Министерство обороны Великобритании опубликовало недавно специальный аналитический доклад «Будущий стратегический контекст для обороны», авторы которого предприняли попытку определить основные тенденции в области глобальной безопасности на период до 2035 года. Корреспондент ИТАР-ТАСС в Лондоне Виталий МакарЧев рассказывает об основных положениях этого аналитического документа.
Окончание.Начало в № 71.
Британские военные аналитики попытались определить характер международных отношений в предстоящие три десятилетия. По их мнению, они будут характеризоваться усилением взаимозависимости между государствами через продолжающийся процесс глобализации мировой экономики.
США сохранят в целом экономическое, культурное и военное лидерство в предстоящие годы, но их будут во все большей степени теснить новые державы – в первую очередь Китай и Индия, а также Россия, Бразилия и Иран.
Несмотря на сохранение традиционных альянсов и союзов будет создан новый комплекс двусторонних и многосторонних связей между странами, что станет отражением их различных интересов, рисков и озабоченностей элит. Британские специалисты предсказывают, что в связи с ростом конкуренции за природные ресурсы и противоречий между рыночными силами к 2020 – 2035 годам возможно возникновение сильного напряжения в международных отношениях. В результате роста напряженности, считают они, не исключено возникновение военного конфликта.
Соединенные Штаты сохранят в целом свое лидерство по крайней мере до 2020 года, после чего более многополярный мир бросит вызов статусу Вашингтона. Он последует со стороны таких стран, как КНР, Россия, Индия, Бразилия и Индонезия. Последние предложат также свои альтернативные проекты, что вызовет ослабление позиций США в ряде регионов мира. Стратегическая мощь США будет ослаблена процессами интеграции и глобализации, а также необходимостью решать сложные национальные экономические проблемы, включая дефицит бюджета и текущего баланса.
Бразилия превращается в крупную экономическую державу, основанную на национальных демократических институтах, диверсифицированной экономике и мощном потенциале в аграрном секторе, а также в производстве биотоплива. Она изменит баланс власти в Западном полушарии, в том числе за счет сокращения влияния США на государства Латинской Америки. Экономическое развитие Бразилии станет катализатором для аналогичного прогресса других латиноамериканских стран, и прежде всего Аргентины и Чили. Однако можно ожидать и усиления популизма в государствах Латинской Америки, так как 25 процентов ее населения живет менее чем на 2 доллара в сутки.
Евросоюз продолжит прием новых членов и будет определять свою безопасность с учетом ситуации в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Однако будущее конституционное и валютно-финансовое развитие Евросоюза может быть подорвано конкуренцией между завышенными ожиданиями стран-членов и недостаточно быстрым экономическим ростом. Растущее число пенсионеров и широкие социальные программы не смогут при этом сочетаться с продолжением экономического роста ЕС. В результате страны-члены будут вынуждены искать пути для сохранения нынешнего уровня жизни своего населения.
Напряжение между глобализацией, существующими социальными гарантиями и потребностями экономики приведет к радикализации ряда сторон жизни Евросоюза, в том числе движения в защиту традиционного европейского уклада жизни. В этих условиях увеличится разрыв между либеральной европейской элитой и общественным мнением.
В бывших республиках СССР и государствах Восточной Европы произойдет отход от демократических реформ 1990-х годов в случае, если демократические институты не смогут принести этим странам процветания и стабильности. В этих условиях возникнет сильное желание возвратиться к более традиционным авторитарным режимам. Однако эта тенденция будет уравновешена желанием оставаться частью Евросоюза и НАТО.
Россия. Ее влияние и значение в Европе усилится, что станет отражением ее природных богатств, в первую очередь наличия нефти и природного газа.
Китай обойдет Японию по экономической мощи и превратится к 2015 году во вторую крупнейшую экономическую силу мира. Данный процесс будет сопровождаться превращением Китая в великую державу. Однако зависимость интегрированного Китая от мировой экономики приведет к тому, что Пекин будет проводить осторожную и прагматическую внешнюю политику.
Наряду с этим Китай стоит перед лицом серьезнейших внутренних проблем, которые имеют политический, экологический, социальный, демографический характер. При этом сохранение разрыва между бедными и богатыми слоями, необходимость проведения финансовой реформы, ухудшение окружающей среды, коррупция – все это приведет к социальным конфликтам и политическим потрясениям.
Экономический рост Китая зависит от его доступа к природным ресурсам по конкурентоспособным ценам, сохранения спроса на китайские товары в развитых и развивающихся странах и безопасности международных отношений. В будущем не исключено, что КНР попытается использовать экономическую силу, с тем чтобы защитить свою промышленность или внутреннюю стабильность.
Не исключено усиление региональной конкуренции между Китаем и Индией. Превратившись к 2025 году в великую мировую державу, Китай может приступить к реализации менее сдержанного курса, что создаст значительные трудности для международных отношений.
Япония. Ее позициям в мире будет брошен вызов со стороны Китая, при этом страна ощутит проблемы государственного долга и стареющего населения. Все это заставит Токио более активно участвовать в системе международной безопасности и брать на себя более значительный груз ответственности совместно с США.
Индонезия. Обладающая многочисленным населением, выгодным геополитическим положением и природными ресурсами, Индонезия имеет необходимый потенциал для бурного экономического развития. Однако он может пострадать в результате внутреннего раскола индонезийского общества на этнические группы. Индонезия также может стать объектом крупных природных катастроф.
Индия будет доминировать в южной Азии, но ей предстоит решить ряд собственных сложных проблем, включая хаос в инфраструктуре, невероятную бедность в деревне, отношения между богатыми слоями и бедными, ядерный Пакистан и региональное усиление Ирана. Сохранение каст, рост мусульманского экстремизма и усиление внутреннего напряжения в обществе в связи с продолжающимся расслоением способно привести к замедлению экономического роста Индии. Эта опасность исходит также и от неспособности правительства создать эффективную систему государственного образования. Отношения между Индией и Пакистаном быстро ухудшатся, если к власти в последнем придет исламское правительство.
Ближний Восток. Этот регион мира останется крайне нестабильным. При этом здесь произойдет значительный рост населения. Увеличение числа молодых людей приведет к тому, что правительства окажутся неспособными создать необходимое число рабочих мест. В результате в обществе будут усиливаться радикальные настроения, в том числе и воинственный исламизм.
|