на главную страницу

4 Мая 2007 года

История Отечества

Пятница

Победа — не предмет для торга



9 Мая мы торжественно отметим 62-ю годовщину со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. И эта традиция будет продолжаться. Подписан Указ Президента РФ «О проведении дней воинской славы России в ознаменование 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов». Российскому оргкомитету «Победа» поручено разработать проект перечня основных мероприятий на 2007 — 2010 годы. Предложено совместно с МИД РФ обратиться к правительствам государств - участников СНГ, государств антигитлеровской коалиции, а также к международным и национальным общественным организациям с предложением принять участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий. Федеральным, областным, республиканским и другим органам исполнительной власти поручено продолжить работу по улучшению социально-экономического положения ветеранов войны. И делается в этом плане вроде бы немало. Тем не менее, судя по письмам, поступающим в эти дни в редакцию, полного удовлетворения тем, как мы готовимся к празднику Великой Победы, у многих людей нет. Своими мыслями о том, почему это происходит и что надо делать, чтобы в нашем обществе было больше согласия в оценках событий Великой Отечественной войны, по просьбе редакции делится президент Академии военных наук генерал армии М.А. ГАРЕЕВ.

     - Махмут Ахметович, в последние годы в печати появилось много новых материалов, связанных с теми или иными событиями войны. И в официальной историографии кое-что уточнено. Что вы можете сказать по этому поводу?
     - Истекшие десятилетия, новые архивные материалы и знания о войне в общей совокупности только подтвердили величие нашей Победы и высокий уровень советского военного искусства. Мужество и самоотверженные усилия всего народа, героизм воинов армии и флота позволили уже в 1941 году не только остановить врага на всех стратегических направлениях, но и нанести ему сокрушительное поражение под Москвой, сорвать гитлеровский план молниеносной войны. Уже в битве под Москвой появились зачатки новых способов боевых действий, которые получили развитие в последующих операциях.
     Летом 1942 года гитлеровскому командованию удалось предпринять крупные наступательные операции на южном направлении. Но и этот год завершился разгромом немецко-фашистских войск под Сталинградом, где нашими войсками была окружена и уничтожена более чем трехсоттысячная группировка врага. Здесь, прежде всего, следует отметить умелый выбор Ставкой ВГК и Генштабом момента начала контрнаступления, когда наступление противника уже выдыхалось, группировки его войск были растянуты, фланги ослаблены, а переход к обороне не осуществлен. Весьма удачно с учетом наиболее уязвимых мест были определены и направления наших главных ударов, где удалось сосредоточить крупные резервы, применить в полной мере артиллерийское и авиационное наступление.
     В 1943 году при подготовке Курской битвы в отличие от 1941-1942 годов значительно лучше сработала разведка, которая своевременно вскрыла замысел германского командования, сосредоточение главных группировок войск противника и определила сроки перехода их в наступление. На основе хорошего знания состояния и предвидения возможного развития обстановки были приняты адекватные ей стратегические и оперативные решения. Организация обороны под Курском в стратегическом и оперативно-тактическом отношении являет собой непревзойденный образец применения рациональных способов действий. Оборона была прежде всего противотанковой. Серьезное внимание уделялось борьбе с воздушным противником. Большую роль сыграла и артиллерийская контрподготовка, проведенная на направлениях предполагаемых действий врага. Вторые эшелоны и резервы, в том числе танковые армии и корпуса, использовались для нанесения контратак и контрударов по прорвавшимся бронетанковым группировкам противника. Как известно, после Курской битвы и до конца войны немецко-фашистские войска уже не смогли предпринять ни одного крупного наступления оперативно-стратегического масштаба.
     В 1944-1945 годах, составляющих заключительный период Великой Отечественной войны, немецко-фашистская армия окончательно перешла к жесткой стратегической обороне. Предпринимались и сильные контрудары, отдельные наступательные операции (как, например, в районе озера Балатон, в Арденнах в начале 1945 года), но они носили уже частный характер, подчиненный интересам ведения обороны с целью затягивания войны и заключения сепаратного или многостороннего мира на приемлемых для Германии условиях.
     Советскими же войсками в 1944 году было проведено 10 крупных наступательных операций. Причем последовательно проводимые на разных направлениях эти операции дезориентировали германское командование, вынуждали его распылять силы и лишали возможности отразить или сорвать наступательные действия наших войск.
     Зимой и весной 1945 года продолжалось стратегическое наступление на всем советско-германском фронте при одновременных наступательных операциях англо-американских войск с Запада, в результате чего фашистская Германия оказалась в тисках общих согласованных ударов союзников. Советскими войсками в этот период были проведены Восточно-Прусская, Висло-Одерская, Венская, Восточно-Померанская, Нижнесилезская, Верхнесилезская, Берлинская и Пражская наступательные операции, приведшие к полному краху фашистской Германии и ее безоговорочной капитуляции.
     Это были грандиозные, небывалые по своим масштабам наступательные операции, развернувшиеся на фронте от 2 до 4,5 тысячи километров на глубину до 800 км, в которых участвовало от 9 до 11 фронтов при активном содействии ВМФ, дальней авиации и войск ПВО страны. Только в кампании 1945 года участвовали 6,7 миллиона человек, 107,3 тысячи орудий и минометов, 12,1 тысячи танков и самоходных орудий, 14,7 тысячи самолетов. Советское военное искусство в этот период достигло наибольшего расцвета.
     Для наступательных операций 1944-1945 годов характерно более смелое и решительное массирование сил и средств на направлениях главных ударов. На этих направлениях, составлявших примерно 1/3 общей протяженности фронта, обычно сосредоточивалось до 50 процентов личного состава, 60-65 процентов артиллерии и танков, основная часть авиации. Смелое и скрытное массирование сил и средств обеспечивало огромную мощь первого удара и быстрое развитие успеха в глубину и в стороны флангов.
     Дальнейшее развитие получили формы проведения стратегических операций. Если в Первую мировую и в Гражданскую (1918-1920 гг.) войны стратегические наступательные операции проводились силами отдельных фронтов, то во время Великой Отечественной основной формой проведения стратегических наступательных операций стали операции групп фронтов. Всего во время войны было проведено 37 стратегических наступательных операций, из них силами групп фронтов - 30. К их проведению привлекались от 2 до 5 фронтовых объединений, соединения авиации дальнего действия, войск ПВО страны, а на приморских направлениях и силы флотов.
     Ставка ВГК, Генштаб, командующие и штабы фронтов стали больше уделять внимания тщательной разведке противника, скрытности подготовки наступления и дезинформации противника. Мероприятия по введению противника в заблуждение относительно направления главного удара проводились с большим размахом и убедительностью. Например, 3-й Украинский фронт в целях дезинформации произвел в районе севернее Кишинева сосредоточение десяти стрелковых дивизий. Скрытно совершались также крупные перегруппировки общевойсковых, танковых и артиллерийских соединений с одних направлений на другие.
     В результате четырехлетнего противоборства двух стратегических линий, военных школ советское военное искусство продемонстрировало свое полное превосходство, и ставить под сомнение его высокий уровень нет никаких оснований. Сталин в марте 1945 года в беседе с главными редакторами военных журналов говорил: «Самое лучшее, самое важное, что мы добились в этой войне, - это наша армия… В этой войне мы получили современную армию, и это важнее многих других приобретений».
     - Тем не менее за рубежом и у нас появляется все больше литературы, где извращаются многие события, ставится под сомнение сама наша Победа...
     - Таким образом отравляется прежде всего сознание молодого поколения. И со всем этим нельзя не считаться. Но объективно попытки отрицать или принизить значение нашей Великой Победы - дело пустое и невежественное. Утверждения о том, что никакой победы не было, что мы потерпели поражение в минувшей войне, просто абсурдны и лишены элементарной логики.
     Веками в исторической практике победа и поражение определялись тем, какие цели преследовали стороны и насколько они достигнуты. Гитлеровская Германия ставила целью разгромить нашу армию, захватить, поработить Советский Союз. Нашей целью было разгромить оккупантов, освободить свои земли и другие страны. Чем все это кончилось, очевидно для каждого нормального человека. Фашистская армия была полностью разгромлена и перестала существовать, и не она пришла в Ленинград и Москву, а ставшая действительно могучей Советская Армия водрузила Знамя Победы над рейхстагом.
     В свете всего этого совершенно очевидно, какое великое дело сделали советский народ и его Вооруженные Силы. Победа над фашизмом - событие всемирно-исторического масштаба, предопределившее судьбу человечества. Если подходить к событиям с такими мерками, то ветераны Великой Отечественной войны - это святые люди, на которых надо молиться и о которых надо всемерно заботиться, а Знамя Победы - святыня, которую надо беречь. На высоком международном уровне признаны непререкаемыми факты холокоста или геноцида армян, приняты законы об ответственности тех, кто пытается отрицать их. То же самое надо сделать и относительно Победы над фашизмом в Великой Отечественной и в целом во Второй мировой войне и установить соответствующую ответственность за отрицание и поношение этого исторического факта. День Победы в Великой Отечественной войне должен стать главным государственным и общенародным праздником в России.
     - Махмут Ахметович, с вами трудно не согласиться. Но все же вернемся к вопросу о фальсификации истории Великой Отечественной войны. Почему, на ваш взгляд, это происходит?
     - Насколько я понимаю, людей, занимающихся этим зловредным делом, научная историография мало интересует. Поэтому происходит беспардонная политизация и идеологизация исторических событий в угоду тем или иным воззрениям. Дают о себе знать и исторические, геополитические причины. Искажается и изображается в перевернутом виде не только история Великой Отечественной войны, но и вся отечественная история. Уже Минин и Пожарский объявляются реакционерами, сорвавшими 400 лет назад присоединение России к Западу. Пересматривается и новейшая история. Появляются книги, где утверждается, что вступление США и Великобритании в антигитлеровскую коалицию было ошибкой, а борьба советского народа против фашизма за свою свободу и независимость объявляется бессмысленной.
     Дело в том, что если признать всемирно-историческое значение победы во Второй мировой войне, а следовательно и решающую роль нашей страны в разгроме фашизма, то нужно отвести ей соответствующее место в Европе и в мире, закрепленное Ялтинскими, Потсдамскими 1945 года и Хельсинскими соглашениями 1975 года. Но это не устраивает определенные круги. Расширением же НАТО все эти международные договоры растаптываются. Понятно, что для оправдания такой исторической концепции и современной политики нужна переиначенная история, которая призвана внушить людям: дескать, поскольку в прошлом у России ничего, кроме поражений и позора, не было, то она не может рассчитывать ни на что путное ни сегодня, ни в будущем. Национальные интересы и суверенитет, в том числе суверенная демократия, - это все пережитки прошлого.
     - Какие же аспекты истории войны, какие события больше всего искажаются?
     - Вопреки хорошо известным историческим фактам Советский Союз объявляется виновником и зачинщиком войны. Извращаются подлинные причины наших неудач в ее начале. Утверждается, например, что Тимошенко, Жуков, Павлов, Кирпонос и другие военачальники были предателями и вопреки Сталину осуществляли план Тухачевского по поражению Советского Союза. Или что Советский Союз в 1939-1940 годах планировал вместе с германскими войсками высаживаться на Британских островах. Распространяются всякого рода небылицы и сенсационные «версии». Например, насчет того, что Курской битвы, как таковой, якобы не было, так как после высадки союзников в Сицилии Гитлер увел все свои танковые дивизии на запад. Даже выдающиеся наступательные операции 1944-1945 годов, в частности, Берлинская, объявляются бездарными, а отечественное вооружение и военное искусство никудышными. Приводятся надуманные данные о наших военных и гражданских потерях во время войны. Называются числа и 40, и 50, и 60 миллионов человек - кому сколько заблагорассудится.
     Все это рассчитано на простаков или людей, которые по каким-то причинам заинтересованы в разного рода фальсификациях и зарабатывают на этом свой хлеб. А результат? В ряде стран (Эстония, Венгрия), в том числе даже в некоторых странах СНГ, совершаются надругательства над могилами и памятниками советским воинам. Ставится под сомнение освободительная миссия Советской Армии, наших воинов кое-где стали называть оккупантами. Вместе с тем прославляются войска «СС», бандеровцы, власовцы и прочие фашистские прихвостни.
     - А что, на ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы более эффективно противодействовать фальсификации истории Великой Отечественной войны?
     - Президент России Владимир Владимирович Путин со всей определенностью заявил, что мы будем защищать правду о войне и бороться с любыми попытками исказить эту правду, унизить и оскорбить память тех, кто пал. И справедливости ради надо сказать, что в целом в масштабе государства и в ветеранских организациях немало делается для утверждения правды о войне, патриотического воспитания граждан. В конце апреля с.г. состоялось заседание рабочей группы Оргкомитета «Победа», где были основательно рассмотрены состояние разработки учебников и преподавания военно-исторических аспектов отечественной истории в школах и высших учебных заведениях и выработаны соответствующие предложения для Министерства образования и науки и других ведомств, имеющих учебные заведения. Издаются и добротные книги и статьи о войне. Например, порадовала честная и убедительная книга молодого историка Алексея Исаева «Георгий Жуков», где довольно обоснованно опровергаются некоторые наветы на маршала Жукова. Она получила высокую оценку и при обсуждении на заседании Ассоциации историков Второй мировой войны. Это говорит о том, что есть кому продолжить наше дело. Активно работают в данной области Институт военной истории Министерства обороны, общественные организации, в том числе Академия военных наук, объединяющая ветеранов военной науки.
     Вместе с тем следует признать, что силы, стремящиеся перечеркнуть наше прошлое, в ряде случаев опережают нас и действуют более активно и агрессивно. Они огромными тиражами заваливают книжный рынок лживой, псевдоисторической литературой. Издание же и распространение честных книг, написанных с объективных позиций, крайне затруднено.
     А отсюда и ответ на вопрос о том, что нам нужно предпринять, чтобы более эффективно противодействовать фактам фальсификации истории Великой Отечественной войны.
     Прежде всего здесь важна принципиальная позиция властных структур, соответствующих государственных органов и официальных лиц. Необходимо активизировать деятельность научных учреждений, историков, ветеранских организаций по предотвращению искажения отечественной истории и прежде всего относительно Великой Отечественной войны. Видимо, есть необходимость в создании комиссии по выработке концепции национальной истории, где было бы отведено достойное место и истории Великой Отечественной войны. Четыре года назад группа ветеранов (маршалов и генералов армии) выступила с инициативой организовать подготовку нового издания многотомной истории Великой Отечественной войны. Однако до сих пор эта инициатива, признанная полезной на всех уровнях, не воплощена в жизнь.
     На заседаниях Оргкомитета «Победа» не раз обращалось внимание на наведение порядка с изданием школьных и вузовских учебников по отечественной истории. Но и в этой области мы не видим пока конкретных мер. К сожалению, и в военных вузах до предела свернуто изучение военной истории.
     В ветеранских организациях неоднократно ставился вопрос о создании фонда, который оказывал бы помощь в издании мемуаров участников войны и правдивой исторической литературы. Но эти, как и другие предложения ветеранов, также пока не реализованы.
     Все это — проблемы, имеющие прямое отношение к формированию морального духа воинов, воспитания их на примере защитников Отечества разных поколений.
     Фото из архива «Красной звезды».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex