на главную страницу

4 Мая 2007 года

Геополитика

Пятница

Белоруссия: приоритеты неизменны

Андрей ДИЕВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



На прошлой неделе, 24 апреля, президент Республики Беларусь Александр Лукашенко выступил с очередным ежегодным посланием белорусскому народу и Национальному собранию республики. По традиции в этом программном документе глава белорусского государства освещает актуальные вопросы современного развития и намечает стратегические направления политики республики на ближайшую перспективу. Белоруссия – самый близкий союзник Российской Федерации на постсоветском пространстве – поэтому видение Минском ситуации в мире представляет интерес и для Москвы.

     В НЫНЕШНЕМ послании Александр Лукашенко констатировал, что динамика развития международных отношений и их влияние на ситуацию в Белоруссии объективно потребовали внесения в 2007 году определенных коррективов в проводимую внутреннюю и внешнюю политику государства. Стратегические цели построения экономически сильного, социально справедливого и независимого государства остаются неизменными. Тактика же их реализации должна развиваться в ногу со временем.
     Первостепенная задача сегодня, по словам белорусского лидера, - «всеми силами и средствами укрепить самостоятельность белорусского государства», т.е. «обеспечить право самостоятельно проводить собственную внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить национальную безопасность по всем ее составляющим - от оборонной до информационной и продовольственной».
     Отмечается, что сохранить независимость и устойчивое развитие страны можно, только проводя динамичную разностороннюю внешнюю политику. Речь идет о том, чтобы постепенно, но твердо и последовательно сделать международную политику Белоруссии «более симметричной». При этом подчеркивается, «за этими словами не следуют никакие стратегические изменения в наших приоритетах. Основной из них по-прежнему - сохранение принципиально важного для нас российского направления».
     Это замечание представляется весьма важным, принимая во внимание, что после известных новогодних событий, связанных с повышением «Газпромом» цены на «голубое топливо» для Белоруссии, у Евросоюза и США могла возникнуть иллюзия возможности воспользоваться возникшей ситуацией для срыва российско-белорусского сближения в интересах изоляции РФ.
     В послании президент Лукашенко изложил свой взгляд на нефтегазовый спор. «Ситуация, сложившаяся в белорусско-российских отношениях, - сказал он, - вышла далеко за «нефтегазовую» тему. Конечно, будем говорить прямо, она нанесла несомненный урон делу нашего союзного строительства…
     Но если кто-то ждет, что Беларусь из-за возникших трудностей будет колебаться и менять направление своего движения, то глубоко заблуждается. Наша позиция в отношении интеграции с Россией неизменна: Беларусь всегда будет верна союзу братских народов. Русские люди нам не чужие. И никогда чужими не будут
».
     Глава белорусского государства призвал идти дальше, выбирая форму союзного строительства, исходя из очевидных потребностей двух государств и народов. При этом союз должен быть исключительно равноправным и взаимовыгодным. Александр Лукашенко декларировал свою готовность «на любой вариант, который приемлем для России» - но при неизменном соблюдении национальных интересов Белоруссии.
     НАПРЯЖЕНИЕ в отношениях между нашими братскими странами в целом снято. Белоруссия выразила готовность с середины текущего года перейти на 100-процентную оплату за российский природный газ. Одновременно республика начнет погашать задолженность, образовавшуюся с начала текущего года. Пока Минск оплачивает «Газпрому» 55 процентов поставок. Для оплаты поставок российского «голубого топлива» Белоруссия намерена использовать кредиты. СМИ сообщали, что Минск обратился к РФ с просьбой предоставления кредита на 1,5 млрд. долларов и привлек 1 млрд. евро на западных рынках при посредничестве крупного австрийского банка (на начало 2007 года госдолг Белоруссии составил 0,84 млрд. долларов США при предусмотренном госбюджетом лимите в 2 млрд.).
     «Газпром» изучает вопрос о включении проекта строительства второй ветки газопровода Ямал - Европа, которая пройдет по территории Белоруссии, в свою инвестиционную программу на будущий год. Напомним, что эта российская компания является собственником первой ветки газопровода «Ямал – Европа».
     Белоруссия придерживается взятого на себя обязательства по приведению вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты к российскому уровню в соответствии с подписанным 12 января в Москве белорусско-российским межправительственным соглашением о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов.
     Но некоторая настороженность партнеров наблюдателями все же фиксируется. Надо отметить, что в Минске внимательно следят за развитием ситуации вокруг предложения российской компании «Транснефть» построить новый нефтепровод «Унеча – Великие Луки - Приморск» мощностью 50 млн. тонн в год в обход Белоруссии (с возможным увеличением до 80 млн. тонн). Цель создания новой ветки, как говорят инициаторы проекта, - избежать транзитных рисков при поставке нефти в Германию и Польшу. Строительство второй ветки Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) вынудит увеличить пропускную способность порта Приморск до 150 млн. тонн нефти в год. В «Транснефти» считают, что компания сможет реализовать проект за полтора года.
     Но вопрос окончательно не решен. Как считает глава комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев, стоимость нефтепровода «Унеча - Приморск» протяженностью 950 километров составит около 2 млрд. долларов без учета стоимости развития инфраструктуры порта Приморск. Это может вызвать удорожание российской нефти, поставляемой в Европу на 3 доллара за баррель, т.е. несколько снизит рентабельность для российских экспортеров нефти. Да и пропускная способность датских проливов далеко небезгранична.
     Пока что основной поток российской нефти в Польшу и Германию идет по нефтепроводу «Дружба», построенному еще во времена СССР. Через территорию Белоруссии в направлении Польши и Германии, а также Украины ежегодно транспортируется до 80 млн. тонн «черного золота». Еще около 20 млн. тонн экспортируется на нефтеперерабатывающие заводы Белоруссии. Переориентировка потока на новый трубопровод, естественно, приведет к уменьшению поступлений в белорусский бюджет.
     

Наша справка. Белорусские НПЗ переработали в 2006 г. около 21,5 млн. тонн нефти из России (для удовлетворения потребностей белорусского внутреннего рынка требуется около 6 млн. тонн). При этом почти по шесть миллионов тонн пришлось на «Роснефть» и «Сургутнефтегаз», 2,2 млн. - на «ЛУКОЙЛ», по два миллиона - на «Газпромнефть» и «Славнефть» и примерно 1,8 млн. тонн - на «Русснефть». В настоящее время глубина переработки - 72 процента. В 2006 г. «Нафтан» и «ЛУКОЙЛ» создали совместное предприятие для производства присадок к моторным маслам.


     С этого года ухудшились налоговые условия для сотрудничества российских нефтяных компаний и белорусских НПЗ (Мозырского и Новополоцкого «Нафтана»). В результате почти двукратного повышения в Белоруссии акцизов на нефтепродукты переработка нефти на НПЗ республики по давальческой схеме стала для российских компаний нерентабельной.
     Поэтому с апреля российские компании стали отказываться от переработки своей нефти в Белоруссии. При существующей системе налогообложения им стало выгоднее производить топливо в самой России. Исключением является пока компания «Роснефть», которая продлила договор о давальческих поставках. Другие компании из РФ переходят на иную схему – вместо поставок «черного золота» для переработки и возвращения его в Россию в виде бензина и других нефтепродуктов, мазута и т.п. они будут просто продавать нефть белорусским заводам.
     Сокращение объемов переработки российской нефти в 2007 году негативно отразится на белорусских НПЗ и планах по их модернизации для доведения глубины переработки сырья до 91—92 процентов.
     ИНТЕРЕС вызывает оценка в послании двусторонних связей с другими странами СНГ. В числе первых были названы Украина и Азербайджан, в отношениях с которыми, как подчеркнуто, появились «многообещающие перспективы взаимодействия». Отмечено, что Украина и Белоруссия, являясь транзитными странами, должны совместными усилиями обеспечить надежность поставок энергоресурсов в Западную Европу. Что касается Азербайджана, то для Белоруссии полезно будет «предложить нашим азербайджанским друзьям участие в современных проектах, представляющих взаимный интерес. В первую очередь в области энергетики».
     К энергетической теме белорусский лидер будет обращаться не раз, что не удивительно, ибо энергетическая составляющая выдвигается на передний план в усилиях по обеспечению национальной безопасности Белоруссии, вынужденной импортировать энергоресурсы по растущим ценам. Поэтому объяснимо, что еще одним перспективным внешнеполитическим направлением назван Казахстан, «одно из богатейших природными ресурсами государств».
     Стремление Белоруссии к развитию двусторонних связей с бывшими республиками СССР рассматривается не как отказ от существующих интеграционных образований на постсоветском пространстве. Александр Лукашенко высказал мнение, что партнеры республики по интеграционным объединениям (СНГ, ОДКБ, Евразийское экономическое сообщество) «все больше и больше начинают осознавать, что стремление дружить с Западом не исключает важности взаимодействия» в рамках этих организаций. Напротив, создается некий баланс на международной арене. В этом, по словам президента Белоруссии, – «ответ тем, кто кричит, что Лукашенко переметнулся от России на Запад».
     Естественно, что в послании не обойдена молчанием тема отношений с Евросоюзом и США. Как подчеркнул Лукашенко, «необходимо преодолеть сложившиеся негативные мифы и стереотипы относительно Белоруссии. В наших отношениях с Евросоюзом и США должен наконец-то возобладать здравый смысл. Мы открыты для самого широкого сотрудничества по всем направлениям».
     В послании высказана благодарность «европейским друзьям за ту помощь, которую они оказывают нам в преодолении последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС». Чернобыльская тема действительно очень актуальна и болезненна для республики.
     

Наша справка. Белоруссия уже потратила более 18 млрд. долларов на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, от последствий которой пострадали ее 56 районов. Радиоактивному загрязнению подверглось более четверти лесного фонда Белоруссии или свыше 20 тыс. квадратных километров. В связи с радиоактивным загрязнением прекращены поисковые и разведочные работы в южной части припятской нефтегазоносной области с разведанными ресурсами нефти более 25 млн. тонн. В чистые районы Белоруссии отселено 470 населенных пунктов (более 140 тыс. жителей).


     Особого внимания, как указал Александр Лукашенко, заслуживает работа в Движении неприсоединения. Саммит, который состоялся в сентябре 2006 года, «положил начало формированию так называемой новой внешнеполитической дуги». При этом было заявлено, что богатейшие по своим ресурсам влиятельные страны - Индия, Венесуэла, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Оман - готовы работать и уже работают с Белоруссией в формате стратегического партнерства.
     Примечательно также, что Китай охарактеризован как «ведущий союзник на международной арене», двусторонний товарооборот с ним достиг уже почти одного миллиарда долларов. На смену простой торговле приходит сотрудничество в сфере высоких технологий и инвестиций, а также создание совместных предприятий. На рассмотрении китайской стороны находится пакет белорусских инвестиционных предложений на сумму более 2 млрд. долларов.
     Но на сегодняшний день первое место в торгово-экономическом сотрудничестве с Белоруссией занимает Европейский союз, затем идет Россия. Минск, отмечено в послании, сознательно стремился к тому, чтобы не быть зависимым от одной страны, диверсифицируя внешнюю политику и экономику.
     

Наша справка. Свертывание российско-белорусских экономических отношений больно ударило бы по экономике нашего западного соседа. Объем белорусского экспорта в Россию достиг в 2006 году 6,5 млрд. долларов. В РФ шло почти 100 процентов белорусского экспорта мяса и мясных продуктов, около 90 процентов телевизоров и более 80 процентов мебели. Белорусские автомобили, трактора и прочая сельхозтехника на 70 процентов собираются при использовании российских комплектующих.


     БЕЛОРУССИЯ, судя по посланию, выстраивает модель внешней и экономической политики, исходя из необходимости обеспечения своей энергетической безопасности, рассматриваемой как «важнейшее условие стабильного развития государства и общества», как «вопрос номер один». В связи с этим главная задача сформулирована так: независимо от изменяющейся конъюнктуры цен, прежде всего на энергоносители, сохранить набранные темпы, полностью выполнить намеченные планы развития экономики и социальной сферы.
     Повышение цен на энергоносители решено рассматривать и как стимул для совершенствования экономики и внедрения новейших технологий с тем, чтобы уменьшить удельный вес энергопотребления. Поэтому, сказал президент Лукашенко, «давайте перестанем упрекать Россию, а лучше сосредоточимся на решении внутренних проблем в изменившихся условиях». Белоруссии предстоит максимально приблизиться к развитым странам по уровню энергоемкости ВВП – пока у нее этот показатель в 2,5—3 раза выше.
     Важнейшая задача в экономической сфере - укрепить позиции нефтеперерабатывающих предприятий на рынке нефтепродуктов за счет обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции, соответствующей европейским стандартам. Намечено взять курс на радикальное обновление нефтехимии. Глава белорусского государства призвал нефтепереработчиков самим затягивать пояса, потому что, по его выражению, «там «жиру» больше, чем у любого гражданина Республики Беларусь, и никто там деньги никогда не считал».
     Президент Лукашенко призывал диверсифицировать поставки углеводородного сырья в Белоруссию. Экономика республики не должна зависеть от одного поставщика энергоресурсов. Выход, судя по всему, видится в развитии дружественных отношений с Венесуэлой и Ираном - государствами, обладающими значительными запасами энергоносителей. Речь идет прежде всего о совместной добыче и переработке сырья, чтобы ни перед кем «не стоять на коленях». Считается, что Белоруссия сможет получить нефть не только для собственных нужд, но и для последующей продажи на мировом рынке.
     В марте с.г. стало известно, что Венесуэла выделяет белорусской стороне участки для добычи нефти, что позволит, начиная с 2008 года, добывать не менее 2 млн. тонн «черного золота» ежегодно. Добытую нефть Белоруссия рассчитывает реализовывать в этой латиноамериканской стране, а на вырученные средства покупать российские энергоресурсы. К августу этого года планируется создать совместное нефтедобывающее предприятие. Это стало результатом договоренностей, достигнутых в ходе визита правительственной делегации Белоруссии в Венесуэлу. Стороны договорились о поставках в Венесуэлу белорусской техники, в том числе тракторной, автомобильной, автодорожной, телевизоров, холодильников, продуктов питания. В ближайшее время в Каракас прибудет с официальным визитом президент Белоруссии.
     Помочь в решении проблемы диверсификации поставок должно дальнейшее развитие транзитной инфраструктуры, чтобы расширить возможности транспортировки сырья из Балтийского и Черноморского регионов.
     По мнению независимых экспертов, Белоруссия будет стремиться к более тесному взаимодействию в энергетической сфере с Литвой, через территорию которой Минск мог бы организовать поставки нефти в республику морским путем. Как говорил журналистам посол Литвы в Минске Эдминас Багдонас, по предложению литовской стороны уже обсуждался вопрос о поставках нефти в Белоруссию через Клайпедский нефтетерминал. В недалеком будущем Белоруссия, возможно, будет получать морским транспортом не менее 20 процентов импортируемой нефти.
     Гипотетически Белоруссия может присоединиться к реализации польско-украинского проекта нефтепровода «Одесса – Броды – Плоцк – Гданьск», если Евросоюзу все же удастся договориться с Казахстаном и Азербайджаном о выделении необходимых объемов «черного золота». Ситуация прояснится в нынешнем мае, когда в Варшаве по инициативе президента Польши Леха Качиньского будет проведен энергетический саммит всех государств, заинтересованных в реализации проекта (Азербайджан, Грузия, Литва, Польша и Украина). Считается, что работа нефтепровода «Одесса – Броды – Гданьск» экономически целесообразна при загрузке системы в объеме не менее 16 млн. тонн нефти в год.
     В то же время стало известно, что уже начата техническая реконструкция трубопровода «Мозырь – Броды», чтобы по нему можно было транспортировать нефть из Одессы в Белоруссию. Не исключается, что следующим шагом станет проработка вопроса о создании технических условий для прокачки черноморской нефти в Литву и Латвию…
     Анализ нынешнего послания главы белорусского государства показывает, что политика бывших республик СССР приобретает все более прагматичный характер, когда государственный курс формируют исходя из императивов экономики и реалий мирового рынка. Россия, выстраивая свои экономические отношения с новыми независимыми государствами сугубо с рыночных позиций, должна быть готова к этому.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex