на главную страницу

28 Апреля 2007 года

Армия и общество

Суббота

Опасность «заземления»

Кирилл БЛИНОВ.



Воздушно-десантные войска в первую очередь ассоциируются с белоснежными куполами парашютов, беретами цвета небесной синевы и прочими атрибутами романтической ауры. Воздушно-десантная подготовка (ВДП) в общем объеме мероприятий боевой учебы «голубых беретов» должна занимать одно из первостепенных мест. Но на Дальнем Востоке в последние годы организация прыжковой подготовки десантников стала довольно острой проблемой. И перспективы еще более мрачные – у «крылатой пехоты» словно подрезают крылья, и она рискует стать прикованной к земле окончательно.


     На Дальнем Востоке не так много частей и соединений, где в программу боевой подготовки входит прыжковая практика. Одним из таких коллективов является отдельная воздушно-десантная бригада, которой командует полковник Евгений Никифоров. Воздушно-десантная подготовка для «голубых беретов» означает прежде всего возможность тренировки своей психологической устойчивости. Прыжок с парашютом на земле не сымитируешь даже при помощи современных тренажеров, а значит, преодолеть себя можно только с практикой.
     В соответствии с регламентирующими документами каждому военнослужащему Воздушно-десантных войск, в зависимости от возраста и занимаемой должности, необходимо совершить от двух до пяти прыжков с парашютом в год. Однако, по словам заместителя командира бригады – начальника воздушно-десантной службы подполковника Виктора Дрокина, год от года выдерживать даже этот минимальный показатель становится все труднее.
     Причин здесь несколько. Первая и основная – катастрофически стареющий авиационный парк. О планомерных занятиях по десантированию с самолетов военно-транспортной авиации уже давно никто и речи не ведет – слишком затратно. А после нашумевшей аварии, когда в августе позапрошлого года в Хабаровске специализированная «вертушка» совершила вынужденную, как говорят, «жесткую» посадку, на Дальнем Востоке осталось только два оборудованных системой принудительного раскрытия купола парашюта вертолета Ми-8. Без подобной системы работать с военнослужащими категорически запрещено.
     Машина, на которой сегодня занимаются десантники соединения, выслужила все мыслимые и немыслимые сроки эксплуатации, поэтому часто выходит из строя. В качестве примера подполковник Дрокин привел следующую статистику занятий по воздушно-десантной подготовке (ВДП). В первой половине прошлого года вертолет отсутствовал четыре мясяца по причине регламентных работ и длительной командировки. Соответственно на это время в ВДП наступал незапланированный штиль. Более того, по словам подполковника Дрокина, машину необходимо ставить на длительный капитальный ремонт.
     А ведь не только десантники отдельной бригады ВДВ завязаны на эту «вертушку». Интенсивная парашютная практика – неотъемлемый атрибут подготовки еще нескольких воинских коллективов Приморья. Думается, излишне говорить, что и для них подобный шаг будет означать приостановку на неопределенный срок прыжковой практики личного состава.
     По словам офицеров воздушно-десантной службы соединения, вторая винтокрылая машина с системой принудительного расскрытия купола парашюта находится на Камчатке, и летать туда для совершенствования своей прыжковой практики по понятным причинам десантники не могут. Вот и радуются военнослужащие бригады любой возможности почувствовать себя в объятиях Пятого океана. Однако таких шансов попрактиковаться выпадает всего несколько за год.
     Еще одной остро стоящей перед десантниками проблемой, которая уже в ближайшем будущем может привести к коллапсу ВДП бригады, является неумолимое старение парашютных систем. По словам подполковника Дрокина, каждому военнослужащему положен свой парашют, а в конце прошлого года в соединении осталось не более 300 комплектов парашютов Д-6, пригодных к безопасной эксплуатации. Поскольку большая часть Д-6 в соединении выпускалась в середине 80-х годов прошлого века, скоро их нужно будет списывать.
     В дальневосточной бригаде о полной замене всех парашютных систем речь не идет – слишком дорогое удовольствие. Только один комплект, по словам офицеров воздушно-десантной службы, стоит порядка 150 тысяч рублей. Плюс ко всему модель Д-6 уже довольно давно снята с серийного производства.
     Командование ВДВ нашло решение проблемы в следующем. Вместо изымающихся из обращения парашютов в бригаду должны прийти такие же, только более молодые по возрасту системы, которые в соединениях западных регионов страны в свою очередь заменят более современными. В общем, получается своеобразная ротация парашютного «секонд-хенда». Но даже такому шагу в бригаде рады. Ведь он позволит если не излечить болезнь парашютного старения, то хотя бы ослабить ее болевые симптомы.
     Дальневосточные десантники с примесью белой зависти наблюдают за техническим переоснащением некоторых соединений и частей ВДВ. На западе страны военно-транспортная авиация активно занимается модернизацией имеющегося самолетного парка. В ВДВ поступают новые штатные десантные парашюты Д-10, парашюты «Арбалет» – для разведывательных подразделений. А для десантирования техники уже имеются парашютные системы типа «Шельф». Оснащение современными техническими средствами, организация системной и планомерной, а не от случая к случаю, воздушно-десантной подготовки – не чья-то прихоть, это требования сегодняшнего дня. Так почему технические новинки недоступны дальневосточникам?
     Если сложившаяся ситуация в ближайшей перспективе не переменится к лучшему, то десантники отдельной бригады ВДВ из крылатой рискуют плавно перейти в разряд просто пехоты, а значит, перестать быть грозной мобильной силой, способной выполнить поставленную задачу в любом месте и в любое время.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex