо экипаж достаточно уверенно сдал первую курсовую задачу, основательно подготовился к экзамену в море. Этого момента всегда с волнением ждут и командир, и весь дружный экипаж катера.

     На снимках: Командир катера гвардии капитан-лейтенант Александр Сидун. В штурманской: учимся пока по картам. МРК - у причальной стенки. И даже кок доволен кашей. «Честь имею!» Во время информирования личного состава. Вахта позади - можно командой выйти в местный кинотеатр. В борьбе за живучесть корабля. Гвардии матрос Тимофей Шуршаков на катере как дома.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex