на главную страницу

28 Апреля 2007 года

Страна и мир

Суббота

С иллюзиями расстаемся?

Анатолий Люксембург,
Владимир Симкин.



     3-4 мая Москву посетит министр иностранных дел Японии Таро Асо. Цель этого визита – проведение переговоров с главой российского МИД Сергеем Лавровым об «углублении политического диалога с Россией как с важной соседней страной и дальнейшем укреплении двусторонних отношений». При этом в Токио не скрывают, что рассчитывают на подвижки в территориальной проблеме, под которой понимают передачу Россией Японии островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Однако решение этой проблемы в том виде, как предлагает Япония, невозможно, так как для этого нет никаких оснований.
     Как известно, присоединение к СССР Курильских островов и южной части острова Сахалин с прилегающими к нему островами произошло после победы во Второй мировой войне и без каких-либо ссылок на историю. На это Советский Союз получил от основных своих союзников по антигитлеровской коалиции согласие, которое было зафиксировано в основополагающих международных документах: на Ялтинской конференции 1945 года и Потсдамской конференции 1945 года. Тем самым, с одной стороны, СССР, как победитель в войне, установил границы так, как считал нужным для обеспечения своей безопасности, причем не только военной, но и экономической. А с другой – были созданы условия для развития доброжелательных отношений со всеми странами региона. Каких-либо дополнительных согласований и подписей, как и заключения мирного договора, уже не требовалось.
     В свою очередь, подписав Акт о безоговорочной капитуляции, Япония де-факто и де-юре автоматически утратила право на какие-либо претензии к победителям, что полностью согласуется с основополагающими бессрочными международными договорами, соглашениями и обязательствами. В том числе и требовать передачи ей Курильских островов. Япония не может отозвать свою подпись под Актом о безоговорочной капитуляции и не признать своей агрессии, как не могут отозвать своей подписи под бессрочными международными документами страны — союзники по Второй мировой войне, отражавшие агрессию и одержавшие победу.
     В этой связи все компромиссы, резолюции, декларации, двусторонние и многосторонние, как и сепаратные соглашения, нарушающие или обходящие, не учитывающие бессрочные, основополагающие для мирового сообщества, договоры, закон Статус-кво и международное право, должны быть признаны недействительными. В полной мере это относится и к Московской Совместной декларации 1956 года, на которую любят ссылаться в Японии. Согласно ей действовавшее тогда правительство Советского Союза согласилось на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан при условии заключения мирного договора между Японией и СССР. Однако хорошо известно, что вопрос об изменении границ и территорий не входит в компетенцию правительства или Министерства иностранных дел. Более того, руководители нашей страны того времени не имели на такие действия никаких прав и никаких полномочий.
     Совершенно очевидно, что мировое сообщество обязано соблюдать послевоенное международное право, ибо в противном случае мир скатится к непредсказуемости, подозрительности, хаосу в международных отношениях. Также будет происходить безостановочная гонка вооружений. И в этом плане нельзя не отметить последовательность позиции России. Как отметил недавно глава МИД РФ Сергей Лавров, она остается неизменной: «Мы опираемся на незыблемость итогов Второй мировой войны. И именно с этих позиций продолжаем в рамках договоренностей на высшем уровне развитие российско-японских отношений по всем направлениям». Говоря же о внешнеполитическом срезе проблемы развития Курильских островов, министр подчеркнул свою «абсолютную убежденность» в том, что «неотъемлемой частью действий России, помимо отстаивания своей внешнеполитической позиции, должно быть ускоренное социально-экономическое развитие островов в соответствии с той программой, которая была одобрена».
     Что же касается Японии, то ей, на наш взгляд, необходимо прекращать тешить себя напрасными иллюзиями и переходить к более конкретным делам по развитию отношений с нашей страной. Тем паче что у России и Японии существуют огромные перспективы сотрудничества в инвестиционной, торговой, инновационной, энергетической сферах, совместном хозяйственном освоении Сибири и Дальнего Востока. Огромные задачи стоят перед нашими странами и в вопросах укрепления международной стабильности и безопасности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex